Правовые последствия признания недействительности сделок

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с указанными целями в работе решаются следующие задачи:
1. Исследование правовой категории «недействительная сделка», ее места в системе российского гражданского права.
2. Анализ существующих в науке гражданского права подходов к понятию недействительной сделки.
3. Проведение классификации недействительных сделок.
4. Установление последствий недействительных сделок.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды недействительных сделок 5
2. Характеристика отдельных видов недействительных сделок 13
3. Правовые последствия признания недействительности сделок 31
Заключение 35
Список используемых источников 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая Недействительность сделок.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

7. Сделки, совершенные под влиянием  обмана, насилия, угрозы, злонамеренного  соглашения представителя одной  стороны с другой стороной  или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК РФ).

Сделка, совершенная под  влиянием обмана. Данная сделка оспорима потому, что одна сторона умышленно введена в заблуждение с целью совершения сделки, выгодной обманывающей стороне. Обманные действия могут исходить от контрагента по сделке или от третьих лиц, действующих в интересах контрагента или самостоятельно заинтересованных в совершении сделки.

Обман может относиться как к  элементам самой сделки (характера  возникающих прав и обязанностей, количества и качества предмета сделки, вида и способа оказания услуги и т.д.), так и к обстоятельствам, сопутствующим совершению сделки, включая мотивы, влияющие на формирование воли обманутого участника28.

Как отмечал О.С. Иоффе, "если конкретные обстоятельства свидетельствуют о том, что при правильном представлении о моментах, воспринимаемых вследствие обмана в ложном состоянии, контрагент не пошел бы на заключение сделки, сделку следует считать совершенной под влиянием обмана"29.

Для признания сделки недействительной по данному основанию безразлично, совершаются ли обманные действия в активной форме (сообщение ложных сведений) или же выражаются в бездействии (умышленное умолчание о фактах, знание которых может препятствовать совершению сделки). Если не будет доказано, что действия, заключающиеся в умолчании о таких фактах, имели целью обман другой стороны, то сделка может быть признана недействительной как совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение. Обман присутствует и в случаях, когда ложные сведения об обстоятельствах, имеющих значение для совершения сделки, сообщаются третьими лицами с ведома или по просьбе стороны в сделке.

Обман является основанием для признания  сделки недействительной независимо от того, привлечен ли обманщик в качестве мошенника к уголовной ответственности или нет. Также не имеет значения наличие или отсутствие в действиях обманщика корыстной цели.

Совершенными под влиянием обмана могут признаваться как сделки с  участием граждан, так и сделки с  участием юридических лиц.

Сделка, совершенная под влиянием насилия, оспорима потому, что воля участника сделки – гражданина (или органа юридического лица) формировалась несвободно.

Насилие – причинение лицу физических или душевных страданий, - деформирует волю субъекта. Насилие может исходить как от другой стороны сделки, так и от третьего лица. Как насилие необходимо расценивать причинение физических и душевных страданий лицам, близким участнику сделки.

Насилие, имеющее значение для признания  сделки недействительной, всегда представляет собой гражданское правонарушение, но не обязательно уголовно наказуемое деяние. Разновидностью насилия является воздействие на волю контрагента посредством использования служебной зависимости или служебного положения.

Совершенными под влиянием насилия  могут признаваться как сделки с участием граждан, так и сделки с участием юридических лиц.

Сделка, совершенная под  влиянием угрозы оспорима потому, что воля субъекта сделки формируется несвободно. Угроза представляет собой воздействие на психику гражданина (органа юридического лица) с целью деформирования его воли посредством заявления о причинении ему или его близким имущественного, физического или морального вреда в будущем, если он не совершит сделку.

Угроза – явление, отличное от насилия. Во-первых, она состоит только в психическом воздействии, т.е. угроза – нереализованное в действительности намерение причинить какое-либо зло. Во-вторых, угроза может состоять как в возможности совершения правомерных действий (наложение ареста на имущество, сообщение в правоохранительные органы или в печать сведений о преступной деятельности и т.п.)30, так и в возможности совершения неправомерных действий (истязание, уничтожение личного имущества и т.п.).

По основанию совершения сделки под угрозой может быть признана недействительной сделка, совершенная гражданином или юридическим лицом, орган которого действовал несвободно. Так, орган юридического лица может быть склонен к совершению невыгодной для юридического лица сделки под угрозой разглашения сведений о незаконных действиях юридического лица, информации, составляющей коммерческую тайну, и т.п.

Основанием для признания сделки недействительной может служить  не всякая угроза. Угроза должна быть реальной, исполнимой. Практическое значение имеет  и значительность угрозы. Значительность угрозы означает, что "зло грозило существенному благу, личному или имущественному"31. Вопрос о реальности, исполнимости и значительности угрозы решается судом, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Сделки, совершенные в результате злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой. Сделка, совершенная под влиянием злонамеренного соглашения сторон, страдает тремя пороками:

- волеизъявление представителя  не соответствует воле представляемого;

- об этом несоответствии знает  контрагент;

- представитель и контрагент вступили в сговор в целях обеспечения своих интересов за счет интересов представляемого32.

Такая сделка оспорима потому, что  в результате умышленного сговора  представителя одной стороны  с другой стороной возникают неблагоприятные  последствия для представляемого. При этом не имеет значения, преследовали ли обе стороны сговора или одна из них корыстные цели. Важно то, что представитель одной стороны и его контрагент действовали с целью причинить зло представляемому. Такое имело место, например, тогда, когда представитель в договоре значительно занижает цену услуг, оказываемых представляемым другой стороне, преследуя при этом цель получения вознаграждения от данной стороны.

Злонамеренность соглашения следует  отличать от небрежности представителя. Небрежность представителя в процессе совершения сделки может породить у представляемого право на возмещение причиненного этим вреда (убытков), но не признания сделки недействительной.

Злонамеренное соглашение представителя  также необходимо отличать от выхода представителя за рамки полномочия. При злонамеренном соглашении представитель действует в пределах полномочия. Поэтому при недоказанности наличия злонамеренности в действиях представителя презюмируется, что все последствия возникают у представляемого. При выходе представителя за пределы полномочия возникновение последствий у представляемого возможно лишь при условии последующего одобрения им сделки, совершенной представителем с выходом за пределы полномочия.

Недействительными как совершенные  в результате злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной могут признаваться сделки с участием, как граждан, так и юридических лиц.

Кабальные сделки. Сделка, совершенная субъектом вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, оспорима при наличии двух взаимосвязанных факторов:

а) нахождение субъекта, совершающего сделку, в тяжелых обстоятельствах;

б) крайне невыгодные условия сделки.

Каждый из этих факторов, взятых в  отдельности, не может породить недействительность сделки. Под стечением тяжелых обстоятельств можно понимать, например, возникновение неожиданных и крупных долгов, болезнь близкого человека, потерю кормильца при отсутствии иных источников материального содержания семьи, потерю юридическим лицом абсолютного большинства активов в результате виновных действий контрагентов, государства и т.п. Явная невыгодность условий заключенной сделки означает очевидную неравноценность получаемых по сделке благ и встречного удовлетворения за них.

Для признания сделки недействительной по данному основанию весьма важно, что стечение тяжелых обстоятельств вынудило совершить именно эту, крайне невыгодную (кабальную) сделку, а контрагент воспользовался этим. Следовательно, необходимо доказать наличие виновного поведения контрагента, намеренно использующего сделку в своих интересах. Как совершенные субъектом вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях могут признаваться сделки с участием граждан и с участием юридических лиц.

 

  1. Правовые последствия  признания недействительности сделок

 

Основным последствием недействительных сделок является отсутствие с момента  совершения сделки "положительного" правового результата, т.е. тех прав и обязанностей, на возникновение  которых была направлена воля сторон при совершении сделки. В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Если сделка, совершенная с нарушением требования закона, не исполнялась, она просто аннулируется. Если же признанная недействительной сделка полностью или частично исполнена, возникает вопрос об имущественных последствиях ее недействительности.

Двусторонняя реституция (от лат. "restituere" – восстанавливать), важным последствием недействительности является возвращение сторон в первоначальное положение – обязанность каждой из сторон вернуть другой стороне полученное по соответствующей сделке. Данное последствие наступает, если одна или обе стороны полностью или частично исполнили сделку. При невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) каждая из сторон обязана возместить другой стороне стоимость полученного в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК).

