Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования- нормы законодательства, регулирующие общественные отношения, связанные с предоставлением, обеспечением, защитой статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Содержание

Введение
Глава I. Становление и развитие законодательства РФ о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев…………………………..
1.1. Историко-правовые аспекты становления и развития законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах. …………..
1.2. Концепция правового положения беженцев и вынужденных переселенцев на современном этапе………………………………………
ГлаваII. Общая характеристика правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. …………………………………………………………………………………………………….
2.1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………………………
2.2. Порядок признания и утраты статуса беженца и вынужденного переселенца.
2.3. Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев.
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая 6.docx

— 54.40 Кб (Скачать)

                                                             СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

Глава I. Становление и развитие законодательства РФ о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев…………………………..

1.1. Историко-правовые аспекты становления и развития законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах. …………..

1.2. Концепция правового положения беженцев и вынужденных переселенцев на современном этапе………………………………………

ГлаваII. Общая характеристика правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. …………………………………………………………………………………………………….

2.1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………………………

2.2. Порядок признания и утраты статуса беженца и вынужденного переселенца.

2.3. Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев.

Заключение 28

Список литературы 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          

                                                                           Введение

Общество XXI в., охваченное процессами глобализации, сталкивается с проблемами, которые  создает международная миграция. По экономическим, политическим, религиозным  и другим причинам многомиллионные  потоки людей, пересекающие национальные границы (легально и нелегально), образуют рынки труда, этнические и религиозные  общины, политические партии, преступные сообщества. На последнюю четверть XX века и начало нынешнего приходится многократное увеличение масштабов и расширение географии вынужденной миграции в мире, что является результатом сохраняющихся и вновь возникающих очагов политической напряженности, войн, этнополитических конфликтов, экологических катастроф. После распада СССР вновь образованные независимые государства столкнулись с большими потоками беженцев и вынужденных переселенцев. Подобная ситуация потребовала от властей принятия адекватных мер, необходимых для решения столь острой проблемы.

     Темой данной курсовой работы является «  Правовой статус беженцев и вынужденных  переселенцев в России».

        Актуальность данной темы заключается

          Предмет исследования- нормы законодательства, регулирующие общественные отношения, связанные с предоставлением, обеспечением, защитой статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

         Объект исследования – правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, а так же весь спектр общественных отношений, возникающих вокруг данного института.

     Цель данной работы состоит в рассмотрении правовых проблем беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.

            Для достижение поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- исследовать  становление и развитие законодательства  РФ о правовом положении беженцев  и вынужденных переселенцев;

- дать характеристику  правового статуса беженцев и  вынужденных переселенцев в России;

          Данная курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения  и  списка литературы.

          В первой главе исследуется  становление и развитие законодательства  РФ о правовом положении беженцев  и вынужденных переселенцев;

         Во второй главе дается общая  характеристика  правового статуса  беженцев и вынужденных переселенцев  в России.

       Тема данной работы является одной из важнейших на сегодняшний день, в вопросах Конституционного права.

         Для данной курсовой работы использованы следующие источники: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 19.02.1993г. № 4528-1 «О беженцах»,Федеральный закон от 19.02.1993г. № 4530-1 « О вынужденных переселенцах» и литература таких авторов, как Рыбаловский Л.Л., Козлов Е.И., Регент Т.М., Радул В.В. и.т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Становление и развитие законодательства РФ о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев.

1.1. Историко-правовые аспекты становления и развития законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах.

 Каждое  государство имеет свою историю,  свои национальные проблемы в  силу социально-экономического и  политико-правового положения. История  государства — это история  различного рода конфликтов, где  центральное место занимает человек,  его судьба, жизнь. Опыт многих  стран показывает, что для успешного  решения проблем миграции требуется  прямая или косвенная помощь  государства в обустройстве мигрантов.  Одновременно такая помощь является  важнейшим регулятором направлений  и объемов миграционных потоков.  В России вследствие проходящего  на протяжении столетий «разрастания»  территории страны государственная  миграционная политика всегда  играла очень важную роль. До  крестьянской реформы 1861 года  регулирование миграции в России  в основном ограничивалось административно-организационными мерами.1

Сама миграция осуществлялась в форме вольно-народного переселения, правительственной или помещичьей колонизации. При Екатерине II поощрялась иностранная колонизация российских земель. При этом миграционная (колонизационная) политика решала как политические, так и экономические задачи. Переселенческое движение регламентировалось рядом Высочайших Императорских Указов, а также специальными переселенческими законами. После отмены крепостного права потребовалось 20 лет, чтобы Правительство осознало необходимость регулирования переселенческого движения в России. В 1881 г., было утверждено Положение «Об установлении временных правил о переселении крестьян на свободные казенные земли», которое скорее сдерживало, чем способствовало переселению. Новый закон о переселении, утвержденный в 1889 году, вводил ряд льгот (по арендным платежам, исполнению воинской повинности,

получению ссуд). Закон не был опубликован, и это отрицательно сказалось  на переселенческом движении.2

В корне  изменить взгляд Правительства на переселенческое  движение заставило строительство  Сибирской железной дороги. В 1893 году был утвержден Комитет Сибирской  железной дороги, обеспечивающий регулирование  переселения. Система предоставляемых  льгот и пособий была расширена. Выдавались разнообразные ссуды: путевые, на хозяйственное устройство, на посев; осуществлялся безвозмездный отпуск лесоматериалов на возведение усадебных  построек. Эта система льгот распространялась не только на регламентированные переселения, но и на вольных переселенцев. Закон 1904 года, в основу которого был положен  принцип свободы переселения, обеспечивал  получение содействия со стороны  Правительства только для выходцев из определенных местностей, откуда переселение  признавалось желательным, либо для  направляющихся в район, определенный для переселения. Было образовано специальное  Переселенческое Управление, которому вменялось выполнение закона. Последующие изменения в регулировании правительством вопросов переселения расширили и уточнили систему государственных льгот. Главной задачей переселенческой политики тех лет становится «не выселение трудовых масс с Родины, а заселение окраин русскими людьми». Война 1914 года и последовавшие за ней революционные потрясения свели на нет наладившийся было в масштабах страны процесс организованного переселения: не стали предоставляться кредиты, были свернуты землеустроительные работы. С октября 1917 года, в отличие от переселенческой политики прежних лет закон о социализации земли все бремя регулирования переселения возлагал на государство, оставляя за переселяющимися только выполнение плана. Так была произведена «национализация» переселенческого процесса. С введением НЭП создались предпосылки для организации колонизационных мероприятий в новой трактовке. Ряд статей Земельного Кодекса, принятого в октябре 1922 года, были посвящены вопросу об открытии планового переселения. Кодекс устанавливал возможность предоставления государственных льгот плановым и внеплановым переселенцам, которые с разрешения переселенческих организаций поселялись на колонизуемых землях. Коллективизация внесла в переселенческий процесс важное нововведение: Советское правительство предоставляло ряд преимуществ членам переселенческих колхозов перед индивидуальными переселенцами. 3

Со второй половины 1929 года льготное переселение  крестьян-единоличников было отменено, государство принимало на свой бюджет только колхозное переселение. Послевоенное восстановление народного хозяйства, требовавшее концентрации усилий огромных масс трудящихся и эффективного использования рабочих рук, обусловило усиление организованных форм переселения, достигших в этот период своего пика. Формы организованного переселения включали: организованный набор рабочих, сельскохозяйственное переселение семей, общественные призывы молодежи, переводную работу в другую местность - переселения имели четко выраженный трудовой характер. Административные мероприятия регулирования миграционных процессов сопровождались мерами стимулирования. Они осуществлялись посредством системы льгот материального и нематериального характера. 4

В послевоенный период, особенно в первые годы, льготы сыграли определенную роль в перераспределении  населения в малообжитые районы, в районы активного промышленного  освоения и восстановления разрушенного хозяйства. 

Таким образом, за последние годы в России принято и действует около 30 нормативно-правовых актов, направленных на оказание содействия различным категориям вынужденных мигрантов. Вместе с тем действующее законодательство охватывает не все виды миграционных потоков, не способствует выделению тех категорий мигрантов, процесс переселения которых в наибольшей степени нуждается в государственной поддержке и государственном регулировании. Вне рамок комплексного государственного регулирования остаются большая часть внутренних вынужденных мигрантов (северные, экологические мигранты, уволенные в запас военнослужащие в результате сокращения вооруженных сил, репрессированные народы), а также отдельные категории мигрантов, прибывающих из-за пределов России. При этом по своей масштабности эти потоки в последние годы превосходят вынужденных переселенцев и беженцев.

1.2. Концепция правового  положения беженцев  и вынужденных  переселенцев на  современном этапе.

На современном  этапе развития в России присутствует весь спектр конфликтных ситуаций, известных из истории нашего государства. Однако особенностью этого этапа  является активная позиция государства  в поисках путей правовой защиты населения в любых формах конфликтов. 5

Разрушение  СССР, переход к построению государства  нового типа вызвали потребность  проведения серьезной правовой реформы. Эта реформа предполагает как  формирование новой государственности  России, так и реформу российского  законодательства. Если рассматривать эту проблему с точки зрения прав беженцев и перемещенных лиц, то окажется, что в настоящее время она приобрела совершенно иное значение, чем, например, в 60-70-е гг. Несмотря на тяжелейшие проблемы, которые стояли перед СССР после второй мировой войны, законодательство, регулирующее положение этих категорий граждан, фактически не развивалось.

Лишь 35 лет спустя был принят Закон СССР «О правовом положении иностранных  граждан в СССР», который носил в основном декларативный характер и не определял статуса беженцев и перемещенных лиц. Этот Закон в большей степени защищал интересы государства от иностранных граждан, чем интересы самих граждан. Целое десятилетие этот Закон был единственным нормативным документом, регулирующим все многообразие правоотношений по вопросам получения, приобретения гражданства, хотя в нем не определено право каждого человека на получение гражданства, не предполагается применение международных договоров и создание государственных органов, ведающих делами о гражданстве, не определены их полномочия. 6

Первым  шагом начинающейся правовой реформы  в новом Российском государстве  стала Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г. Этот документ на государственном уровне признал приоритет человека перед  государством, получили признание и  приоритет международные нормы  права в области защиты прав человека. Почти одновременно с Декларацией  принимается Закон Российской Федерации  «О гражданстве Российской Федерации» 28 ноября 1991 г. Этот Закон стал основным в вопросах, определяющих право на гражданство, приобретение гражданства, приема в гражданство и восстановление в гражданстве Российской Федерации, а также прекращение гражданства. Кроме того, этим Законом определены полномочия государственных органов, ведающих вопросами о гражданстве. Другим не менее важным документом стало «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г.  Этот документ определял процедуру решения вопросов приобретения и прекращения гражданства.

Однако  эти нормативно-правовые акты никак  не решали вопроса о статусе беженца, о его признании беженцем и  правовом оформлении его положения  в государстве. Решить эти проблемы должен был Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. Кроме определения прав и обязанностей лица, признанного беженцем, этот Закон впервые определил полномочия территориальных органов и вопросы международного сотрудничества по проблеме беженцев. Одновременно с этим Законом принимается Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993г. Впервые в России было сформулировано понятие «вынужденный переселенец». Новацией стало определение задач не только федеральных, но и территориальных органов миграционной службы по временному поселению, финансированию приема и обустройства вынужденных переселенцев, а также ответственность за нарушение этого Закона. Проблемы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев нашли свое отражение также в Законе Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.7

Информация о работе Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев