Правовое обеспечение конфиденциальной информации банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Среди них, несомненно, много внимания уделяется проблемам правового регулирования банковской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм.

Содержание

Содержание 2

Список использованных сокращений 3

Введение 4

1 Содержание банковской тайны 6

1.Соотношение банковской тайны и коммерческой тайны банка 8
2 Предоставление кредитной организацией государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну 12

3 Преступления, направленные на незаконное получение информации 18

4 Особенности информационной безопасности банков 21

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Банковская тайна.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

     В деятельности кредитных организаций  нередки случаи, когда судебные приставы-исполнители обязывают кредитные организации предоставлять им сведения о наличии денежных средств клиента-должника и их движении по банковскому счету.

     Такие требования судебного пристава-исполнителя  нельзя признать правомерными. Указанная  информация является банковской тайной, а предоставление подобных сведений судебным приставам-исполнителям законодательными актами, регулирующими правовой режим банковской тайны, не предусмотрено. В соответствии с иной точкой зрения предоставление судебным приставам-исполнителям права получать у банков сведения, составляющие банковскую тайну должно стать практически-применимым, т.к. это непосредственно относится к сфере их должностных обязанностей [19].

     В соответствии с УИК РБ и УПК РБ сведения о наличии или отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в кредитной организации судебный пристав-исполнитель запрашивает у налоговых органов, которые в трехдневный срок обязаны выдать ему необходимую информацию.

     Национальный  банк Республики Беларусь получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно - финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Национального банка, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Уголовным кодексом РБ (ст. 204) предусмотрена ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении информации (документов, материалов).

     В силу ст. 68 НК РБ (об) банки обязаны предоставлять налоговым органам информацию об открытии и закрытии счетов организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

     Предоставление  налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, неверно сводить только к предоставлению запрашиваемой ими информации. Следует учитывать, что предоставление определенного объема такой информации вменено в обязанность банков: например, банки обязаны сообщать налоговым органам по месту учета налогоплательщиков в пятидневный срок об открытии или закрытии ими счетов (ст. 68 НК РБ (об)). Предоставление кредитной организацией налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется налоговой тайной, режим которой урегулирован ст. 79 НК РБ (об). Режим налоговой тайны необходимо рассматривать в корреспонденции с режимом банковской тайны. В соответствии с НК РБ(об) налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Исключением являются сведения, перечисленные в п. 1 ст. 79 НК РБ (об):

     1. о фамилии, имени, отчестве  плательщика (иного обязанного  лица) – физического лица, наименовании плательщика (иного обязанного лица) – организации;

     2. разглашенных плательщиком (иным обязанным лицом) самостоятельно или с его согласия;

     3. об учетном номере плательщика;

     4. об уставном фонде (капитале) организации;

     5. о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения;

     6. предоставляемых налоговым или  правоохранительным органам других  государств в соответствии с  международными договорами, действующими  для Республики Беларусь;

     7. предоставляемых государственным  органам, иным государственным  организациям в целях совершения административных процедур (кроме данных об учредителях (участниках, собственниках имущества) юридических лиц и сведений об открытии (закрытии) счетов в банках);

     8. предоставляемых контролирующим (надзорным)  органам из единой информационной  базы данных контролирующих (надзорных) органов [17]. Не вызывает сомнений, что к таким сведениям относятся и те, которые составляют банковскую тайну.

     НК  РБ (об) устанавливает налоговую ответственность за непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РБ (об) срок.

     Согласно  ст. 81 НК РБ (об) у органов налоговой инспекции есть право получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой инспекции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации. Однако такое полномочие органов налоговой инспекции, по мнению автора, не предоставляет им право получать от кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, так как в приведенной норме указанное право специально не закреплено.

     Спорной представляется также правомерность  использования органами налоговой  инспекции полномочия, закрепленного п. 1.6 ст. 81 НК РБ (об) в соответствии с которым указанные органы имеют право при исполнении служебных обязанностей пользоваться правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов.

     Вместе  с тем полномочия органов налоговой  инспекции закреплены в ст. 81 Налогового кодекса. Хотя перечень этих полномочий не носит исчерпывающего характера, стоит согласиться с мнением о том, что нормы, закрепляющие полномочия органов налоговой инспекции по самостоятельному осуществлению налоговых проверок и применению налоговых санкций, а также иные полномочия налоговых органов, предоставленные органам налоговой инспекции НК РБ (об), противоречат нормам НК РБ (об) и должны быть приведены в соответствие с ним путем внесения изменений в названный Закон [20].

     Исходя  из функций органов налоговой  инспекции, которые состоят в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, и их полномочий, закрепленных ст. 81НК РБ (об), правомерно сделать вывод о том, что сведения, составляющие банковскую тайну, должны предоставляться органам налоговой инспекции исключительно как органам предварительного следствия.

     В иных случаях сведения, составляющие банковскую тайну, истребуются органами налоговой инспекции через налоговые органы. Это предусмотрено ст.81 НК РБ (об), в силу которой органы налоговой инспекции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия решения.

     Таким образом, в ст. 121 БК РБ нужно внести изменения, исключив органы налоговой инспекции из перечня государственных органов, которым выдаются справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Органам предварительного следствия информация, составляющая банковскую тайну, предоставляется при наличии двух условий: во-первых, только по возбужденным уголовным делам, находящимся в их производстве, и, во-вторых, с согласия прокурора. Согласно УПК РБ органами предварительного следствия являются следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой инспекции.

     Во  всех иных случаях предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам предварительного следствия, а также иным правоохранительным органам является неправомерным.

     Перечислим  такие случаи, так как они нередко  возникают в практике кредитных  организаций.

     Во-первых, следователь и орган дознания по поступившим заявлениям и сообщениям могут истребовать необходимые материалы до возбуждения уголовного дела.

     Во-вторых, право получать от граждан и должностных  лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них предоставлено милиции.

     В-третьих, истребовать документы по возбужденным уголовным делам могут органы дознания, перечисленные в УПК РБ. За исключением таможенных органов и органов налоговой инспекции, которые указаны в ст. 121 БК РБ, предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, иным органам дознания, в том числе милиции, является неправомерным.

     В-четвертых, право требовать от руководителей  и других должностных лиц представления  необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений имеют  прокуроры. Предоставление прокурору сведений, составляющих банковскую тайну, правомерно только в связи с возбужденным уголовным делом.

     Предоставление  кредитными организациями органам  предварительного следствия информации, составляющей банковскую тайну, гарантируется тайной следствия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА НЕЗАКОННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ 

     Очевидно, что лица, незаконно получающие или  разглашающие банковскую тайну, преследуют корыстную цель. Т.к. ее умелое использование может привести к получению прибыли.

     Признаки  противоправности и безвозмездности  изъятия таких сведений вместе с материальными носителями, на которых эта информация содержится, как факт изъятия сомнению не подлежат. В ситуациях, когда сведения были лишь скопированы, изъятие тоже имеет место, т.к. предметом данного преступления является не носитель информации, а информация как таковая. Причем информация носит характер тайны.

     Незаконное  копирование (и даже просто доступ к  такой информации) приводит к исчезновению тайны (ее важнейшего ценностного признака), а следовательно, к изъятию из фондов собственника части его имущества.

     Ведь, несмотря на то, что информация, составляющая банковскую (и коммерческую тоже) тайну, как таковая, не является предметом  материальным, она является объектом права собственности и имеет, как уже сказано, действительную или потенциальную коммерческую ценность. Вследствие утечки информации, составляющей банковскую тайну, теряется ее ценность, что  может привести к невосполнимому ущербу, который понесут банки и их клиенты, считающиеся по праву ее собственниками.

     Проблема  состоит в том, что преступления, направленные на незаконное получение информации и являющиеся преступлениями против собственности, мы не можем назвать имущественными преступлениями в строгом смысле слова в виду того, что белорусское гражданское законодательство не относит информацию к имуществу. В этой связи непоследовательно отнесение к преступлениям против собственности посягательства лишь на одну из ее разновидностей – имущество.

     Разрешение дилеммы видится либо в замене термина «имущество» в УК РБ на термин «собственность» законодателем, либо в расширенном толковании имущества правоприменительными органами [21].

     Хищение информации может происходить как  с применением технических средств, так и без них.

     УК  РБ устанавливает ответственность  за оба типа хищений. Так, в ст. 212 УК РБ установлено, что наказываются следующие виды хищений с использованием компьютерной техники:

  1. Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации
  2. Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации
  3. Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации совершенное в крупном размере
  4. Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации совершенное в крупном размере совершенное организованной группой либо в особо крупном размере.

Информация о работе Правовое обеспечение конфиденциальной информации банков