Правовой статус Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Исторически сложилось так, что государственная власть в нашей стране всегда, начиная с момента образования Русского государства, персонифицировалась, отождествлялась с личностью главы государства – великого князя, царя, императора, генерального секретаря, президента. Даже когда страну возглавляли слабые личности, власть ассоциировалась с главой государства.

Содержание

Введение3
Глава 1
Президент Российской Федерации……………………………………………..4
Роль Президента РФ в системе управления государством………..…...5
Ограничения президентской власти…..………………………………....8
Основные полномочия Президента РФ……………..………………….10
Глава 2 Выборы Президента Российской Федерации………...………………14
2.1 Вступление в должность Президента РФ…………………………..........19
2.2 Досрочное прекращение полномочий Президента РФ…………….…...21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………….………………...25

Работа содержит 1 файл

Курсовая Констит. право.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Все зарегистрированные кандидаты имеют равные права  и обязанности.

Кандидат  обладает неприкосновенностью, то есть не может без согласия Генерального прокурора РФ быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

После регистрации кандидат в Президенты РФ может начать свою предвыборную кампанию, в этом ему помогают 600 доверенных лиц. Политическая партия и избирательный блок, выдвинувшие кандидата, вправе назначить до 100 доверенных лиц. Для проведения предвыборной агитации кандидат обязан создать избирательный фонд, образуемый за счет своих личных средств, средств выдвинувшего его избирательного блока, добровольных пожертвований физических и юридических лиц.  Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 250 миллионов рублей.

За день до выборов предвыборная агитация запрещается. Определение результатов выборов производится по абсолютной мажоритарной системе: избранным считается тот кандидат на пост Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Причем прийти к избирательным урнам должны не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

В случае, если в избирательный бюллетень  было внесено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, ЦИК  РФ назначает через 21 день повторное голосование по выборам Президента РФ по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Здесь уже победит тот кандидат, который набрал большее число голосов, чем другой кандидат. Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре, если другой кандидат по какой-либо причине выбывает из второго тура голосования. Избранным в данном случае будет признан кандидат, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Анализируя  порядок избрания Президента РФ, можно сделать вывод, что мажоритарная система абсолютного большинства на президентских выборах в республиках со смешанной формой правления представляется наиболее справедливой избирательной системой. Необходимость набрать 50% + 1 голос придает искомую легитимность будущему Президенту, а два тура голосования позволяют избирателю, в случае необходимости, скорректировать свое волеизъявление. 

2.1 Вступление в должность  Президента Российской  Федерации

На тридцатый  день со дня официального объявления ЦИК РФ о результатах выборов Президента РФ он вступает в свою должность. Момент вступления в должность Президента РФ связан с принесением Президентом присяги народу.

Акт принесения присяги Президентом РФ имеет  важное юридическое значение: с одной стороны, это обязывающая Президента клятва перед народом - верно служить ему, с другой – правовой указатель, с которого начинается отсчет времени президентства конкретного лица.

С момента  принесения присяги Президент вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия и исполняет свои обязанности до момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Если  одно и то же лицо избирается Президентом  на новый срок, то обычно требуется  повторное принесение присяги.

Принесение  Президентом РФ при вступлении в должность присяги народу – важный момент обретения им своей должности. Конституция РФ (ч.1 ст.82) устанавливает следующий текст присяги: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Из текста присяги Президента РФ вытекает, что  клятва Президента содержит следующие обязывающие в юридическом и моральном плане элементы:

признание высшей ценностью человека, его прав и свобод и в связи с этим принятие обязанности уважать и  охранять их;

обязательство соблюдать Конституцию РФ как  основу конституционного строя страны, документ высшей юридической силы;

провозглашение  готовности и решимости защищать само существование государства, его  суверенитет, независимость, безопасность и целостность;

торжественное обещание верой и правдой служить  народу России.

После того как Президент РФ принес присягу, исполняется Государственный гимн. Часть 2 ст. 82 Конституции РФ предусматривает, что присяга приносится Президентом РФ в торжественной обстановке, в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ, а также других высших лиц государства. Церемония происходит в Кремле, и акт принесения присяги широко освещается средствами массовой информации.

В России присяга Президента РФ, как и присяга  судей Конституционного Суда РФ, носит светский характер и приносится на Конституции РФ, приводит к присяге нового Президента Председатель Конституционного Суда РФ.

Если  во время нахождения Президента на своей должности принимается  новая Конституция, предусматривающая  иное содержание присяги, повторно присяга по общему правилу не приносится.  
 

2.2 Досрочное прекращение  полномочий Президента  Российской Федерации

Российская  Конституция предусматривает три  случая досрочного прекращения полномочий Президентом РФ: его отставка, стойкая  неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия и отрешение от должности.

Россияне  стали свидетелями первой в истории  современной России добровольной отставки Президента РФ Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. Добровольный уход с поста Президента был оформлен указом Президента о добровольном сложении с себя полномочий. Нужно отметить, что забрать свое заявление об отставке Президент не может.

Что касается отстранения Президента от должности  по состоянию здоровья, то в настоящее  время, к сожалению, не принят федеральный закон, детально регламентирующий данную процедуру. В данном законе следовало бы предусмотреть процедуру создания медицинской комиссии, которая вправе давать заключения о состоянии здоровья Президента.

В целях  обеспечения гарантий Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности, либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности осуществлять принадлежащие ему полномочия, 12 февраля 2001 г. был принят Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

Так, Президент  РФ, прекративший исполнение своих  полномочий, имеет право на пожизненное  ежемесячное денежное содержание в  размере 75 % денежного содержания действующего Президента РФ. Для обеспечения своей деятельности он может иметь штат помощников, пользоваться правительственной связью, иметь отдельный оборудованный оргтехникой кабинет. Кроме того, он и члены его семьи пользуются медицинским обслуживанием и имеют в пожизненном пользовании одну из государственных дач. Обеспечение жизни и деятельности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, происходит за счет средств федерального бюджета.

Формой  конституционной ответственности Президента РФ является возможность его отрешения от должности. Эта процедура предусматривается ст. 93 Конституции РФ и является весьма сложной и формализованной, включающей в себя несколько обязательных условий.

Во-первых, Президент РФ может быть отрешен от должности только на основании обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления. В этом случае нижняя палата – Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Здесь Верховный Суд РФ, не рассматривая дела, уже фактически должен осудить Президента РФ за совершение преступления.

Предложение об отрешении от должности Президента РФ может исходить только от группы депутатов, составляющей не менее одной  трети от общего числа членов Государственной  Думы. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято двумя тетями от общего числа депутатов палаты.

Во-вторых, рассматривает дело и, по существу, принимает решение об отрешении  Президента от должности верхняя  палата – Совет Федерации. Для  признания Президента виновным и, как  следствие этого, отстранения его  от должности необходимо две трети голосов от общего числа членов палаты.

В-третьих, если решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности  не будет принято в трехмесячный срок после выдвижения Государственной  Думой обвинения против Президента, то обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент РФ пользуется неприкосновенностью, что  вытекает из его конституционного положения  как главы государства. До отрешения  Президента РФ от должности против него нельзя возбудить уголовное  дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля.

После отрешения от должности Президент  РФ, если он совершил преступление, будет  нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный  гражданин.

Во всех случаях, когда Президент не в  состоянии выполнять свои обязанности до новых выборов Президента их временно исполняет Председатель Правительства Российской  Федерации.

 
 

Заключение

Изучив  материалы и источники об институте  Президента РФ и рассмотрев элементы его конституционно-правового статуса в их соотношении, можно свидетельствовать о наличии в системе власти России такого института, который может оказывать огромное, а подчас решающее влияние на обеспечение прав и свобод граждан, функционирование всех ветвей государственной власти, а тем самым на всю политическую систему общества; может способствовать искоренению коррупции, злоупотреблений, иных нарушений законности в государственном аппарате, аппарате органов местного самоуправления, обществе в целом.

Во избежание  слабости президентской власти, возможности перерастания института президентства в некое подобие культа личности, узурпации президентом государственной власти, проявления президентского всевластия, бесконтрольной личной власти необходима полная рациональная реализация статуса Президента РФ и своевременное внесение в него изменений при обнаружившемся его несоответствии фактической ситуации, устойчиво сложившейся в обществе и государстве. Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать фиктивности, то есть нереальности данного статуса, когда относящиеся к Президенту РФ нормы права не воплощаются в жизнь, а тем более нарушаются.

Я считаю, что, то, насколько эффективно Президент  РФ реализует свои полномочия, воздействует на нашу жизнь, на улучшение ее качества, обеспечивает полноту гарантий наших прав и свобод, не в последнюю очередь зависит от нас самих. В активном участии граждан в выборах будущий Президент РФ черпает свои силы.

Следовательно, Президент РФ, по сути, олицетворяет нашу государственность, и, сплачиваясь  вокруг него, а при необходимости и, критикуя его, мы укрепляем единство государства, поднимаем его авторитет на международной арене, в мире.

Список  используемой литературы
  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  4. Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский «Органы государственной власти современной России», учебное пособие М., 2004 г.
  5. С.Э. Жилинский «Наш Президент, как он правит и как его избирают», издательство НОРМА М., 2004 г.
  6. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России», учебное пособие М., 2006 г.
  7. Под редакцией Г.Н. Комковой «Конституционное право России», учебник М., 2005 г.
  8. Под редакцией А.Ю. Хаманевой «Административное право России», курс лекций М., 2007 г.
  9. В.Е. Чиркин «Конституционное право России», учебник М., 2003 г.
  10. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Информация о работе Правовой статус Президента Российской Федерации