Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования- нормы законодательства, регулирующие общественные отношения, связанные с предоставлением, обеспечением, защитой статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Содержание

Введение
Глава I. Становление и развитие законодательства РФ о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев…………………………..
1.1. Историко-правовые аспекты становления и развития законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах. …………..
1.2. Концепция правового положения беженцев и вынужденных переселенцев на современном этапе………………………………………
ГлаваII. Общая характеристика правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. …………………………………………………………………………………………………….
2.1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………………………
2.2. Порядок признания и утраты статуса беженца и вынужденного переселенца.
2.3. Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев.
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая 6.docx

— 54.40 Кб (Скачать)

2) если  снова добровольно воспользовалось  защитой государства своей гражданской  принадлежности;

3) если, лишившись гражданства, снова  его добровольно приобрело;

4) если  приобрело гражданство иностранного  государства и пользуется защитой  государства своей новой гражданской  принадлежности;

5) если  добровольно вновь обосновалось  в государстве, которое покинуло  или вне пределов которого  пребывало вследствие опасений  преследований по обстоятельствам,  предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах»;

6) если  не может более отказываться  от пользования защитой государства  своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено  было покинуть по обстоятельствам,  предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах», в  связи с тем, что данные обстоятельства  более не существуют;

7) если  не имеет определенного гражданства  и может вернуться в государство  своего прежнего обычного местожительства  в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах» в данном государстве более не существуют.

Федеральной миграционной службой России были разработаны  ведомственные акты, которые детально определяют порядок принятия решения  о признании лица вынужденным  переселенцем. Основанием для начала процедуры предоставления лицу статуса  вынужденного переселенца является наличие решения о регистрации  его ходатайства. Рассмотрение вопроса  о предоставлении статуса осуществляется после прибытия данного лица на территорию субъекта Российской Федерации территориальным  органом миграционной службы, зарегистрировавшим ходатайство. Зарегистрированные ходатайства граждан, прибывших по направлению других территориальных органов миграционной службы, рассматривает принимающий территориальный орган миграционной службы.17

Рассмотрение  вопроса о предоставлении статуса  осуществляется в течение трех месяцев  со дня регистрации ходатайства  независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. Если окончание указанного срока приходится на нерабочий день, срок рассмотрения продлевается на количество нерабочих  дней. 18

В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства, решение принимается в более короткие сроки. При рассмотрении вопроса о предоставлении статуса оценивается вся совокупность факторов и обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявителем и членами его семьи прежнего места жительства. При необходимости территориальный орган миграционной службы запрашивает от заявителя дополнительные материалы, делает запросы в компетентные органы для проверки представленных документов, достоверности сведений, сообщенных заявителем о себе и членах семьи.

Решение о признании или об отказе в  признании лица вынужденным переселенцем принимает руководитель территориального органа миграционной службы или его

заместитель. Это решение оформляется протоколом, который составляется в произвольной форме. Заявитель извещается о результатах  рассмотрения его ходатайства в  течение пяти рабочих дней.

Вопрос  о  и порядке лишения статуса вынужденного переселенца предусмотрен ст. 9 ФЗ «О вынужденных переселенцах». Так, лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации. Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца: при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии законом.

2.3. Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев.

В целом  статусы беженцев и вынужденных  переселенцев имеют много сходных  черт. Однако между ними имеются и некоторые различия. Прежде всего - это наличие гражданства Российской Федерации. Беженцы не являются гражданами Российской Федерации. 19

Вынужденными  переселенцами, напротив, признаются в  основном граждане Российской Федерации. Этим обусловлена более широкая  система льгот, предусмотренных  для них законодательством. Так, в отличии от временных переселенцев, беженцы не могут работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных  и морских судов. Беженцы, как не являющиеся гражданами РФ, ограничены и в некоторых политических правах:

- право на мирные  митинги, шествия, демонстрации (ст.31 Конституции РФ);

- право на участие в управлении делами государства;

- право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- право на участие в референдуме, ,на доступ к государственной службе, на участие в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ).

Также беженцы не несут некоторых обязанностей, присущих гражданам РФ, в частности, обязанности несения воинской службы.

