Правовое регулирование договора контрактации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена детальному изучению этого института гражданского права.
Для достижения этой цели поставлены и решаются следующие задачи:
определить понятие договора контрактации;
Стороны договора контрактации.
Условия договора
Права и обязанности сторон по договору контрактации
Ответственность сторон по договору контрактации

Работа содержит 1 файл

договор контрактакции алиев.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

 

     Настоящая работа посвящена исследованию правового  регулирования договора контрактации.

     Актуальность данной темы в том, что с момента своего возникновения контрактация явилась одним из средств взаимодействия сельского хозяйства о промышленности.

     Объектом  работы являются отношения связанные с договором.

     Предметом является договор конрактакции.

     В зависимости от конкретной исторической обстановки на разных этапах развития государства менялось и содержание договора контрактации, поэтому в разных исторических условиях на первое место выступали то одни, то другие его черты. Так, договор контрактации в один период носил характер, главным образом, торгового соглашения между производителями сельскохозяйственного сырья и перерабатывающими его промышленными предприятиями; в другие периоды центр тяжести переносился на производственную помощь посевщикам в целях развития производительных сил в сельском хозяйстве. Отдельные черты договора возникали в процессе его развития, как, например, обязательство контрактующей организации снабжать посевщика минеральными удобрениями; другие же, напротив, исчезали, как, например, имевшая в определенных условиях существенное значение обязанность контрактующей организации предоставлять крестьянским хозяйствам сельскохозяйственные машины, тракторы и т. п.

     Впервые договор контрактации встречается  в практике заготовки сельскохозяйственной продукции в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства, после замены продразверстки продналогом.

     Заготовку сельскохозяйственной продукции осуществляли в этот период многочисленные государственные заготовительные органы, отдельные государственные перерабатывающие предприятия, органы потребительской и сельскохозяйственной кооперации и частные посредники. Такое разнообразие заготовителей явилось необходимым для осуществления поставленной государством трудной и новой задачи—наладить широкий товарооборот между городом и деревней и тем самым поднять производительные силы страны, в первую очередь производительные силы сельского хозяйства.

     Заготовки производились в самых различных  правовых формах. Одной из таких форм являлась заготовка продуктов сельского хозяйства по договору контрактации, которая производилась непосредственно заинтересованными в получении сырья предприятиями.

     Для обеспечения себя сырьем предприятия  перерабатывающей промышленности стали заключать предварительные договоры с крестьянскими хозяйствами, по которым они обязывались принять и оплатить всю предусмотренную договорами продукцию и даже авансировать хозяйства, ее производящие, деньгами, а в случае необходимости — и семенами. Крестьяне же, сдатчики сельскохозяйственной продукции, обязывались засеять соответствующей культурой определенную площадь, предусмотренную договором, и впоследствии сдать выращенную продукцию данному заготовителю. Тем самым договор контрактации обеспечивал предприятие сырьем, а крестьянину давал уверенность в сбыте выращенной продукции и притом на заранее известных ему условиях, при материальной поддержке заготовителя. В этом заключалось содержание договора контрактации в начальный период его применения. Перерабатывающие предприятия стремились установить непосредственную связь с производителями сырья, минуя частного посредника. Таким образом, контрактация явилась в руках Советского государства одним из средств для вытеснения капиталистов из области заготовки сельскохозяйственной продукции.

     Первым  предметом договора контрактации явился хлопок, контрактуемый в Средней  Азии и в Закавказье.1

     Данная  работа посвящена детальному изучению этого института гражданского права.

     Для достижения этой цели поставлены и  решаются следующие задачи:

  • определить понятие договора контрактации;
  • Стороны договора контрактации.
  • Условия договора
  • Права и обязанности сторон по договору контрактации
  • Ответственность сторон по договору контрактации

     Необходимо  отметить, что наибольшее развитие договор контрактации получил в  теоретических трудах 20-30х годах 20 века. В настоящее время о  нём, несколько «забыли» и сложилась абсурдная ситуация, когда основным нормативным актом по контрактации является Положение 1988 г.(до сих пор формально не отменённое), на которое многие продолжают ссылаться, хотя в большей части его условия противоречат новому гражданскому законодательству и фактически не действует.

