Правовой статус депутата Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут рассмотрены такие задачи, как:

- изучение конституционных основ, а также норм действующего отраслевого российского законодательства, определяющих понятие, механизм реализации и правовое регулирование статуса депутата Государственной Думы;


- рассмотрение содержания прав, обязанностей и формы ответственности депутата Государственной Думы;

- исследование правового регулирования отношений депутата Государственной Думы;

- анализ взаимоотношений государства, политических партий и их представителей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………........3

ГЛАВА 1………………………………………………………………………………….5

1.1. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы………………......5

1.2. Права и обязанности депутатов Государственной Думы………………………...5

1.3. Депутатский иммунитет……………………………………………………………6

ГЛАВА 2………………………………………………………………………………….9

2.1. Формы деятельности депутата Государственной Думы………………….............9

2.2. Вознаграждение депутата (индемнитет)……………………………...................10

2.3. Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы…………….............13

ГЛАВА 3………………………………………………………………………………...16

3.1. Порядок выдвижения и требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Государственной думы…………………………………………………………………16

3.2. Депутатский мандат и его сущность……………………………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..25

Работа содержит 1 файл

курсовая-кпрф.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

возможностью  лишения мандата случае отступления от партийной дисциплины. Он способствует бюрократизации государственного механизма, поскольку законодательно защищает интересы только узко корпоративной группы членов общества (политической партии), а не всего народа.

Свободный мандат депутата является наиболее распространенным в мировой практике видом мандата на всех уровнях осуществления власти (государственном, региональном, местном) и считается одним из элементов института парламентаризма. Обстановка политического соперничества и срочность полномочий заставляют депутата учитывать мнение избирателей, несмотря на его формально-юридическую независимость.

Значение свободного мандата в условиях современного государства заключается в ограничении давления на депутата со стороны политических партий, органов власти, лоббистов.

Этот  вид мандата обеспечивает депутату возможность действовать в соответствии со своими убеждениями, искать альтернативы существующему в государстве политическому режиму, а следовательно, способствует демократизации власти. Вместе с тем, он несет в себе опасность популизма (особенно в ситуации политической нестабильности).

В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его не полностью. В целом можно сказать, что императивный мандат, отвергнут, так как не существует права отзыва депутата избирателями, но существующий свободный мандат все, же обременен некоторыми традиционными чертами, например обязанностью депутата информировать избирателей о своей деятельности и обеспечивать их права и интересы. Однако отсутствие санкций за нарушения этих обязанностей позволяет депутату поступать в соответствии со своими убеждениями, то есть действовать свободно. С момента формирования Государственной Думы пятого созыва (декабрь 2007 г.) мандат депутата приобретет черты партийного императивного мандата. Этому способствует введение нормы о лишении депутата статуса, если он

1) изменит свою партийную принадлежность;

2) не  войдет в состав соответствующей партийной фракции;

3) прекратит  по личному заявлению членство в партийной фракции.

Усиливает зависимость депутата от партии и переход к формированию нижней палаты российского парламента исключительно по избирательной системе пропорционального представительства, признание политических партий единственным субъектом, правомочным выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы, повышение требований к политическим партиям.

Указанные новеллы создают условия для превалирования интересов политической партии над интересами избирателей в деятельности депутата.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В данной курсовой работе я рассмотрела тему: «Правовой статус депутата Государственной Думы»

Т.о. правовой статус депутата Государственной Думы – это закрепленные Конституцией и законодательством Российской Федерации права и обязанности  депутата, а также правовые основы деятельности депутата и социальные гарантии осуществления им депутатской деятельности.

Глубокий  анализ закона «О статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и других законов, затрагивающих статус депутатов, выявляет в них множество недостатков. На мой взгляд, слишком размытыми выглядят именно обязанности парламентариев, законом не определяется ответственность за их невыполнение самим парламентарием, таким образом, создаются условия для вседозволенности депутатов. Имеет место несоответствие существующего института неприкосновенности парламентариев, закрепленному в Конституции РФ принципу равенства всех перед законом и судом. Гарантии неприкосновенности депутатов Государственной Думы рассматриваются как оставшиеся в наследство от тоталитарного прошлого преимущества и привилегии. Четко не определен срок полномочий  членов Совета Федерации и т.д. Данные коллизии требуют разрешения, поэтому можно сказать, что статус парламентариев динамичен и останется таким до разрешения всех проблем не только в вышеупомянутых законах, но и в законодательстве в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Конституция  Российской Федерации

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – Москва 2007 г.

3. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России Москва 2005 г.

4. Ковалев О.И. Регламент Государственной Думы как нормативно-правовая основа деятельности парламента России Москва 2006 г.

5. Лапаева В.В. Закон о политических партиях: вопросы взаимодействия партий с государством // Журнал российского права. – 2002 г.

6. Лапаева В.В. Конституционные гарантии защиты политических прав и свобод (к разработке правовой доктрины) Москва 2005 г.

7. Чернигов И.О. Понятие о правовом статусе депутата Государственной Думы 2006 г.

8. Чернигов И.О. Правовое регулирование отношений депутата Государственной Думы и политической партии, от которой он избран 2007 г.

9. Советников И. В. Новеллы законодательства о статусе депутата государственной Думы. "Конституционное и муниципальное право", 2006 г.

10. Мониторинг демократических процедур // Бюллетень Национального центра мониторинга демократических процедур. - 2007. - Выпуск 2.

11. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории). "Юридический мир", 2006.

12. В ред. Федерального закона от 4 августа 2001 г. N 109-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001г.

13. В ред. Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 277-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1

14. В ред. Федерального закона от 12 мая  2009 г. N 94-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N  20

15. В ред. Федерального закона от 29 марта 2008 г. N 30-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008,  N 13

16. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

17. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № 51-ФЗ от 22 апреля 2005г.

Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы