Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе наследования по завещанию.
Предметом курсовой работы выступают российское законодательство, регламентирующее наследование по завещанию, а также практика его применения.
Введение. 3
1. Становление и развитие правового регулирования наследования
по завещанию 6
2. Содержание завещания и виды завещательных распоряжений 10
3. Правовой режим завещания в чрезвычайных обстоятельствах 18
Заключение. 28
Список использованной литературы 30
Однако если заявитель не хочет оформлять исковые требования, то это обстоятельство не является основанием для оставления жалобы без рассмотрения. Лицо вправе само определить, поддерживать ли ему заявленную жалобу или оформить исковые требования.
Оставление жалобы без рассмотрения при отсутствии законных оснований к этому и при том положении, что заявитель настаивает на рассмотрении жалобы, нельзя признать правильным.
Обращение к специальной форме завещания всегда связано с чрезвычайными обстоятельствами, которые различны по содержанию и соответственно по-разному влияют на правовой режим сделки. Можно сказать, что чрезвычайные обстоятельства способны корректировать форму завещания до приемлемой, они инициируют создание новой юридической конструкции. В самом широком понимании чрезвычайные обстоятельства – это любые обстоятельства, не позволяющие (или значительно затрудняющие возможность) совершить завещание в общей форме.18
Существенно отличается понимание чрезвычайных обстоятельств в смысле ст. 1129 ГК РФ19. В данном случае, в первую очередь, чрезвычайные обстоятельства приводят к отсутствию всякой возможности оформить завещание в обычном порядке. Что касается факта нахождения в состоянии, опасном для жизни, думается, он преимущественно, но не обязательно обусловлен причинно-следственной связью с наличием чрезвычайных обстоятельств. То есть угроза для жизни и лишение возможности использовать общую форму завещания могут быть вызваны различными обстоятельствами (например, когда населенный пункт оказывается изолированным из-за стихийного бедствия, а угроза для жизни гражданина обусловлена его болезнью).
По поводу юридической квалификации чрезвычайных обстоятельств в смысле ст. 1129 ГК РФ можно согласиться с мнением Ю.К. Толстого об аналогии с категорией непреодолимой силы с определенным различием в отношении признака непредотвратимости. Как известно, непреодолимая сила характеризуется объективной непредотвратимостью. Но осуществление свободы завещания (субъективного гражданского права завещать) не исключается в ситуации, когда гражданин способствовал тому, что оказался в положении, угрожающем его жизни и не позволяющем оформить завещательное распоряжение посредством общей формы (здесь имеет место непредотвратимость самого события, но не учитывается возможность избежания названных негативных последствий события)20.
К чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам в правовой литературе традиционно относят «реальные явления естественного (природного) и социального порядка». Такими обстоятельствами будут признаны, в частности, различного рода природные катаклизмы, техногенные катастрофы, военные действия, преступные посягательства и пр. Категория чрезвычайных обстоятельств является оценочной. Действительное наличие указанных обстоятельств и соответственно обоснованность использования простой письменной формы завещания должно устанавливаться судом в каждом конкретном случае (оценка осуществляется в ходе подтверждения судом факта совершения завещания в чрезвычайных обстоятельствах в соответствии с п. 3 ст. 1129 ГК РФ). При этом имеет значение объективная оценка рассматриваемых событий, оценка в соответствии с общепринятым мнением, а не субъективная оценка завещателем “чрезвычайности” обстоятельств21.
Анализируя завещание в
Ранее говорилось о том, что особые условия совершения завещания оказывают влияние на его правовой режим. Специфика правового режима завещания в чрезвычайных обстоятельствах заключается:
– в особых форме и порядке совершения;
– во временном характере этого завещания (завещание действительно в пределах установленного срока);
– в необходимости подтверждения в судебном порядке факта совершения такого рода завещания;
– в невозможности посредством такого завещания отменить или изменить завещание, составленное ранее в иной форме.
Для завещания в чрезвычайных обстоятельствах установлена олографическая форма, что устраняет использование технических средств и участие рукоприкладчика.
Требование письменной формы для завещания в чрезвычайных обстоятельствах отражает противоречие между jus strictum и aequitas, между юридической логикой и требованиями действительной жизни. Обязательность соблюдения письменной формы понятна с точки зрения гарантии подлинности воли завещателя, но в реальной обстановке чрезвычайных обстоятельств, в обстановке угрозы для жизни возможность соблюдения письменной формы представляется маловероятной. Простая письменная форма – упрощенная форма в сравнении с обычной, но достаточно обременительная для чрезвычайных обстоятельств23.
Более удачной выглядела редакция ч. 1 п. 1 ст. 1259 проекта Гражданского кодекса Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 1999 г.), которая для завещания в чрезвычайных обстоятельствах допускала не только простую письменную, но и устную форму. Вероятно, подобная новелла показалась излишне радикальной для нашей системы права, где обычным признавалось и признается только нотариально удостоверенное завещание. Понятными видятся сожаления некоторых авторов об исключении устной формы для завещания в чрезвычайных обстоятельствах. Между тем, В.А. Кабатов24 абсолютно справедливо отмечает, что последняя воля может быть зафиксирована с помощью современных технических средств – диктофонов, видеокамер, мобильных телефонов и пр. Но даже невозможность обращения к таким способам подтверждения воли не должна устранять устную форму завещания.
«Было бы правильным признать допустимость устной формы завещания не безусловной, а только в случае невозможности соблюдения письменной.
Совершение завещания в
Одна из основных функций завещательных
формальностей – доказательстве
«Возможность отступления от правил ст. 1124 – 1128 ГК РФ затрагивает, в том числе, вопрос о круге лиц, которые не могут быть свидетелями при составлении и подписании завещания (п. 2 ст. 1124 ГК РФ). Думается, в отличие от общих правил, свидетелями при составлении и подписании завещания в чрезвычайных обстоятельствах могли бы выступать неграмотные люди, а также несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет и граждане, ограниченные в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Но очевидно, что неграмотные не смогут поставить подпись на завещании. Кроме того, не смогут поставить подпись люди с определенными физическими недостатками или травмами, которые, тем не менее, не лишают их качества свидетелей»27.
Представляется, что основным ориентиром в установлении формы и порядка совершения завещания в чрезвычайных обстоятельствах должна служить возможность соответствия реального поведения нормативной модели. Чем больше формальностей устанавливается, тем меньше вероятность их соблюдения. Несоответствие реального поведения и модели, как писала Р.О. Халфина28, «свидетельствует либо о несоответствии правовой нормы реальным экономическим, социальным и иным условиям, либо о недостатках, относящихся только к правовому выражению, к ее форме». Минимум формальностей, с одной стороны, снижает выполняемую ими доказательственную функцию, но, с другой стороны, повышает социальное и юридическое значение рассматриваемой правовой конструкции. Хотелось бы отметить также, что приемлемость условий изложения посмертного распоряжения определяется самим завещателем.
Завещание в чрезвычайных обстоятельствах имеет временный характер. В соответствии с п. 2 ст. 1129 ГК РФ оно действительно в течение месяца после прекращения обстоятельств, обусловивших оформление завещания в такой форме. В пределах этого срока завещание может быть основанием наследственного преемства независимо от причин смерти завещателя. По своей правовой природе названный срок является пресекательным, по его истечении завещание утрачивает юридическую силу. При рассмотрении вопроса о сроке действительности завещания первостепенную важность имеет определение начала течения срока. Вариант, предлагаемый в п.2 ст.1129 ГК РФ, когда начало течения срока связывается с прекращением чрезвычайных обстоятельств представляется не совсем точным. Так, исходя из указанного правила о начале течения срока, не достаточно понятной видится ситуация, когда гражданин умирает позднее чем через месяц после прекращения чрезвычайных обстоятельств, но в течение этого времени по состоянию здоровья был лишен возможности придать завещательному распоряжению иную форму. Думается, здесь следует вести речь о моменте, когда у гражданина появилась возможность совершить завещание в иной предусмотренной законом форме, а появление такой возможности связано не только с прекращением чрезвычайных обстоятельств.
Завещание, совершенное в чрезвычайных обстоятельствах, подлежит исполнению только при условии подтверждения судом факта его совершения в указанных обстоятельствах (п. 3 ст. 1129 ГК РФ29). Подтверждение осуществляется по заявлению заинтересованных лиц в порядке особого производства. Обращение в суд с соответствующим заявлением должно иметь место до истечения срока для принятия наследства.
Пункт 5 ст. 1130 ГК РФ предусматривает исключение из принципа равенства всех форм завещания, поскольку завещанием в чрезвычайных обстоятельствах можно изменить или отменить только такое же завещание. И. Оршанский точно сформулировал, что «право располагать своим имуществом после смерти считается таким существенным атрибутом личной свободы, что закон возводит его в разряд неотчуждаемых»30.
Право изменить или отменить завещание является имманентным признаком свободы завещания, соответственно самоограничение или законодательное ограничение правомочия изменения или отмены завещания несовместимы с идеей свободы завещания. Если закон признает ту или иную форму завещательного распоряжения приемлемой, это предполагает, что гражданин может реализовать любое завещательное правомочие. Вообще наследственному праву известен подход, когда отмена или, значительно реже, изменение завещания допускаются только в форме совершения завещания. Но, думается, такой подход может распространяться только на обычные альтернативные формы завещания и не должен касаться завещания в чрезвычайных обстоятельствах.
Возможность составить завещание в упрощенном порядке, когда вследствие чрезвычайных обстоятельств исключается соблюдение общих правил о форме и порядке совершения свидетельствует о расширении принципа свободы завещания и имеет безусловно позитивное значение. Но достижение эффективности этой юридической конструкции требует, на наш взгляд, корректировки соответствующих нормативных предписаний с целью обеспечения соответствия jus strictum и aequitas.
Допустимость отступления от обычных завещательных формальностей, условно говоря, компенсируется дополнительными правилами признания такого завещания юридически значимым действием, что и составляет специфику правового режима завещания в чрезвычайных обстоятельствах31.
Заключение.
Наследственное право относится к одним из наиболее востребованных на практике подотраслей гражданского права. Исторически сложившееся как правовой инструмент, обеспечивающий баланс между общественными (социальными) и частными (индивидуальными) интересами в сфере имущественных отношений, наследственное право и в современном мире выступает не только в качестве одного из важнейших способов приобретения права собственности, но и создает условия для защиты имущественных интересов семьи наследодателя.
Наследственное право, будучи непосредственно основанным на складывающихся веками национальных и нравственных традициях семейной организации общества, является одной из наиболее стабильных и консервативных отраслей гражданского законодательства. Изменения последних 30-40 лет, произошедшие в наследственном законодательстве наиболее развитых иностранных правопорядков (Франция, Германия, Швейцария), позволяют выявить общие тенденции развития современного наследственного права. Достаточно отметить, что наиболее масштабные изменения правового регулирования касались исключительно наследственных прав пережившего супруга, усыновленных и внебрачных детей, то есть лиц, призываемых к наследованию по закону. Эволюция отечественного наследственного законодательства, в котором указанные проблемы были разрешены еще в первые десятилетия ХХ века, тем не менее, так же была во многом связана именно с наследованием по закону – обязательной долей, наследственными правами нетрудоспособных иждивенцев, с расширением круга наследников по закону и др.
Существующие на сегодняшний день исследования уделяют достаточное внимание гарантиям гражданских прав той или иной категории граждан как таковой, однако, сфера наследственных прав еще слабо изучена. Комплексному рассмотрению всей совокупности гражданско-правовых гарантий прав родственников наследодателя, месту данного института, в гражданском праве и в российском праве, в целом, почти не уделяется внимания. Вопросы правового статуса и полномочий родственников наследодателя при наследовании по завещанию анализируются в работах по наследственному праву, но их теоретическая и историческая основа исследована недостаточно.
Информация о работе Правовой режим завещания в чрезвычайных обстоятельствах