Правовое регулирование реорганизации юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица. Для уяснения понятия юридического лица большое значение имеют цели создания и признаки этого субъекта гражданских правоотношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Понятие и значение юридического лица……………………………………………4
2. Формирование правоспособности юридического лица в процессе его создания...………………………………………………………………………………..10
3. Порядок образования юридических лиц …………………………………………...15
4. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц……………………………………………….……………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………...…26
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

корпоративное право 1.docx

— 67.84 Кб (Скачать)

     3. Порядок образования юридических лиц

     Порядок возникновения и прекращения  юридических лиц устанавливается  законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц данной организационно-правовой формы.

     Возникновение юридического лица включает в себя непосредственно создание и государственную  регистрацию. В правоприменительной  практике выделяют четыре основных порядка  создания юридических лиц.

     Распорядительный  порядок характеризуется тем, что  юридическое лицо создаётся на основе распоряжения (решения) собственника имущества  или уполномоченного им органа. Для  данного способа характерны три основные стадии:

     1) издание  инициативного (распорядительного)  акта собственником или компетентным  органом; 

     2) организационная работа (подбор  кадров, выделение средств и т.д.);

     3) утверждение учредительных документов. В связи с ликвидацией государственной  монополии в сфере создания  юридических лиц и придание  в нашем законодательстве большого  значения факту их государственной  регистрации этот порядок утратил  значение.

     Разрешительный  порядок. Для данного способа  характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица;  3) организационная работа. В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические  лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств.

     Явочно-нормативный  порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое  разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган лишь проверяет  соблюдение установленного порядка  образования и соответствие характера  и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым  законодательством к этой организационно-правовой форме. Для данного способа характерны:

     1) инициативный акт учредителей; 

     2) организационная работа;

     3) контрольная работа компетентного  органа. Этот порядок наиболее  распространён - как во всем  мире, так и у нас в стране.

     Договорно-правовой порядок предоставляет возможность  образования юридических лиц  путем заключения учредителями специального (учредительного) договора гражданско-правового  характера.

     Таким образом, можно сказать, что юридические  лица создаются: 1) по воле собственника или уполномоченного им органа (например, государственные или муниципальные  унитарные предприятия); 2) по воле их будущих членов (например, хозяйственные  общества и товарищества); 3) по воле учредителей, создающих имущественную  базу юридического лица, но не являющихся его участниками (например, фонды).

     Одним из признаков любого юридического процесса, в том числе и процесса регистрации, является принцип формальной определенности, т.е. выраженности процедуры (порядка, процесса) в соответствующих нормах права. Легальной или легитимной регистрация может быть признана только тогда, когда полностью будет пройдена вся процедура, предусмотренная нормами права. В этой связи необходимо обратиться к источникам данных норм права, т.е. к тому, из чего (или из каких соображений) данные нормы права формируются. Подразумевая наиболее верный в этой ситуации позитивный тип правопонимания, можно прийти к тому выводу, что каждое государство самостоятельно (субъективно) определяет собственную волю в отношении объекта государственной власти. Но государство, стремящееся к эффективному и полноценному регулированию общественных отношений, должно в этом смысле придерживаться объективных целей (принципов), т.е. стремлений к сближению результатов регистрации в конкретном государстве к значениям, существующим объективно.

     Анализ  российского законодательства о  создании коммерческих организаций  позволяет выделить определенные принципы, на основе которых строится и функционирует данный институт, а именно: принцип законности; принцип достоверности; принцип инициативности; принцип последующего контроля за соблюдением принципов законности и достоверности при создании коммерческих организаций; принцип единообразия; принцип поэтапности.1

     В механизме создания коммерческих организаций  существенную роль играет учредительская деятельность, поскольку без нее невозможно соблюдение предварительных условий, необходимых для последующей государственной регистрации создаваемого субъекта и приобретения им предпринимательской правоспособности.

     Необходимо  отметить, что отношения, возникающие в процессе государственной регистрации юридических лиц, широко обсуждаемы российскими учеными-правоведами, в то время как проблемам учреждения данных субъектов внимания уделяется явно недостаточно. Сегодня учредительская деятельность остается практически за пределами научных дискуссий и требует для своего эффективного осуществления разработки теоретической базы и четкой правовой регламентации.

     Исследование  законодательства о создании коммерческих организаций показало, что в нормативно-правовых актах отсутствует законодательное определение таких базовых понятий рассматриваемого института, как «учредитель» и «учреждение коммерческой организации».

     Необходимо  отметить, что изданных понятий законодательно определено только понятие «учредитель» применительно к процессу учреждения акционерного общества, однако в нем учтены не все конституирующие признаки рассматриваемого явления, в силу чего оно не может быть распространено на учредителей других коммерческих организаций (например, унитарных предприятий).