Следует отметить, что не всегда положения  закона о реституции эффективно работают на практике. Так, существует множество сделок, по которым невозможно вернуть исполненное (например, в случае аренды, перевозке груза). Возмещать же в подобных случаях стоимость полученного в деньгах не имеет смысла, поскольку арендатор (грузоотправитель, покупатель) уже заплатил за предоставленную ему услугу (товар) и повторный платеж составлял бы неосновательное обогащение другой стороны. Тем самым нарушался бы принцип равноценности33. Между тем Конституционным Судом РФ было разъяснено, что при реституции права должны восстанавливаться на основе принципа равенства, обеспечения равноценности и эквивалентности возмещения стоимости имущества участникам гражданских правоотношений34. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ также разъяснили, что при применении последствий исполненной обеими сторонами недействительной сделки, когда одна из сторон получила денежные средства, а другая – товары, работы или услуги, суду следует исходить из равного размера взаимных обязательств сторон35. Поэтому очень часто в силу изложенных причин взаимная реституция фактически не применяется.

Односторонняя реституция. В некоторых случаях, специально установленных законом, исполненное обратно получает только одна сторона, являющаяся добросовестной, т.е. применяется не двусторонняя, а односторонняя реституция. Недобросовестной стороне ничего не возвращается: все то, что ею исполнено или подлежит исполнению, взыскивается в доход государства. Так, при совершении сделок под влиянием обмана, насилия, угрозы (ст. 179 ГК) виновная сторона возвращает потерпевшему все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещает его стоимость в деньгах. Имущество, полученное потерпевшим от виновной стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного этой стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах (п. 2 ст. 179 ГК).

Недопущение реституции. Специальным гражданско-правовым последствием недействительности сделки является мера конфискационного характера, установленная в ст. 169 ГК. В случае если сделка совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, то при наличии умысла у обеих сторон такой сделки в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, если сделка исполнена обеими сторонами). В случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного. Применение реституции в данном случае не допускается ни к одной из сторон сделки, поскольку обе действовали в целях, противных основам правопорядка или нравственности. При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки применяется односторонняя реституция.

Обязанность виновной стороны возместить реальный ущерб. Кроме указанных выше последствий, недействительность некоторых сделок вызывает еще одно последствие: обязанность недобросовестной стороны возместить потерпевшей стороне реальный ущерб. Такая обязанность возникает у дееспособной стороны в сделках, совершенных недееспособными или не полностью дееспособными, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности (ограничении дееспособности) другой стороны. Данное правило применяется к сделкам граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 171 ГК), либо ограниченных судом в дееспособности (п. 1 ст. 176 ГК), либо совершивших сделку в фактически недееспособном состоянии (п. 3 ст. 177 ГК), к сделкам несовершеннолетних (п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 175 ГК).

Реальный ущерб также возмещается  виновной стороной потерпевшему в сделках, предусмотренных ст. 179 ГК совершенных  под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя  одной стороны с другой стороной, в кабальных сделках.

Существенные особенности имеют  нормы о возмещении реального  ущерба в сделках, совершенных под  влиянием заблуждения. Обязанность  возместить ущерб ложится либо на заблуждавшуюся сторону, либо на ее контрагента  в зависимости от того, имелась ли вина другой стороны сделки во введении потерпевшего в заблуждение (п. 2 ст. 178 ГК).

 

Исковая давность по недействительным сделкам

Сроки исковой давности по недействительным сделкам установлены в ст. 181 ГК, изложенной в редакции Федеральным  законом от 21 июля 2005 г36. По ничтожным сделкам срок исковой давности составляет 3 года со дня, когда началось исполнение соответствующей сделки. Хотя в ГК говорится только о сроке давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки, этот же 3-летний срок должен применяться и по искам о признании ничтожных сделок недействительными37. Ранее срок исковой давности по ничтожным сделкам составлял 10 лет. Новый трёхлетний срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки применяется с обратной силой также к требованиям, десятилетний срок предъявления которых не истек до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. Это означает, что если ничтожная сделка начала исполняться в 2000 г., то после вступления в силу указанного Закона срок исковой давности для применения последствий ее недействительности будет считаться истекшим в 2003 г., а не в 2010 г.

Информация о работе Правовые последствия признания недействительности сделок