Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:12, курсовая работа
Исторически сложилось так, что государственная власть в нашей стране всегда, начиная с момента образования Русского государства, персонифицировалась, отождествлялась с личностью главы государства – великого князя, царя, императора, генерального секретаря, президента. Даже когда страну возглавляли слабые личности, власть ассоциировалась с главой государства.
Введение3
Глава 1
Президент Российской Федерации……………………………………………..4
Роль Президента РФ в системе управления государством………..…...5
Ограничения президентской власти…..………………………………....8
Основные полномочия Президента РФ……………..………………….10
Глава 2 Выборы Президента Российской Федерации………...………………14
2.1 Вступление в должность Президента РФ…………………………..........19
2.2 Досрочное прекращение полномочий Президента РФ…………….…...21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………….………………...25
Запреты
также вытекают из особого значения
президентской должности. Президенту
РФ запрещается любое совмещение должностей
и мандатов. Он не может быть членом парламента
и депутатом местного законодательного
органа или органа самоуправления, его
главой; не вправе заниматься другой оплачиваемой
работой, кроме преподавательской, научной,
иной творческой; не может занимать должности
в общественных объединениях, коммерческих
организациях, заниматься предпринимательской
деятельностью. На время президентства
Президент РФ приостанавливает членство
в политических партиях.
1.3
Основные полномочия
Президента Российской
Федерации
Президент РФ наделен Конституцией РФ широким кругом полномочий. В зависимости от правовой специфики можно выделить:
1) Полномочия, связанные с исполнительной властью. Конституция определила систему деятельности государственных органов по принципу разделения ветвей власти. Президент не входит ни в одну из традиционных ветвей государственной власти, но оказывает непосредственное влияние на каждую. Особенно тесная связь существует между Президентом и Правительством. Не являясь главой исполнительной власти, Президент формирует Правительство и с согласия Государственной Думы назначает главу Правительства. Президент РФ вправе в любое время отправить в отставку Правительство, без какой – либо мотивации. Президент РФ активно участвует и в формировании состава Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства и министров РФ. Непосредственно Президенту РФ подчинены некоторые министры (обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции и др.) и руководители отдельных ведомств (Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ и др.). Кроме решения вопросов о составе Правительства Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.
2) Полномочия, связанные с законодательной властью. Президент принимает активное участие в законодательном процессе. Он обладает правом законодательной инициативы по всем вопросам. Президент подписывает и обнародует закон, принятый палатами парламента. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Для взаимодействия с палатами Федерального Собрания Президент РФ назначает в эти органы своих полномочных представителей, которые представляют законопроекты на заседаниях палат, обосновывают позиции Президента при отклонении им федеральных законов, участвуют в согласительных процедурах. Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее.
Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и иные федеральные законы. Выборы Президента РФ осуществляются в соответствии с общими принципами. При прямых выборах можно говорить о том, что Президент выступает представителем всего народа, наделяющего его обширными полномочиями по управлению делами государства. Важно то, что реальные властные полномочия президента нуждаются в самой широкой легитимации. Выборы Президента РФ могут быть проведены только на альтернативной основе.
Срок полномочий Президента РФ в соответствии со ст.81 Конституции Российской Федерации – четыре года.
Исчисление
четырехлетнего конституционного срока
начинается со дня избрания Президента.
Днем выборов является первое воскресенье
после окончания данного
Участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Конституцией РФ (ч.2 ст.81) установлены условия приобретения гражданами пассивного избирательного права: Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. При этом Конституция РФ не содержит требования о том, чтобы кандидат в Президенты был гражданином РФ по рождению.
При анализе данного положения, вывод напрашивается сам за себя, что данная норма не дает возможности стать Президентом РФ лицу без гражданства или иностранцу. Однако иностранному гражданину, который имеет одновременно гражданство Российской Федерации, то есть при наличии у него двойного гражданства, Конституция не препятствует стать Президентом Российской Федерации.
Кроме того, Президентом РФ может быть избран не всякий гражданин Российской Федерации, а только постоянно проживающий на территории РФ не менее десяти лет (ч.2 ст.81 Конституции РФ). Понятие «постоянно проживающий» означает:
Это обусловливается тем, что человек, желающий возглавить российское государство, должен обладать информацией о жизни в стране, знать проблемы, с которыми придется столкнуться на этом посту. Требование постоянного проживания, разумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства.
Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд (ч.3 ст.81 Конституции РФ). Анализ этой нормы показывает, что конкретный гражданин гипотетически может стать Президентом РФ и более двух сроков при наличии интервала между периодами президентства (перерыв является обязательным, если президентство осуществлялось два срока подряд).
Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ не ранее, чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования или через 14 дней после досрочного прекращения полномочий Президентом РФ. День голосования должен приходиться на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Если выборы не будут назначены Советом Федерации, то их назначает Центральная избирательная комиссия РФ.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу (ст.4 ФЗ «О выборах Президента РФ»).
Правом выдвижения кандидата на пост Президента России обладают политическая партия, избирательное объединение или блок, зарегистрированные в установленном порядке не менее чем за год до дня голосования, а также сам кандидат. Согласие баллотироваться кандидат дает только одной политической партии или одному избирательному блоку.
Каждый
гражданин РФ, обладающий пассивным
избирательным правом, после официального
опубликования решения о
Политическая партия, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата, причем он необязательно должен быть членом политической партии, а также партий, входящих в избирательный блок.
Для регистрации кандидат представляет в Центральную избирательную комиссию РФ:
Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ (ч.1 ст.36 ФЗ «О выборах Президента РФ»).
Информация о работе Правовой статус Президента Российской Федерации