 

  1. Понятие договора контрактации.
 

     Договор контрактации - предусмотренная статьями 535 - 538 ГК РФ особая разновидность договора купли-продажи. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведённую) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - физическому или юридическому лицу, закупающему указанную продукцию для переработки или продажи. К отношениям по договору контрактации применяются общие правила о договоре поставки, а в соответствующих случаях - о поставке товаров для государственных нужд. ГК РФ предусматривает для договора контрактации ряд особых норм, обусловленных спецификой сельскохозяйственного производства. Согласно ст. 536 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту её нахождения и обеспечить её вывоз. Заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок если принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте. В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

     Согласно  статей параграфа 5 “Контрактация” ч. 2. ГК РФ можно выделить два вида данных договоров:

  • договор, который заключается между государством и юридическими лицами;
  • договор, заключаемый между любыми юридическими лицами, гражданами.

     Но  исходя из практики применения, договор контрактации действует лишь в первом виде.

     Можно выделить характерные черты договора контрактации:

  • формальный, т. е. заключается в письменной форме;
  • срочный;
  • возмездный;
  • двухсторонний;
  • консенсуальный, т.е. считается заключенным с момента соглашения сторон2.

     Развивающиеся в нашей стране рыночные отношения, диктуют свои особенности заключения договоров контрактации, в том  числе и по кругу субъектов.

     Следует  отметить существование своеобразных уровней заключения договора контрактации. Они различаются в зависимости от субъекта, формирующего заказ:

  1. первый уровень - заключение договора в целях обеспечения государственных федеральных нужд (федеральный фонд );
  2. Второй уровень - заключение договора для региональных государственных нужд  (региональные фонды).

     Различаются названные уровни:

  1. по территориальному охвату и целям;

     2)   по источникам финансирования.

  1. по субъектам, разрабатывающим программы поставок.

     Федеральный фонд создается для удовлетворения потребностей в сельскохозяйственной продукции районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, экологически неблагополучных мест, и т. п.; финансируется из федерального бюджета и различных внебюджетных источников3.

     Региональные  фонды образуются для удовлетворения нужд субъектов РФ; финансируются из местных бюджетов, и внебюджетных фондов.

     Субъектами, разрабатывающими программы поставок, являются либо Правительство РФ, либо органы исполнительной власти субъектов  РФ4.

     Чаще  всего заготовителем по рассматриваемому договору являются специально созданные для этого федеральные корпорации, но могут быть и юридические и физические лица при наличии соответствующих лицензий. Также контрактантом может выступать Федеральная продовольственная корпорация, созданная при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ Постановлением Правительства РФ от 3 октября 1994 г. №1121 “О создании федеральной продовольственной корпорации и системы органов продовольственного рынка”.

     В роли поставщиков могут выступать:

     а) Любые сельскохозяйственные предприятия, непосредственно производящие сельскохозяйственную продукцию;

     б) Крестьянские (фермерские) хозяйства;

     в) Граждане, предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица ст. 17 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. “О крестьянском

     (фермерском) хозяйстве”.

     Рассматривая  положения о договоре контрактации , можно сделать предположение , что  существует два вида данного договора :

     - договор, который заключается  между государством и юридическими  лицами ;

     - договор, заключаемый между любыми юридическими лицами, гражданами5.

     Логично, что по поводу этого института  гражданского права сегодня ведутся  дискуссии, в частности кафедра  Аграрного права МГЮА во главе  с профессором Быстровым придерживается мнения, что договор контрактации в том виде, в котором он существует ныне, является антирыночным, что он в принципе не имеет права на существование, так как был задуман и вводился в действие в 30 - х годах именно в качестве меры для принудительного изъятия у производителей сельскохозяйственной продукции, либо ее покупки за бесценок , то есть играл роль антирыночного механизма - следовательно, он противоречит нынешней экономической политике государства и является наследием отжившего строя6. Все же , несмотря на многостороннюю и небеспочвенную критику и споры по поводу необходимости существования данного института, разработчики нового Гражданского Кодекса включили положения о контрактации во вторую часть закона , причем без существенных изменений как в части формулировок , так и в части содержания по сравнению с ранее действующими принципами .

     Говоря  о характерных чертах договора контрактации , следует указать , что он является7:

     - формальным , то есть заключается  в письменной форме;

     - срочным (в настоящее время  он заключается как правило сроком на один год);

     - возмездным;

     - двусторонним;

     - консенсуальным (считается заключенным  с момента соглашения сторон).

     Но  все же реально договор контрактации действует лишь в первом виде, что  проистекает из практики его применения. Следовательно , можно сделать вывод, что сейчас договор контрактации - это договор на закупку сельскохозяйственной продукции только для государственных нужд, одной из сторон которого обязательно выступает государство. В свете сказанного деятельность коммерческих структур по закупке сельскохозяйственной продукции следует рассматривать в качестве обычной предпринимательской деятельности . Договоры же , заключаемые без участия государства как стороны, следует рассматривать как обычные договоры поставки . Более того, в самом тексте ГК (ч. 2 ст. 505) указана возможность применения правил о договоре поставки. Из вышеуказанного следует вывод , что нынешний договор контрактации несколько не соответствует требованиям времени, а именно развивающимся в стране рыночным отношениям со множеством действующих в них разнообразных субъектов8.

 

  1. Стороны договора контрактации.
 

     Стороны в договоре — производитель сельскохозяйственной продукции и заготовитель. Обе стороны, как правило, предприниматели, за исключением случаев, когда стороной в договоре является государственный орган. Производителями сельскохозяйственной продукции могут выступать юридические лица — коммерческие организации, сфера деятельности которых — сельское хозяйство (птицефабрики, животноводческие комплексы, колхозы и др.), крестьянские (фермерские) хозяйства и другие землевладельцы и землепользователи, являющиеся предпринимателями в сфере сельскохозяйственного производства (независимо от формы собственности). Заготовителями могут быть как коммерческие организации, так и физические лица — предприниматели, осуществляющие последующую продажу или переработку сельскохозяйственной продукции (маслозаводы, молококомбинаты, сахарные заводы, прядильные и ткацкие фабрики, торговые организации и т.п.), а также государственные органы.

     За  последнее время значительно  возрос удельный вес организаций  торговли и предприятий общественного  питания, которые непосредственно  заключают договоры контрактации с  хозяйствами, расположенными в пригородных  зонах9.

     Права и обязанности несут обе стороны.

     Производитель сельскохозяйственной продукции обязан:

     1) передать контрактанту обусловленное  договором количество продукции  в установленном ассортименте  и определенного качества.

     Количество, качество и ассортимент сельскохозяйственной продукции определяется сторонами в договорах. Контрагенты вправе по взаимному соглашению изменять в процессе исполнения договора ассортимент закупаемой продукции. Качество продуктов должно соответствовать стандартам, техническим условиям или установленным кондициям. Лишь в исключительных случаях по выдаваемым в установленном порядке разрешениям допускается сдача продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий и т.п.;

     2) сдать продукцию в установленные  договором сроки. Если стороны  согласовали график доставки, продукция должна быть сдана в соответствии с графиком- По согласованию с заготовителем производитель вправе сдать продукцию досрочно.

     Вывоз сельскохозяйственной продукции возлагается  на контрактанта, если иное не предусмотрено  договором контрактации;

Информация о работе Правовое регулирование договора контрактации