Преимущество частного нотариата

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:29, научная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение современного состояния частного нотариата, который совсем недавно занял место в системе государственных органов России, показать его преимущества, а так же дальнейшие перспективы развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……….……3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…….………………………………………….….........…5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..16
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………17

Работа содержит 1 файл

Научная работа преимущества частного нотариата и дальнейшее.docx

— 49.54 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……….……3 

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ…….………………………………………….….........…5 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..16 

СПИСОК  ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы исследования состоит в том, что в последние годы в деятельности нотариата произошли определенные перемены. Реформирование экономических отношений существенно повлияло на реализацию в правовом государстве функций нотариата и стратегию его преобразования и развития. В процессе становления рыночной экономики в России впервые за многие годы остро встал вопрос о формировании рациональной нотариальной системы. Внедрение рыночных механизмов, обеспечение реальной экономической самостоятельности юридических и физических лиц, распространение негосударственных форм собственности сделали необходимым создание нотариальной системы, позволяющей удовлетворять интересы личности и государства.

     В связи с этим в 1993 году был принят новый закон о нотариате "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", который официально утвердил в нашей стране частный нотариат.

     Идея  реформирования, заключавшаяся в  возрождении небюджетного нотариата, в целом оправдала себя. На сегодня  в России около 7700 нотариусов, занимающихся частной практикой, и всего 55 нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.1 Частный нотариат, созданный в 1993 году, постепенно завоевал ключевые позиции не только в крупных городах, но даже в аграрных регионах.

     Целью данной работы является рассмотрение современного состояния частного нотариата, который совсем недавно занял  место в системе государственных  органов России, показать его преимущества, а так же дальнейшие перспективы развития.

     Проблема  состоит в том, что нотариат Российской Федерации находится на переходном этапе. Он уже не является прежним  советским нотариатом, но еще и  не стал полноценным нотариатом рыночного  государства. Сегодня существует государственный  и частный нотариат. Отсюда —  двойные стандарты, двойные нормы. Одновременное существование в большинстве государств двух параллельных систем нотариата – государственного и небюджетного – вызывает возражения. Подобное положение в части остаточного существования государственного нотариата порождает ряд негативных последствий. Прежде всего, необходимо отметить, что переход к эффективно работающей нотариальной модели – модели латинского, небюджетного нотариата – не может быть совершен формально, носить незавершенный характер. Это связано с тем, что система латинского нотариата предполагает участие нотариусов в гражданском обороте в качестве не одного из бюрократических органов, а представителей свободной профессии, беспристрастно и независимо осуществляющих публичные полномочия от имени государства в интересах всех участников гражданского оборота.

     Современные реалии социально-экономического развития государства и общества требуют  перехода к более активной модели нотариата, которая не ограничилась бы возложением на нотариусов лишь удостоверительных функций. В рамках активной модели перед нотариатом ставится задача по комплексному оказанию юридической  помощи всем заинтересованным участникам гражданского оборота на равных условиях. Решение данной задачи будет, имеет большое значение.

     В этой связи особую актуальность темы приобретают исследования современного состояния нотариата в нашей  стране, анализ преимуществ частного нотариата в процессе жизнедеятельности  гражданского общества и правового  государства, определение существующих проблем на данном этапе и дальнейшие перспективы его развития.

     Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список литературы, оформленный в соответствии с  библиографическими требованиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

     Нотариат  – это на сегодняшний день, успешно функционирующий институт. Наверное, потому, что он одним из первых пережил реформу. Из побочного органа правовой системы, каким он был в советское время, превратился (со своими особенностями, недостатками и проблемами) в действующий, эффективный, динамично развивающийся институт.

     Однако  проблема существования частнопрактикующего  и государственного нотариусов и  проблема выбора между ними действительно  очень важны. Дело в том, что имеются  существенные отличия в статусах нотариусов, работающих в государственных  нотариальных конторах и занимающихся частной практикой. Так же это  касается порядка финансирования и  ответственности нотариусов, контроля за их деятельностью и отстранения  от должности.

     Частнопрактикующий  нотариат доказал свое бесспорное преимущество, и заключается это в основном в следующем:

1. Прежде  всего, «для потребителей» –  участников гражданского оборота  решается проблема доступа к  квалифицированной юридической  помощи, обязанность по оказанию  которой, в том числе бесплатно,  возлагается на нотариат. Например, в тех регионах, где произошел  полный или преимущественный  переход нотариата на небюджетную  основу, были полностью удовлетворены  потребности гражданского оборота  в нотариальных действиях. При  этом потребителям «нотариальных  услуг» обеспечивается качественно  новый уровень юридической безопасности  их отношений. 

