Правовой статус депутата Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут рассмотрены такие задачи, как:

- изучение конституционных основ, а также норм действующего отраслевого российского законодательства, определяющих понятие, механизм реализации и правовое регулирование статуса депутата Государственной Думы;


- рассмотрение содержания прав, обязанностей и формы ответственности депутата Государственной Думы;

- исследование правового регулирования отношений депутата Государственной Думы;

- анализ взаимоотношений государства, политических партий и их представителей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………........3

ГЛАВА 1………………………………………………………………………………….5

1.1. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы………………......5

1.2. Права и обязанности депутатов Государственной Думы………………………...5

1.3. Депутатский иммунитет……………………………………………………………6

ГЛАВА 2………………………………………………………………………………….9

2.1. Формы деятельности депутата Государственной Думы………………….............9

2.2. Вознаграждение депутата (индемнитет)……………………………...................10

2.3. Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы…………….............13

ГЛАВА 3………………………………………………………………………………...16

3.1. Порядок выдвижения и требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Государственной думы…………………………………………………………………16

3.2. Депутатский мандат и его сущность……………………………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..25

Работа содержит 1 файл

курсовая-кпрф.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

      Архангельский государственный  технический университет 

    Кафедра   конституционного права 

    Стеценко  Кристина Александровна

    (Фамилия,  Имя,   Отчество   студента) 

    Факультет _юридический_           курс III              группа __

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

По дисциплине          Конституционное право Российской Федерации 
 

На тему                       Правовой статус депутата Государственной Думы 
 

Работа  допущена к защите ________________________                   __________

                                              (подпись руководителя)                             (дата)     

Признать, что  работа

выполнена и защищена с оценкой _____________________________ 

Руководитель  работы ______________     ____________    Кузнецов А. А.

                                         (должность)             (подпись)             (Ф.И.О.)

                                        ___________

                                           (дата) 
 

Архангельск

                                                               2010г. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………........3

ГЛАВА 1………………………………………………………………………………….5

1.1. Понятие  правового статуса депутата Государственной  Думы………………......5

1.2. Права и обязанности депутатов Государственной Думы………………………...5

1.3.  Депутатский иммунитет……………………………………………………………6

ГЛАВА 2………………………………………………………………………………….9

2.1. Формы  деятельности депутата Государственной  Думы………………….............9

2.2.  Вознаграждение депутата (индемнитет)……………………………...................10

2.3. Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы…………….............13

ГЛАВА 3………………………………………………………………………………...16

3.1. Порядок выдвижения и требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Государственной думы…………………………………………………………………16

3.2. Депутатский мандат и его сущность……………………………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

В своей  курсовой работе мне бы хотелось рассмотреть  правовой статус Депутата Государственной Думы РФ.

Целью своей работы я ставлю рассмотрение основных прав, обязанностей депутатов, их ответственность за свою работу, которые закрепляются в Конституции  и в Федеральном законе – регулирующем их деятельность.

Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Исследование  вопроса о правовом статусе имеет  большее значение в современной юридической науке, так как парламентское право не стоит на месте, в законодательстве постоянно появляются важные новеллы, затрагивающие основные права и обязанности парламентария. В России идет процесс поиска оптимальной модели функционирования основных элементов новой российской государственности, данный процесс ставит своей целью нахождение таких форм организации этих элементов, которые дали бы возможность объединить все конструктивные условия, направленные на укрепление и повышение дееспособности институтов власти.

Важно понять, что скрывается за термином «правовой статус». Это понятие  употребляется в науке и законодательстве весьма широко. Слово «статус» переводится  с латинского как «положение или  состояние кого-либо (чего-либо)», поэтому  термины «правовой статус» и «правовое положение» обычно употребляются как синонимы и используются для обозначения места субъекта правового общения.

Наиболее  общим образом правовой статус можно  определить как юридически закрепленное положение субъекта, поэтому иногда говорят также о юридическом статусе.