     Анализ  нормативно-правовых актов, проведенный  с учетом существующих в правовой теории точек зрения, позволяет заключить, что понятию «учредитель коммерческой организации» присущи такие признаки, как инициирование процесса создания коммерческой организации, принятие в установленной форме решения о ее создании, утверждение устава и (или) подписание учредительного договора; участие в формировании имущественной основы коммерческой организации путем передачи части своего имущества в ее уставный (складочный) капитал (фонд), направленность деятельности на исполнение всех условий, необходимых для создания коммерческой организации. Вышесказанное может быть полностью распространено на понятие «учредитель юридического лица».

     Поскольку учредители несут ответственность  за нарушения законодательства, допущенные в процессе создания юридического лица, то необходимо законодательно закрепить определение указанного понятия, содержащее его конституирующие признаки и позволяющие квалифицировать конкретного субъекта как учредителя юридического лица. На основании изложенного необходимо внести изменения в ст. 52 ГК РФ.

     Учреждение  юридического лица, в том числе  коммерческой организации, представляет собой процесс, основными этапами которого являются принятие предварительного решения о создании юридического лица и принятие решения об учреждении юридического лица.

     На  первом этапе учредители совершают  комплекс подготовительных действий, явно свидетельствующих об их намерении  создать юридическое лицо. К таким действиям относятся, в частности, составление бизнес-плана будущей организации, разработка учредительных документов, выбор ее наименования, поиск помещения для ее местонахождения, подбор кандидатур для избрания в органы юридического лица, открытие накопительного банковского счета для внесения уставного капитала и т.д.

     Подобные  действия, определенно выражающие намерение  учредителей в будущем принять окончательное решение о создании юридического лица, представляют собой последствия принятия учредителями предварительного решения о его создании.

     Единственным  учредителем предварительное решение принимается, как правило, в устной форме. В случае принятия предварительного решения о создании юридического лица несколькими учредителями оно облекается в письменную форму с целью регламентации отношений учредителей по созданию нового субъекта права.

     После принятия учредителями предварительного решения о создании юридического лица и совершения подготовительных действий, явно свидетельствующих об этом, учредители принимают окончательное  решение о создании юридического лица.

     Окончательное решение о создании юридического лица именуется в законодательстве «решением об учреждении». Зачастую в нормативно-правовых актах отсутствует разграничение предварительного и окончательного решений учредителей о создании юридического лица, что приводит к смешению двух самостоятельных юридических фактов, а также влечет неверную оценку значения и правовых последствий каждого из них.

     Решение об учреждении принимается учредительным собранием и оформляется его протоколом. Если учреждение юридического лица осуществляется одним лицом, решение об учреждении принимается им единолично.

     Решение об учреждении юридического лица всегда принимается в письменной форме  и должно содержать результаты голосования  учредителей и принятые ими решения  по вопросам учреждения юридического лица, утверждения его устава, избрания органов управления, утверждения  денежной оценки не денежных вкладов  в уставный капитал. Решение об учреждении акционерного общества, принимаемое одним лицом, кроме того, должно содержать сведения о размере уставного капитала, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты. Для правильного применения законодательства о создании коммерческих организаций стратегически важно иметь четкий понятийный аппарат данного явления, который в настоящее время отсутствует.

     Так, современное российское законодательство не содержит определения понятия  «учреждение коммерческой организации». Несмотря на то, что в нормативно-правовых актах содержится немало норм, подлежащих применению в процессе учреждения юридического лица, отсутствие определения используемого понятия зачастую затрудняет установление его точного смысла. Так, например, допускается смешение понятий «учреждение юридического лица», «создание юридического лица» и «образование юридического лица». Законодатель не дает определения ни одному из вышеуказанных понятий, часто употребляет их как синонимы.

     Кроме того, практически отсутствует комплексный  подход к правовому регулированию  создания коммерческих организаций, следствием чего является наличие у большинства российских предпринимателей искаженного представления о правовой природе учредительской деятельности и ее значении как этапа в формировании правоспособности создаваемого субъекта права. Как правило, на практике вопросам учредительства уделяется второстепенное значение и широко распространено мнение, что коммерческие организации не создаются, а «регистрируются». Такое представление в будущем, уже после государственной регистрации, влечет многочисленные сложности для созданных юридических лиц и их учредителей.

     Правовой  основой деятельности любого юридического лица, наряду с законодательством, являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.

     Состав  учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Учредительный договор - это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица.

     Он  может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения. Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается, а утверждается учредителями. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.

     Содержание  учредительных документов в общем  виде определяется ст. 52 ГК РФ, а для  отдельных видов юридических  лиц - в соответствующих разделах ГК РФ и специальных нормативных актах.

     В связи с этим актуальной проблемой  является внедрение в законодательство комплексного подхода к правовой регламентации отдельных этапов создания коммерческих организаций, суть которого заключается в рассмотрении учреждения и государственной регистрации как последовательно сменяющих друг друга, взаимосвязанных и взаимообусловленных стадий процесса создания нового субъекта предпринимательской активности с учетом их взаимных связей и правовых последствий.

Информация о работе Правовое регулирование реорганизации юридического лица