2. При  переходе на единую организационную  форму существования нотариата  на основе небюджетного нотариата:

1) исчезает  необходимость в определении  правового статуса государственной  нотариальной конторы, нотариуса,  работающего в государственной  нотариальной конторе (сейчас  статус не определен; конторы  создаются и ликвидируются Минюстом  Российской Ф или его территориальными органами, но финансируются и подлежат материально-техническому обеспечению субъектами РФ; государственные нотариальные конторы не юридические лица, но в них определяется количество должностей нотариусов, и в них работают нотариусы; нотариусы, работающие в таких конторах, не являются федеральными служащими, но назначаются на должность нотариуса на основании трудового договора, заключаемого ими с территориальным органом юстиции; по этой же причине и по причине того, что их действия совершаются от имени РФ, нотариусы, работающие в таких конторах, не признаются и госслужащими субъекта РФ, хотя субъект РФ финансирует деятельность государственных нотариальных контор);

2) отпадает  необходимость в уточнении разграничения  компетенции РФ и субъектов  РФ в вопросах нотариата и  в бесконечном споре о необходимости  выделения Федерацией субъектам  РФ субвенций для выполнения  государственной функции (сейчас  материально-техническое и финансовое обеспечение госнотконтор возложено на субъекты РФ, но при этом даже не запрашивается их мнение при решении вопроса о создании и ликвидации этих контор, о количестве учреждаемых в таких конторах должностей нотариусов);

3) финансовая  заинтересованность в этом субъектов  РФ, поскольку у них прекращаются  расходы бюджета на материально-техническое  и финансовое обеспечение государственных  нотариальных контор, и увеличивается  доходная часть их бюджетов  за счет поступлений от налога  на доходы с физических лиц  – нотариусов (по Бюджетному кодексу  Российской Федерации  70% такого  налога зачисляется в бюджет  субъектов РФ); возрастет за счет  этого налога и доходная часть  бюджетов поселений и муниципальных  районов (сейчас соответственно 10 и 20%);2

4) исчезнут неразрешимые финансовые проблемы по обязательному в силу закона повышению профессионального уровня нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах (сейчас этот вопрос решается за счет нотариального сообщества);

5) исчезнет недопонимание населения о юридических последствиях совершенных нотариальных действий нотариусами частнопрактикующими и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах (сейчас, несмотря ни на что доверие ко всему «государственному» выше, чем к частному);

6) реально будет обеспечено выполнение без очередей гарантированного Конституцией РФ права каждого на наследство (на сегодняшний день оформление наследственных прав возложено на государственного нотариуса при его наличии в нотариальном округе, а если такового нет, то на одного из частнопрактикующих нотариусов).

7) возникает материальная ответственность в случае неумышленного причинения частным нотариусом ущерба, в соответствии с ч. 1 ст. 17 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» устанавливает, что нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие своих неправомерных действий ущерб. 3Этот иной порядок может, например, означать возмещение ущерба через систему обязательного страхования нотариальной деятельности, предусмотренную Основами о нотариате. Если же ущерб превышает страховую сумму, то в соответствии с гражданским законодательством взыскание обращается на имущество нотариуса, занимающегося частной практикой, тогда как нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, за совершение действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет дисциплинарную, гражданскую или уголовную ответственность в зависимости от тяжести последствий его правонарушения.

3. В-третьих, выгоды перехода к небюджетной модели построения нотариата «для государства» заключаются в следующем:

1) за счет уменьшения расходов на содержание государственного нотариата высвобождаются значительные финансовые и материально-технические ресурсы;

2)обеспечивается относительно эффективная реализация правоохранительной функции государства в сфере гражданского оборота за счет его участников;

3)гарантируется право граждан на получение квалифицированной юридической помощи;

4)обеспечивается дополнительная прозрачность гражданского оборота и создаются препятствия легализации преступных доходов;

5) облегчается реализация фискальной функции государства.

     В настоящее  время  появилось много  проблем,  связанных с судьбой  нотариата в Российской Федерации  и  непосредственно  с  деятельностью  нотариусов.  При социологических  опросах нотариусов определяется круг основных вопросов, требующих разрешения.

      1.Во-первых  – завершение создания единой системы нотариата.  С принятием в 1993  г.  новой редакции  Основ российский нотариат  разделился  на государственный и частный секторы.  По мнению нотариусов,  при таком делении страдают граждане.  Сейчас разрабатывается проект закона о внесении изменений в Основы  законодательства  РФ о нотариате,  в соответствии с которыми должна быть создана единая  система нотариата,  состоящая только  из  частных нотариусов.  Это шаг в сторону Латинского нотариата.  Как известно, в 1995 г. российский нотариат вошел в международный институт Латинского  нотариата,  объединяющий  более  50  стран Западной Европы (кроме Великобритании),  Латинской Америки и т.  д.  При этом  перед Россией было  поставлено  условие создания единой системы нотариата Предъявление таких требований связано с тем,  что Латинский нотариат объединяет  только  свободных нотариусов - независимых представителей  государства,  наделенных  им   полномочиями   совершать   нотариальные действия и несущих личную ответственность за их совершение. 4

      С этой проблемой связано усиление  контроля  органов  юстиции  с  деятельностью частных нотариусов.  Пока контроль осуществляется только на стадии назначения на должность  нотариуса,  выдачи лицензии на право  занятия    нотариальной    деятельностью   и   ведения   нотариального делопроизводства.  Контроль   же   за   исполнением   профессиональных обязанностей  частными  нотариусами  осуществляют  нотариальные палаты. Но при переходе на единую систему нотариата, по мнению многих нотариусов,  было бы целесообразно передать часть полномочий по контролю за осуществлением нотариальных действий органам юстиции.  Это сделало бы  независимых нотариусов  действительными представителям государства, как того требует система Латинского нотариата.

      Так как, подобное компромиссное положение в части остаточного существования государственного нотариата порождает ряд негативных последствий, среди которых можно назвать:

1) неприспособленность  государственного нотариата условиям  современного гражданского оборота  и рынка;

Информация о работе Преимущество частного нотариата