В данной курсовой работе будут рассмотрены  такие задачи, как:

- изучение  конституционных основ, а также  норм действующего отраслевого  российского законодательства, определяющих  понятие, механизм реализации  и правовое регулирование статуса депутата Государственной Думы;  

- рассмотрение  содержания прав, обязанностей и  формы ответственности депутата  Государственной Думы;

- исследование  правового регулирования отношений  депутата Государственной Думы;

- анализ  взаимоотношений государства, политических партий и их представителей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 

1.1. Понятие  правового статуса депутата Государственной  Думы

Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Статус  депутатов Государственной Думы складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется Конституцией РФ, Федеральным законом о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 мая 1995 г. (с поправками) и рядом других федеральных законов. Закрепляя такой статус, законодатель предоставляет членам парламента особую право- и дееспособность с тем, чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций парламента.

Депутаты  Думы избираются населением. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом. Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Условия и порядок приостановления военной службы и службы в органах внутренних дел и органах прокуратуры для депутата Государственной Думы устанавливаются федеральным законом. 1 

1.2. Права и обязанности депутатов Государственной Думы

Права и обязанности депутатов Государственной  Думы подразделяются на две группы:  

1) права  и обязанности в парламенте  и его структурах;

2) права  и обязанности в избирательном  округе.

К первой группе прав относятся: право обратиться с любым устным вопросом на заседании палаты к члену Правительства, право обратиться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центробанка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов, и др. К указанной группе прав относится также право выступления на сессии, право на голосование, на участие в работе комитетов и комиссий палаты. Эти права одновременно являются и обязанностью депутата.

Ко второй группе прав относятся: право депутата обращаться во все государственные  органы, предприятия и организации  по вопросам депутатской деятельности и получать ответы; право на безотлагательный прием соответствующими должностными лицами; право на получение и распространение информации и др. В отличие от прав депутата в законе перечислены лишь некоторые его обязанности. В частности, отсутствует основная обязанность депутата - участвовать в заседании палаты. Молчание закона по столь важному аспекту деятельности Государственной Думы исключает и возможность применения к депутату-"прогульщику" дисциплинарного взыскания (в отличие от целого ряда зарубежных стран, в российском законе о статусе депутата отсутствует специальная норма о такого рода взысканиях). 2 

1.3.  Депутатский иммунитет

Юридическая природа депутатского иммунитета вытекает из того, что одно суверенное государство  не может подчиняться власти другого, а дипломатическое представительство  и его дипломатический персонал олицетворяют именно государство. Порядок предоставления и объем  депутатского иммунитета определяются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., в которой участвует и РФ. В соответствии с этой Конвенцией депутатский иммунитет делятся на иммунитета членов дипломатического представительства и личные иммунитеты членов дипломатического персонала и их семей.

К иммунитетам дипломатического представительства относятся: неприкосновенность помещений дипломатического представительства, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов;

фискальный (налоговый) иммунитет: право на беспрепятственные  сношения представительства со своим  центром и другими представительствами  своего государства. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и т.п. Власти принимающего государства не могут проникать на территорию дипломатического представительства иначе как с согласия главы последнего. Дипломатическая почта пользуется абсолютной неприкосновенностью и не ограничена весом или количеством мест. К личным иммунитетам членов дипломатического персонала и их семей относятся: неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный (налоговый) иммунитет. 3

При этом из правила об иммунитете от гражданской  юрисдикции установлены три исключения: можно предъявить судебный иск по поводу недвижимого имущества, которым дипломат или член его семьи владеет лично, иск по наследственному делу, в котором эти лица выступают в качестве наследников, и т.п., а также иск по поводу профессиональной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях личной выгоды. Личный же багаж дипломатического работника или члена его семьи пользуется неприкосновенностью. Однако Конвенция предусматривает, что багаж может быть досмотрен в присутствии заинтересованного лица или его представителя, если имеются серьезные основания полагать, что он содержит предметы, запрещенные к ввозу или вывозу. Члены административно-технического персонала пользуются вместе с членами семей, живущими с ними.  
 

Неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной - только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе.

Иммунитеты  двум последним категориям предоставляются, если они не являются гражданами государства  пребывания или не проживают в нем постоянно. Помимо иммунитетов дипломатическому представительству и его персоналу страной пребывания предоставляются также определенные привилегии таможенного характера, заключающиеся в освобождении дипломатического багажа от обложения таможенными сборами, пошлинами и в иных процедурах. Другая привилегия - право дипломатов и членов их семей свободно передвигаться по территории государства пребывания с учетом установленных последним правил о закрытых зонах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы