Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:12, курсовая работа
Исторически сложилось так, что государственная власть в нашей стране всегда, начиная с момента образования Русского государства, персонифицировалась, отождествлялась с личностью главы государства – великого князя, царя, императора, генерального секретаря, президента. Даже когда страну возглавляли слабые личности, власть ассоциировалась с главой государства.
Введение3
Глава 1
Президент Российской Федерации……………………………………………..4
Роль Президента РФ в системе управления государством………..…...5
Ограничения президентской власти…..………………………………....8
Основные полномочия Президента РФ……………..………………….10
Глава 2 Выборы Президента Российской Федерации………...………………14
2.1 Вступление в должность Президента РФ…………………………..........19
2.2 Досрочное прекращение полномочий Президента РФ…………….…...21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………….………………...25
Российский
государственный социальный университет
Курсовая работа по дисциплине:
Конституционное право Российской Федерации
на тему:
Правовой
статус Президента Российской
Федерации
Выполнила студентка 2 группы 2 курса
очно-заочной формы обучения
юридического факультета:
Романенко
Анастасия Борисовна
Оценка «___» _______________2008 г.
Глава 2 Выборы Президента Российской Федерации………...………………14
2.1 Вступление в должность Президента РФ…………………………..........19
2.2 Досрочное прекращение полномочий Президента РФ…………….…...21
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………….………………...
Из списка представленных тем для курсовой работы по конституционному праву Российской Федерации я выбрала ту, которая кажется мне наиболее актуальной в наше время – это правовой статус Президента Российской Федерации. Ведь Президент, действующий глава государства, так же как флаг, герб – в известной степени символ государства.
Исторически сложилось так, что государственная власть в нашей стране всегда, начиная с момента образования Русского государства, персонифицировалась, отождествлялась с личностью главы государства – великого князя, царя, императора, генерального секретаря, президента. Даже когда страну возглавляли слабые личности, власть ассоциировалась с главой государства.
Институт президентства требует к себе постоянного внимания. Находясь в постоянной динамике, он неизбежно сталкивается с наличием пробелов и коллизий в законодательном опосредовании статуса Президента РФ. С течением времени в силу объективных причин он приобретает некоторые новые черты и утрачивает прежние. Поэтому я решила изучить материалы и источники об институте Президента, его статусе, правовых возможностях, ограничениях, ответственности, выборах и вступлении в должность, и вместе с тем пройтись по нелегким тропам правового поля, в котором осуществляется власть нашего Президента. Ведь все мы, граждане России, объединены в единую могущественную политическую организацию – Российское государство. И нам необходимо знать, что может и должен делать Президент для каждого из нас, для государства, страны в целом.
Решающее слово в отношении того, кто будет стоять во главе нашего государства остается за нами, за избирателями во время голосования. И голос надо отдавать осознанно, компетентно, хорошо представляя, каким статусом обладает наш возможный избранник – российский Президент.
Должность Президента была учреждена в России в 1991 г.
Президент РФ не входит в какую-либо из традиционных ветвей власти и занимает особое положение главы государства (хотя нельзя отрицать, что он осуществляет государственную власть) и обеспечивает координацию деятельности органов государственной власти. Как главе государства ему присущи некоторые элементы полномочий других ветвей государственной власти: законодательной (без его подписи, например, закон не имеет силы), исполнительной (он непосредственно руководит «силовыми» и некоторыми другими министрами), судебной (ему принадлежит право помилования). Поскольку наибольший объем полномочий Президента РФ и его повседневная деятельность связаны с исполнительной властью, в научной литературе его иногда относят к органам исполнительной власти, несмотря на то, что, согласно ст. 110 Конституции РФ, исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Иногда говорят о бицефальной («двухголовой») исполнительной власти (президент и правительство), обсуждается вопрос об особой президентской власти.
Президент РФ сочетает два качества: органа государства (президентство федеративной республики) и высшего должностного лица. Как орган государства Президент РФ, например, подписывает или отклоняет законы, распускает Государственную Думу (с назначением даты выборов), назначает судей, осуществляет помилование. В качестве высшего должностного лица он председательствует на заседаниях Совета Безопасности РФ, является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ч.1 ст.87 Конституции РФ), руководит государственной службой и т.д. На практике, однако, строго разграничить эти два качества почти невозможно.
Президент РФ осуществляет роль арбитра в отношении некоторых других органов государственной власти РФ и в отношениях Федерации с ее субъектами (согласительные процедуры), обеспечивает взаимодействие органов государственной власти, выполняет роль гаранта Конституции РФ, прав и свобод граждан. Он принимает меры по охране государственного суверенитета, независимости России и ее территориальной целостности.
На практике
Президент РФ занимает центральное
место в механизме
Россию относят к странам со смешанной формой правления, для которых характерно сочетание реальной власти Президента с парламентской ответственностью Правительства. Однако правовое положение российского Президента и его приоритет по отношению к другим высшим органам государства позволяет ряду исследователей делать вывод о существовании в России особой формы правления, нетипичной во многом для зарубежных стран.
Должность
вице-президента в Российской Федерации
упразднена в 1993 году.
1.1 Роль Президента Российской Федерации в системе управления государством
Исходным положением для определения роли Президента РФ в системе управления Российской Федерацией является положение Конституции РФ, которая устанавливает, что он является главой государства (ч.1 ст.80).
Президент РФ обладает особой властью, в которой соединены различные элементы полномочий. Вместе с тем Президент РФ не стоит над другими ветвями власти, они не подконтрольны ему. Роль президентской власти – обеспечивать сбалансированное взаимодействие властей, осуществлять арбитраж путем согласительных процедур, систему сдержек и противовесов, субсидиарность деятельности ветвей власти.
В системе высших органов государства Президент РФ выполняет особые функции, которые не могут осуществлять другие органы. Во-первых, он представляет российское государство внутри страны и в международных отношениях. Внутри страны Президент РФ имеет полномочных представителей в субъектах, федеральных округах, в важнейших органах государства (палатах парламента, Конституционном Суде РФ), которые обеспечивают осуществление полномочий Президента. Он назначает в другие страны и международные организации дипломатических представителей, действующих от имени Российской Федерации. Во-вторых, Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации. Действуя в этом качестве, он следит за соблюдением Конституции, в том числе и при подписании законов, принятых парламентом. В-третьих, Президент РФ – гарант прав и свобод человека и гражданина. Он является, в частности, последней инстанцией, куда может обратиться осужденный с просьбой о помиловании. В-четвертых, Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности. Выполняя эти задачи, он действует в качестве Верховного главнокомандующего, председателя Совета Безопасности, в случае угрозы безопасности государства вводит военное и чрезвычайное положение. В-пятых, Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч.3 ст.80). В этих целях он обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию. В-шестых, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
При Президенте РФ существует множество различных структур: Администрация Президента РФ, Управление делами, различные советы (по местному самоуправлению, по делам казачества и т.д.), которые являются совещательными органами.
К числу
последних относятся
Основными задачами Государственного Совета являются: содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обсуждение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма; обсуждение вопросов, касающихся исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституций, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и внесение соответствующих предложений Президенту РФ; содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов; обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете и др. Заседания Совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца.
Совет Безопасности занимается принципиальными вопросами не только внешней, но и внутренней безопасности, выработкой мер по ликвидации внутренних угроз, а также вопросами, связанными с продовольственной, экологической безопасностью и др. Председателем Совета Безопасности является Президент РФ. В составе Совета есть назначенные им постоянные и непостоянные члены. В составе Совета Безопасности созданы межведомственные комиссии по различным вопросам, которые взаимодействуют с исполнительными органами государственной власти.
Как глава
государства, Президент РФ обладает неприкосновенностью
(ст. 91 Конституции РФ). Против него нельзя
возбудить уголовное дело (оно может быть
возбуждено только после отрешения Президента
от должности), он не может быть принудительно
доставлен в суд, например в качестве свидетеля,
не подлежит административной ответственности.
Дисциплинарная ответственность вообще
исключена, так как Президент самое высшее
должностное лицо. Он не может быть задержан,
подвергнут личному досмотру. Неприкосновенность
не означает, однако, отсутствия всякой
ответственности.
Широкие функции Президента РФ предполагают необходимые ограничения. Без них президентская власть может перерасти в авторитарное правление. Эти ограничения действуют благодаря системе взаимных сдержек и противовесов высших органов государства, обязанностям, которые возложены на Президента РФ, и запретам, относящимся к нему. Во-первых, Президент РФ осуществляет свои функции в установленном, Конституцией РФ, порядке (ст. 80). Он действует в рамках Конституции и законов РФ. Во-вторых, деятельность Президента РФ ограничена определенным сроком. Установлен четырехлетний срок президентства с возможностью выборов еще на один срок. В-третьих, акты Президента РФ имеют подзаконный характер. Они не должны противоречить Конституции РФ и законам, принятым парламентом. В-четвертых, акты Президента РФ могут быть обжалованы в Конституционный Суд РФ, что имело место, и Суд признавал отдельные положения таких актов неконституционными, а это лишало их действия. Наконец, как отмечалось выше, Президент может быть отрешен от должности в порядке импичмента или иных процедур.
Многие полномочия Президента РФ – это не только права, но и обязанности осуществлять их, действовать соответствующим образом в системе государственной власти. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы (ч.1 ст.111 Конституции Российской Федерации). Установлен срок в течение которого Президент РФ обязан подписать или возвратить в парламент со своими замечаниями закон (право вето) и обнародовать его в определенный срок, если право вето преодолено. После избрания Президент РФ должен принести присягу, без этого он не вступает в должность. Предусмотрены и другие процедурные обязанности Президента РФ, связанные со сроками. Так, он должен назначить в течение 15 дней референдум, если Конституционный Суд РФ установил, что все документы оформлены правильно, ежегодно обращаться с посланиями к парламенту и т.д.
Информация о работе Правовой статус Президента Российской Федерации