Правовой статус Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Исторически сложилось так, что государственная власть в нашей стране всегда, начиная с момента образования Русского государства, персонифицировалась, отождествлялась с личностью главы государства – великого князя, царя, императора, генерального секретаря, президента. Даже когда страну возглавляли слабые личности, власть ассоциировалась с главой государства.

Содержание

Введение3
Глава 1
Президент Российской Федерации……………………………………………..4
Роль Президента РФ в системе управления государством………..…...5
Ограничения президентской власти…..………………………………....8
Основные полномочия Президента РФ……………..………………….10
Глава 2 Выборы Президента Российской Федерации………...………………14
2.1 Вступление в должность Президента РФ…………………………..........19
2.2 Досрочное прекращение полномочий Президента РФ…………….…...21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………….………………...25

Работа содержит 1 файл

Курсовая Констит. право.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Запреты также вытекают из особого значения президентской должности. Президенту РФ запрещается любое совмещение должностей и мандатов. Он не может быть членом парламента и депутатом местного законодательного органа или органа самоуправления, его главой; не вправе заниматься другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной, иной творческой; не может занимать должности в общественных объединениях, коммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью. На время президентства Президент РФ приостанавливает членство в политических партиях.  

1.3 Основные полномочия  Президента Российской  Федерации 

       Президент РФ наделен Конституцией РФ широким  кругом полномочий. В зависимости  от правовой специфики можно выделить:

       1) Полномочия, связанные с исполнительной властью. Конституция определила систему деятельности государственных органов по принципу разделения ветвей власти. Президент не входит ни в одну из традиционных ветвей государственной власти, но оказывает непосредственное влияние на каждую. Особенно тесная связь существует между Президентом и Правительством. Не являясь главой исполнительной власти, Президент формирует Правительство и с согласия Государственной Думы назначает главу Правительства. Президент РФ вправе в любое время отправить в отставку Правительство, без какой – либо мотивации. Президент РФ активно участвует и в формировании состава Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства и министров РФ. Непосредственно  Президенту РФ подчинены некоторые министры (обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции и др.) и руководители отдельных ведомств (Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ и др.). Кроме решения вопросов о составе Правительства Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

       2) Полномочия, связанные с законодательной властью. Президент принимает активное участие в законодательном процессе. Он обладает правом законодательной инициативы по всем вопросам. Президент подписывает и обнародует закон, принятый палатами парламента. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Для взаимодействия с палатами Федерального Собрания Президент РФ назначает в эти органы своих полномочных представителей, которые представляют законопроекты на заседаниях палат, обосновывают позиции Президента при отклонении им федеральных законов, участвуют в согласительных процедурах. Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее.

  1. Полномочия, связанные с судебной властью. Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Само же назначение на должность судей производится Советом Федерации. Судей других федеральных судов – республиканских, краевых, областных, автономной области и автономных округов, районных, военных и специализированных – Президент назначает самостоятельно. Президент представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ.
  2. Полномочия, в сфере правового статуса личности. Одними из основных можно назвать полномочия Президента по вопросам гражданства. Президент РФ принимает решения о приеме в гражданство, восстановлении в гражданстве иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ, выходе из гражданства РФ, отменяет решения о приеме в гражданство. В соответствии с Конституцией РФ Президент осуществляет помилование в отношении индивидуально определенного лица, приговор по которому вступил в законную силу. Как глава государства, Президент РФ награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания – дипломатические ранги, классные чины на государственной службе и др. Президент вправе учреждать некоторые ордена и медали.
  3. Полномочия, связанные с федеративным устройством государства. Перед Президентом РФ ставится задача обеспечивать устойчивость государства, его суверенитет и государственную целостность. Он должен осуществлять согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Конституция наделила Президента правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Президент РФ может приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам или если они нарушают конституционные права и свободы человека и гражданина. Президент назначает и освобождает своих полномочных представителей. Если нормативный акт издан по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ или совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, то Президент вправе обратиться в Конституционный Суд РФ.
  4. Полномочия в области обороны страны и обеспечения ее безопасности. За Президентом РФ закрепляются основные обязанности в организации обороны и безопасности страны. Как правило, глава государства является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России. Он назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил. В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ утверждает военную доктрину страны. Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вправе вводить на территории страны или в ее отдельных местностях военное положение, а также объявлять чрезвычайное положение на территории всей страны или ее части. Чрезвычайное положение вводится Президентом РФ при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации.
  5. Полномочия в области внешней политики. На основании Конституции РФ на Президента возложено руководство внешней политикой, то есть он разрабатывает внешнеполитический курс страны и руководит его выполнением. Глава государства является высшим представителем своей страны в сфере внешних сношений. Ему предоставлено право вести международные переговоры с главами государств и правительств других стран, посещать с официальными и неофициальными визитами зарубежные страны, участвовать в совещаниях и встречах глав государств. Президент вправе от имени РФ подписывать международные договоры и соглашения. Президент РФ может уполномочить вести переговоры и подписывать договоры другие лица. Президент РФ назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях и т.д.
  6. Иные специальные полномочия. Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ. Президент ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ. Президент РФ назначает и освобождает своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации, Конституционном Суде РФ. Президент РФ для обеспечения своей деятельности формирует Администрацию.
Глава 2 Выборы Президента Российской Федерации

Законодательство  о выборах Президента РФ  составляют Конституция РФ, Федеральный закон  от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации», Федеральный  закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и иные федеральные законы. Выборы Президента РФ осуществляются в соответствии с общими принципами. При прямых выборах можно говорить о том, что Президент выступает представителем всего народа, наделяющего его обширными полномочиями по управлению делами государства. Важно то, что реальные властные полномочия президента нуждаются в самой широкой легитимации. Выборы Президента РФ могут быть проведены только на альтернативной основе.

Срок  полномочий Президента РФ в соответствии со ст.81 Конституции Российской Федерации – четыре года.

Исчисление  четырехлетнего конституционного срока  начинается со дня избрания Президента. Днем выборов является первое воскресенье  после окончания данного конституционного срока. Действующий Президент РФ исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента, которое происходит на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией РФ результатов выборов Президента РФ. Президент РФ избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по абсолютной мажоритарной системе.

Участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Конституцией  РФ (ч.2 ст.81) установлены условия  приобретения гражданами пассивного избирательного права: Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. При этом Конституция РФ не содержит требования о том, чтобы кандидат в Президенты был гражданином РФ по рождению.

При анализе  данного положения, вывод напрашивается  сам за себя, что данная норма  не дает возможности стать Президентом РФ лицу без гражданства или иностранцу. Однако иностранному гражданину, который имеет одновременно гражданство Российской Федерации, то есть при наличии у него двойного гражданства, Конституция не препятствует стать Президентом Российской Федерации.

Кроме того, Президентом РФ может быть избран не всякий гражданин Российской Федерации, а только постоянно проживающий  на территории РФ не менее десяти лет (ч.2 ст.81 Конституции РФ). Понятие  «постоянно проживающий» означает:

  1. во-первых, то, что кандидат в Президенты должен постоянно жить в России не менее указанного срока;
  2. во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, то есть отрезки времени не могут суммироваться в 10 лет;
  3. в-третьих, он должен проживать этот срок непосредственно перед выборами.

Это обусловливается  тем, что человек, желающий возглавить российское государство, должен обладать информацией о жизни в стране, знать проблемы, с которыми придется столкнуться на этом посту. Требование постоянного проживания, разумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства.

Одно  и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд (ч.3 ст.81 Конституции РФ). Анализ этой нормы показывает, что конкретный гражданин гипотетически может  стать Президентом РФ и более двух сроков при наличии интервала между периодами президентства (перерыв является обязательным, если президентство осуществлялось два срока подряд).

Выборы  Президента РФ назначаются Советом  Федерации Федерального Собрания РФ не ранее, чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования или через 14 дней после досрочного прекращения полномочий Президентом РФ. День голосования должен приходиться на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Если выборы не будут назначены Советом Федерации, то их назначает Центральная избирательная комиссия РФ.

Выборы  Президента РФ проводятся по единому  федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу (ст.4 ФЗ «О выборах Президента РФ»).

Правом  выдвижения кандидата на пост Президента России обладают политическая партия, избирательное объединение или блок, зарегистрированные в установленном порядке не менее чем за год до дня голосования, а также сам кандидат. Согласие баллотироваться кандидат дает только одной политической партии или одному избирательному блоку.

Каждый  гражданин РФ, обладающий пассивным  избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ вправе выдвинуть  свою кандидатуру на эту должность. Для поддержки самовыдвижения кандидата  ему необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом (ч.2 ст.34 ФЗ «О выборах Президента РФ»).

Политическая  партия, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата, причем он необязательно должен быть членом политической партии, а также партий, входящих в избирательный блок.

Для регистрации  кандидат представляет в Центральную  избирательную комиссию РФ:

  1. свое заявление о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера: фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность либо род занятий; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на постоянной основе, - сведения об этом; срок проживания на территории Российской Федерации, гражданство (в случае наличия помимо гражданства РФ гражданства иностранного государства – гражданство иностранного государства с указанием наименования этого государства, даты и оснований приобретения гражданства). Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность не более чем к одной политической партии, зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке, либо к иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата;
  2. нотариально удостоверенную доверенность на уполномоченного представителя (нотариально удостоверенные доверенности на уполномоченных представителей) по финансовым вопросам кандидата;
  3. сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в том числе совместной собственности), об обязательствах имущественного характера кандидата, и его супруга. Эти сведения представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, и его супруга за четыре года, предшествующих году назначения выборов Президента РФ;
  4. если кандидат одновременно выдвинут на двух выборах – письменное уведомление о его выдвижении на других выборах.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ (ч.1 ст.36 ФЗ «О выборах Президента РФ»).

Информация о работе Правовой статус Президента Российской Федерации