 Для   вынужденных переселенцев предусмотрены  более льготные условия, призванные  способствовать их обустройству  в новом месте жительства на  территории Российской Федерации.  Это касается, в первую очередь,  приобретения жилья: предусмотрена  возможность получения вынужденными  переселенцами долгосрочных беспроцентных  ссуд на его приобретение или  строительство; возможность включения  вынужденных переселенцев   списки  на получение государственного  или муниципального жилья, возможность  организации вынужденными переселенцами  компактных поселений на территории  РФ. 20

Предусмотрено также, что органы исполнительной власти, органы местного самоуправления  и  территориальные органы Федеральной  миграционной службы РФ обязаны содействовать  вынужденным  переселенцам в возвращении  имущества, оставленного ими на территории или за пределами РФ, находящегося в их собственности, а в случае невозможности возвращения имущества  вынужденных переселенцев - выплачивать  им компенсацию за его утрату.

Таким образом, между правовым статусом беженцев и вынужденных переселенцев существуют существенные различия. 
 
 

Заключение

Существующая  на международном уровне проблема беженцев и вынужденных переселенцев имеет большую актуальность для России в силу происходящих в ней экономических, социальных, демографических и иных изменений. Построение национальных систем убежища в духе строгого соответствия международным стандартам в области защиты такой наиболее уязвимой категории лиц как беженцы и вынужденные переселенцы продолжается и в настоящее время, что является неотъемлемой частью процесса формирования демократического общества.

В главе  первой мной было  исследовано становление  и развитие законодательства Российской федерации о правовом положении  беженцев и вынужденных переселенцев. Вследствие чего можно сделать вывод, что данный вопрос имеет очень  длительную историю.

В главе второй была дана характеристика правового  статуса беженцев  и вынужденных  переселенцев. Особенно интересен вопрос, оговаривающий правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев. Таким образом можно сделать вывод, что несмотря на все положительные стороны российского законодательства по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, данная проблема остаётся одной из самых острых и актуальных на сегодняшний день. В настоящее время почти нет юристов, специализирующихся в международном и внутреннем законодательстве в этой области. Представители официальных структур также не ориентируются в международных нормах и принятом законодательстве в необходимом масштабе. Лишенные доступа к правовой информации и юридической поддержки, мигранты оказываются в полной зависимости от произвола местных властей и издаваемых ими инструкций. Поэтому очевидно, что поддержка беженцев и вынужденных переселенцев является чрезвычайно актуальной для решения их проблем в соответствии с законодательством России.

Вопросы правового  статуса беженцев и вынужденных  переселенцев требуют постоянного  и пристального внимания, а также  совершенствования законодательства и согласования нормативных актов  по данной проблеме.

В связи  с этим Россией должна быть выработана такая государственная политика, при которой миграция играла бы важную роль в развитии страны. Эффективная  государственная миграционная политика должна быть составным и очень важным элементом стратегии развития общества.

 

Список  используемой литературы.

     Нормативные правовые акты:

1.Конституция  Российской Федерации: Принята  всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

 2.Федеральный закон от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». 

 3.Федеральный закон от 19.02.1993г. № 4528-1 «О беженцах».

4.Федеральный  закон от 19.02.1993г. № 4530-1 « О  вынужденных переселенцах».

  5. Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002г № 115-ФЗ.

 6. Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" 

                                           Литература:

  1. Андриченко Л. В., Васильева Л. Н. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы // Журнал российского права, 2007г. № 1.
  2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2010г.-С. 411
  3. Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации /под ред. А.Д. Даниэль, Л.С. Ереминой, Т.И.Касаткина.- М., 2008г.-С.123
  4. Воеводин Л. Д Юридический статус личности в России. М., 2008г- С 117.
  5. Воронина Н.А. Положение и юридический статус внутри перемещенных лиц в Российской Федерации //Гражданин и право. 2008г..- N 5.-С
  6. Ковшиков Е.М. Обеспечение и защита прав беженцев и вынужденных переселенцев в субъектах Российской Федерации// Гражданин и право. 2009г.-№9 .-С. 21-22
  7. Козлов Е.И. Конституционное право РФ. – М., Статус., 2008г.-С.331
  8. Мукомель В.И. Федеральное и региональное законодательство о правах вынужденных мигрантов // Юрист. 2007.-№4 .-С.12-13
  9. Радул В.В. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 2009г.- С.91
  10. Регент Т.М. Российское государство - вынужденным переселенцам и беженцам. М., Право., 2009г.- С. 191
  11. Рыбаловский Л.Л. Исторический опыт регулирования миграции населения в России.- М., 2007г.-С.113
  12. Филиппова Е.И. Вынужденные мигранты и государство // Законность. 2000.-№6.- С. 23-24
  13. Юрицин А. Е. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

Информация о работе Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев