Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 14:55, курсовая работа
В данной курсовой работе будут рассмотрены такие задачи, как:
- изучение конституционных основ, а также норм действующего отраслевого российского законодательства, определяющих понятие, механизм реализации и правовое регулирование статуса депутата Государственной Думы;
- рассмотрение содержания прав, обязанностей и формы ответственности депутата Государственной Думы;
- исследование правового регулирования отношений депутата Государственной Думы;
- анализ взаимоотношений государства, политических партий и их представителей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1………………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы………………......5
1.2. Права и обязанности депутатов Государственной Думы………………………...5
1.3. Депутатский иммунитет……………………………………………………………6
ГЛАВА 2………………………………………………………………………………….9
2.1. Формы деятельности депутата Государственной Думы………………….............9
2.2. Вознаграждение депутата (индемнитет)……………………………...................10
2.3. Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы…………….............13
ГЛАВА 3………………………………………………………………………………...16
3.1. Порядок выдвижения и требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Государственной думы…………………………………………………………………16
3.2. Депутатский мандат и его сущность……………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..25
Жилое
помещение, занимаемое членом Совета Федерации
до его избрания (назначения) членом
Совета Федерации, и жилое помещение,
занимаемое депутатом Государственной
Думы до его избрания депутатом Государственной
Думы, бронируются на время их отсутствия
в связи с осуществлением ими своих полномочий.
Депутату Государственной Думы на весь
срок полномочий выдается дипломатический
паспорт.
ГЛАВА 3
3.1. Порядок выдвижения и требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Государственной думы
Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной думы принадлежит непосредственно избирателям, избирательным объединениям (политические партии, движения) и избирательным блокам.
Выдвижение кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу и федеральному списку кандидатов производится на съезде (конференции) избирательного объединения. После представления федерального списка в Центральную избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызываемых выбытием кандидатов, по личным заявлениям, в связи с отзывом или смертью.
В федеральный список могут входить кандидаты в депутаты Государственной Думы, выдвигаемые тем же избирательным объединением или блоком в одномандатных округах. Общее число кандидатов, выдвигаемых одним избирательным объединением или блоком по федеральному списку, не может превышать 270 человек. Все списки выдвинутых кандидатов представляются в Центральную избирательную комиссию, которая публикует их в средствах массовой информации.
После получения от Центральной избирательной комиссии заверенных копий выдвинутых кандидатов начинается сбор подписей в их поддержку. В одномандатных избирательных округах в поддержку каждого кандидата необходимо получить не менее одного процента от общего числа избирателей данного избирательного округа. Избирательное объединение или блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, обязаны собрать в его поддержку не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 14 тыс. от требуемого общего числа подписей.
Сбор
подписей происходит с соблюдением
требований, указанных в законе.
В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса РФ, на основании которой (которых) был осужден кандидат, закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом, с указанием наименования соответствующего закона. В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства это должно быть отражено в подписном листе с указанием наименования соответствующего иностранного государства.
Все подписные листы представляются в избирательные комиссии (в поддержку федеральных списков - в Центральную, в поддержку кандидатов по одномандатным округам - в окружные), которые проводят проверку достоверности подписей, после чего регистрируют кандидатов или отказывают в регистрации. Отказ может быть обжалован в соответствующий суд, который обязан рассмотреть жалобу в течение трех дней.
После
регистрации все кандидаты
1) после
регистрации кандидат в
2) кандидат
в депутаты не может быть
уволен с работы по инициативе
администрации (работодателя), переведен
без его согласия на другую работу или
должность, в том числе на работу в другую
местность, а также направлен в командировку,
призван на военную службу и военные сборы
со дня регистрации до дня официального
опубликования общих итогов выборов.
Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации;
3) кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ.
Давая такое согласие, Генеральный прокурор Российской Федерации немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата;
4) кандидат в депутаты, выдвинутый в одномандатном избирательном округе, со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов имеет право на территории соответствующего избирательного округа бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов. В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидат может бесплатно пользоваться городским транспортом общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, на территории всего города;
5) Кандидат в депутаты, зарегистрированный в одномандатном избирательном округе, может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией. Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, могут назначить до 500 доверенных лиц, которые регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов.
На указанный
в части второй настоящей статьи
период администрация (работодатель) обязана
предоставлять доверенным лицам
по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
Кандидаты, избирательные объединения,
избирательные блоки, назначившие доверенных
лиц, вправе в любое время отозвать их,
уведомив об этом соответствующую избирательную
комиссию, которая аннулирует выданные
этим доверенным лицам удостоверения;
6) в случае, если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов одномандатного избирательного округа, в котором он баллотируется, кандидат в течение указанного периода имеет право на три бесплатные поездки железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов, или на одну бесплатную поездку авиационным транспортом в избирательный округ и обратно. Оплата этих поездок осуществляется за счет средств соответствующей окружной избирательной комиссии.
Кандидат в депутаты, включенный в зарегистрированный федеральный список кандидатов, имеет право совершить одну поездку (туда и обратно) в пределах территории Российской Федерации на любом виде междугородного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов. Кроме того, кандидат, включенный в региональную группу кандидатов (если соответствующий федеральный список разбит на такие группы), имеет право бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Оплата этих поездок производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов;
7) Кандидат в депутаты, включенный в зарегистрированный федеральный список кандидатов, имеет право совершить одну поездку (туда и обратно) в пределах территории Российской Федерации на любом виде междугородного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов.
Кроме того, кандидат, включенный в региональную группу кандидатов (если соответствующий федеральный список разбит на такие группы), имеет право бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Оплата этих поездок производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.. Избирательное объединение, избирательный блок могут не позднее чем за три дня до дня выборов отозвать любого зарегистрированного кандидата по решению уполномоченного органа, за исключением тех, в поддержку которых по одномандатным избирательным округам собраны подписи избирателей.
Если
кандидатура снята без
8) в целях проведения предвыборной агитации избирательные объединения и блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе использовать государственные телерадиокомпании.
Для того,
чтобы поставить всех кандидатов
в равные условия Федеральным
законом «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации» предусмотрены
ограничения, связанные с должностным
и служебным положением. Запрещено привлечение
лиц, находящихся в подчинении или служебной
зависимости, к деятельности способствующей
избранию кандидата, использование служебных
помещений, средств телефонной и факсимильной
связи, транспортных средств, средств
массовой информации.8
3.2. Депутатский мандат и его сущность
При характеристике
депутата как члена парламента важное
значение имеет мандат депутата, который
является одним из элементов содержания
правового статуса депутата. «Мандат
депутата выражает опосредованную правом
сущность взаимоотношений депутата с
избирателями, обусловленную фактом уполномочивания
депутата избирателями на осуществление
суверенной воли народа в законодательном
органе. Мандат депутата отличается от
гражданско-правового договора представительства
кругом субъектов (гражданскому праву
не известны такие субъекты, как народ,
избиратели округа), публичностью объекта
представительства.» Очевиден двуединый
статус депутата, выступающего, с одной стороны,
в качестве народного представителя, а
с другой стороны, в качестве должностного лица.
Такое
положение депутата вытекает из двойственной природы
парламента как представительного и законодательного
органа и профессионального
(преимущественно) характера деятельности
депутата. При этом сущность
мандата депутата определяется переносом
выражения воли народа на деятельность
депутата как народного представителя.
Именно для осуществления
представительских функций депутат наделяется должностными
правами и обязанностями.
Можно выделить
две разновидности депутатских мандатов,
которые присущи различным странам мира:
императивный и свободный.
Императивный мандат депутата к настоящему времени не имеет широкого распространения. Он сохранился преимущественно в государствах, подтвердивших в конце 20 века свою приверженность идеям социализма, а также в некоторых иных государствах на уровне регионов и местных территориальных сообществ. При этом наблюдается определенная трансформация традиционных признаков императивного мандата.
Депутат уже не рассматривается как представитель исключительно того избирательного округа, от которого он избран (преимущественно при мажоритарной избирательной системе).
Он считается одновременно представителем нации в целом. Соответственно не проводится жесткое отграничение институтов наказов избирателей и отчетности депутата от обращений граждан и простых встреч депутата с избирателями. Сохраняется проблема неопределенности оснований отзыва депутата. Очевидна сложность применения императивного мандата в условиях содержательной насыщенности современного законодательства. Этот вид мандата отличает
чрезмерная зависимость от политической активности граждан и злоупотребление личным временем избирателей.
Появление партийного императивного мандата в начале 20 в. Является реакцией на существующие в некоторых государствах многочисленные переходы депутатов из одной партийной фракции в другую. Партийный императивный мандат характеризуется обязательностью для депутата указаний политической партии, от которой он избран; представительством интересов, в первую очередь, своей политической партии; подконтрольностью депутата фракции;
Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы