Правовое регулирование семейных отношений с участием инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть и изложить основные нормативно-правовые документы, относящиеся к семье, имеющей в своем составе инвалида.
Задачи исследования:
Охарактеризовать семьи, имеющие в своем составе инвалидов.
Определение специфики, роли и функции института семьи как объекта социально-правовой защиты со стороны государства;
Раскрытие основных компонентов системы социально-правовой защиты семьи имеющей в своем составе инвалида в современной России;

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Институт семьи имеющей в своем составе инвалида, как объект социально-правовой защиты. 5
1.1.Социальные проблемы семьи имеющей в своем составе инвалида. 5
1.2 Семьи, имеющие в своем составе инвалида, как объект социально-правовой защиты. 8
Глава 2. Правовое регулирование семейных отношений с участием инвалидов. 12
2.1 Основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения семьи с участием инвалидов. 12
2.1 Льготы для инвалидов и семьям имеющих в своем составе инвалидов. 16
Заключение 21
Список используемой литературы: 23

Работа содержит 1 файл

курсовая по правовому обеспечению людей с инвалидностью.DOCX

— 53.83 Кб (Скачать)

     Защиту  со стороны государства можно  получить путем социально-правового  регулирования отношений между  государством и семьей. У государства  имеются определенные "рычаги", с помощью которых оно может  устанавливать, разрабатывать, контролировать и регулировать социально-правовую защиту семьи.

       Создание эффективных нормативно-правовых  актов, на основании которых  семья при любых сложившихся  неблагоприятных условиях в стране, оставалась бы с минимумом  потерь, по силам только институту  государственной власти.

     В понятие правовой защиты входит комплекс определенных юридических мер и  приемов, носящих рекомендательный, законодательный и исполнительный характер и закрепленных в Конституции, Кодексах, Федеральных Законах РФ, Указах Президента, Постановлениях Правительства РФ. Таким образом, социально-правовая защита представляет собой комплекс социальных мер, действие которых закреплено и регулируется соответствующим законодательством. Социально-правовая защита направлена на эффективное обеспечение жизнедеятельности института семьи, на разрешение возникающих конфликтов между членами семьи, а также на охрану от внешних неблагоприятных воздействий (поддержка достойного существования в кризисных ситуациях: безработица, стихийные бедствия и т.д.)

     Социально-правовая защита семьи комплекс мер социального  и правового характера, обеспечивающих защиту прав семьи и каждого его  члена в отдельности, направленных на полноценное функционирование данного  социального института, включающих в себя меры реабилитационного, профилактического  и правового характера.

     Социальные действия включают медицинскую помощь, обслуживание на дому, социальное обеспечение, нематериальную помощь и т.д. Регулируются перечисленные социальные действия соответствующими нормативно-правовыми актами. В настоящее время семейная политика в РФ носит лишь характер краткосрочной социальной защиты в условиях массовой бедности многих российских семей. Она направлена преимущественно на выживание семей и включает социальную помощь и социальное обслуживание семей.

     Итак, современная семья претерпевает изменения, находясь в непростой  социально-экономической ситуации. Невыполнение семьей многих присущих ей функций во многом зависит от влияния внешних воздействий. Для  полноценного функционирования института  семьи необходимо создание социально-правового  регулирования отношений между  государством и семейной общностью. В особенности это актуально  в переходные периоды социально-экономического и политического развития страны. От того, насколько эффективно выполняет  свои функции институт семьи, зависит стабильность и интеграция общества. Для создания эффективного механизма социально-правовой защиты семьи имеющей в своем составе инвалида нужно учесть все права, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, а также их исполнение. Создаваемые социально-экономические программы по защите и охране семьи и инвалидов должны основываться на существующем законодательстве о семье и о инвалидах, с учетом всех проблем, с которыми они сталкивается.

     Первичными  компонентами системы социально-правовой защиты семьи выступают институциональные  составляющие, к которым относятся  социальные службы, организации, учреждения государственного и негосударственного характера.

     Вторым  компонентом системы социально-правовой защиты семьи  имеющей в своём составе инвалида выступают социальные субъекты — люди, выполняющие функции организации и осуществления самой социально-правовой защиты семьи (государственные и муниципальные служащие, чиновники, социальные работники, волонтеры и др.).

     Данное  основание позволяет выявить  третий, довольно объемный по своему характеру, компонент системы социально-правовой защиты семьи — ее процессуально-нормативные составляющие. К ним относятся: нормы (законы), цели (дерево целей социально-правовой защиты семьи), принципы, методы, технологии, ресурсы и инфраструктурные составляющие (детские дома, школы, социальные службы, и т.п.), правоприменительная составляющая социально-правовой защиты семьи, характеризующая исполнение законов на практике. 
 

 

     

     Глава 2. Правовое регулирование  семейных отношений  с участием инвалидов.

     2.1 Основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения семьи с участием инвалидов.

     Принцип закрепления равенства супругов в семье основан на конституционном  принципе равных прав и свобод мужчины  и женщины и равных возможностей для их реализации. Особое значение он имеет в области семейных отношений, т.к. равноправие в семье –  основа ее прочности. Равенство супругов в семье не только закрепляется, но и проявляется и гарантируется  во всех областях семейных отношений.

     Очень важно обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Основой взаимоотношений  в семье является взаимная забота членов семьи, их моральная и материальная поддержка друг друга и, в первую очередь, защита интересов экономически слабых членов семьи – нетрудоспособных и нуждающихся. 

     Целый ряд норм обеспечивает такую защиту. Так, на трудоспособных совершеннолетних детей возлагается обязанность  по содержанию своих нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи. В случае отказа родителям в материальной помощи они имеют право на получение  необходимых средств по суду, а  при наличии у них тяжелого заболевания, увечья и т. п. совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных (сверх алиментов) расходов, вызванных этими обстоятельствами. Право на алименты имеет также нетрудоспособный супруг, а при наличии определенных условий – и бывший супруг. Интересы нетрудоспособного супруга учитываются судом при разделе общего имущества супругов. 

       Согласно ст. 55 Конституции РФ  ограничение прав граждан в  семье допускается только в  той мере, в какой это необходимо  в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других членов и иных граждан. Такое ограничение может быть установлено или в самом Семейном кодексе, или в других федеральных законах, изданных в соответствии с ним5.

     В России важнейшим конституционным  принципом, который находит свое выражение во всех отраслях российского  законодательства, является равноправие  граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношений к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ). Поэтому и  в области семейных отношений, что  особенно важно, не имеет и не должно иметь место установление какого-либо прямого или косвенного преимущества граждан или ограничение их прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 

     Алиментные  обязанности других членов семьи и  родственников

     Главой 15 СК РФ предусмотрены алиментные обязательства  иных (помимо родителей и детей, супругов и бывших супругов) членов семьи. К  ним относятся братья и сестры, бабушки, дедушки и внуки, воспитанники и фактические воспитатели, пасынки, падчерицы и отчимы, мачехи. Поскольку  их алиментные обязательства являются алиментными обязательствами второй очереди, они могут реализовать  свое право только в случае, если нет возможности получения средств  на содержание от родителей, детей, супругов или бывших супругов. Названные лица могут заключить соглашение об уплате алиментов, в котором будут предусмотрены  размер, условия и порядок уплаты алиментов. Если соглашение об уплате алиментов отсутствует, то заинтересованная сторона может взыскать алименты в судебном порядке.

     Законом установлена обязанность братьев  и сестер по содержанию своих несовершеннолетних, а также нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер (ст.93 СК РФ). Право на получение в судебном порядке алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, обладающих необходимыми для этого средствами, возникает у несовершеннолетних нуждающихся в помощи братьев и сестер в том случае, если они не могут получить содержание от своих родителей (например, если родители являются нетрудоспособными или они умерли). У нетрудоспособных нуждающихся в помощи совершеннолетних братьев и сестер такое право возникает, если они не могут получить содержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей, супругов (бывших супругов) или от родителей.

     Обязанность дедушки и бабушки по содержанию внуков установлена ст.94 СК РФ. Несовершеннолетние нуждающиеся в помощи внуки в случае невозможности получения содержания от своих родителей имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих дедушки и бабушки, обладающих необходимыми для этого средствами. Такое же право предоставляется совершеннолетним нетрудоспособным нуждающимся в помощи внукам, если они не могут получить содержание от своих супругов (бывших супругов) или от родителей.

     Статьей 95 СК РФ предусмотрена обязанность  внуков содержать дедушку и бабушку. Нетрудоспособные нуждающиеся в  помощи дедушка и бабушка в  случае невозможности получения  содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право  требовать в судебном порядке  получения алиментов от своих  трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого  средствами.

     Семейным  законодательством России установлена  обязанность воспитанников содержать  своих фактических воспитателей (ст. 96 СК РФ). От исполнения этой обязанности воспитанники освобождаются в случаях, когда они находились под опекой (попечительством) или на воспитании в приемных семьях6.

     Суд вправе освободить воспитанников от обязанности содержать фактических  воспитателей, если последние содержали  и воспитывали их менее пяти лет, а также если они содержали  и воспитывали своих воспитанников  ненадлежащим образом.

     Обязанность пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи предусмотрена ст. 97 СК РФ.

     Нетрудоспособные  нуждающиеся в помощи отчим и  мачеха, воспитывавшие и содержавшие  своих пасынков или падчериц, имеют  право требовать в судебном порядке  предоставления содержания от трудоспособных совершеннолетних пасынков или падчериц, обладающих необходимыми для этого  средствами, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).

     Суд вправе освободить пасынков и падчериц от обязанностей содержать отчима или  мачеху, если последние воспитывали  и содержали их менее пяти лет, а также если они выполняли  свои обязанности по воспитанию или  содержанию пасынков и падчериц ненадлежащим образом.

     Таким образом, при рассмотрении исков  фактических воспитателей о предоставлении содержания их воспитанниками, а также  исков отчима (мачехи) о предоставлении содержания пасынками (падчерицами) необходимо иметь в виду, что в силу ст. 96, 97 СК РФ суд вправе удовлетворить заявленные требования при условии, что:

  • истцы являются нетрудоспособными;
  • истцы нуждаются в материальной помощи;
  • истцы надлежащим образом содержали и воспитывали ответчиков не менее пяти лет;
  • ответчики достигли совершеннолетия и являются трудоспособными;
  • материальная помощь не может быть получена истцами от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).

     Иными словами, названные лица (фактические  воспитатели, отчим/мачеха) могут реализовать  свое право на получение содержания (от соответственно воспитанников, пасынков/падчериц) только при отсутствии возможности  получить содержание от иных лиц, обязанных  по закону их содержать в первую очередь.

     Размер  и порядок уплаты алиментов на братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков, фактических воспитателей, отчимов и мачех могут быть определены соглашением сторон. При  отсутствии соглашения размер алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, в  каждом отдельном случае устанавливается  судом исходя из материального и  семейного положения плательщика  и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов  сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно7.

     2.1 Льготы для инвалидов и семьям имеющих в своем составе инвалидов.

     Выплаты семьям, где  оба родителя инвалиды или неполным семьям, где родитель инвалид:

  1. Ежегодное пособие на ребенка школьного возраста:

     Право на ежегодное пособие на ребенка  школьного возраста (далее - ежегодное  пособие), имеет один из родителей (лицо, его заменяющее) многодетной семьи, семьи, в которой оба родителя (лица, их заменяющие) - инвалиды, неполной семьи, в которой родитель (лицо, его заменяющее) - инвалид, совместно проживающий с ребенком (детьми).

     Ежегодное пособие назначается и выплачивается  один раз в течение календарного года по заявлению граждан.

  1. Ежемесячная компенсация расходов по приобретению единого социального проездного билета или оплате проезда по социальной карте (в том числе временной), единой социальной карте
  2. Ежемесячное пособие одному из родителей (лицу, его заменяющему) семьи, в которой оба родителя (лица, их заменяющие) – инвалиды, имеющие I или II группы инвалидности, а также признанные до 1 января 2010 года инвалидами, имеющими III и II степень ограничения способности к трудовой деятельности до очередного переосвидетельствования, или родитель (лицо, его заменяющее) в неполной семье – инвалид, имеющий I или II группы инвалидности, а также признанный до 1 января 2010 года инвалидами, имеющими III и II степень ограничения способности к трудовой деятельности до очередного переосвидетельствования, имеющие несовершеннолетних детей и проживающие совместно с ними, или детей, достигших возраста 18 лет и обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет.

Информация о работе Правовое регулирование семейных отношений с участием инвалидов