Правовое обеспечение конфиденциальной информации банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Среди них, несомненно, много внимания уделяется проблемам правового регулирования банковской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм.

Содержание

Содержание 2

Список использованных сокращений 3

Введение 4

1 Содержание банковской тайны 6

1.Соотношение банковской тайны и коммерческой тайны банка 8
2 Предоставление кредитной организацией государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну 12

3 Преступления, направленные на незаконное получение информации 18

4 Особенности информационной безопасности банков 21

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Банковская тайна.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Содержание 2

Список использованных сокращений 3

Введение 4

1 Содержание  банковской тайны  6

    1. Соотношение банковской тайны и коммерческой тайны банка 8

2 Предоставление кредитной организацией государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну 12

3 Преступления, направленные на незаконное получение информации 18

4 Особенности  информационной безопасности банков 21

Заключение 

Список использованной литературы

 

      Список использованных сокращений

 

     ГК  РБ – Гражданский кодекс Республики Беларусь

     УК  РБ – Уголовный кодекс Республики Беларусь

     БК  РБ – Банковский кодекс Республики Беларусь

     НК  РБ (об) – Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть)

     НК  РБ (ос) – Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть)

     УИК РБ – Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь

     УПК РБ – Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

       Вопросы правового регулирования  общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Среди них, несомненно, много внимания уделяется проблемам правового регулирования банковской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм. Даже беглый обзор публикаций в правовой литературе и в прессе позволяет констатировать, что на эту проблему, как и на ряд других, в настоящее время сложились две полярные точки зрения, отражающие, как правило, профессиональную принадлежность и идеологию их авторов [1].

     О.М. Олейник считает, что проблема банковской тайны должна рассматриваться исходя из некоторых общих положений, которые, очевидно, следует оговорить в самом начале и иметь в виду в процессе изложения дальнейших положений. Эти положения состоят в следующем:

     — понятие банковской тайны является одним из видов правовых режимов информации, обладающей ограниченным доступом;

     — этот режим соотносится с такими режимами, как режим коммерческой, религиозной, медицинской, следственной и судебной тайны;

     — подчиняясь общим правилам, режим банковской тайны обладает специальными правилами и процедурами, регламентированными на законодательном уровне.

     Кроме того, необходимо иметь в виду характер складывающихся правоотношений по поводу банковской тайны. Это необходимо для того, чтобы найти адекватные правовые нормы, реализация которых приведет к желаемому состоянию правового регулирования. Эти правоотношения совершенно разного типа. Как весьма удачно подчеркивают американские специалисты по банковскому праву, есть «три вида правоотношений: между банком и клиентом, между клиентом и правительством и между правительством и банком. Эти отношения регулируются совокупностью норм конституции и общего права...» [2].

     Современный банк трудно представить себе без  автоматизированной информационной системы. Компьютер на столе банковского служащего уже давно превратился в привычный и необходимый инструмент. Связь компьютеров между собой и с более мощными компьютерами, а также с ЭВМ других банков — также необходимое условие успешной деятельности банка — слишком велико количество операций, которые необходимо выполнить в течении короткого периода времени.

     В то же время информационные системы  становятся одной из наиболее уязвимых сторон современного банка, притягивая к себе злоумышленников как из числа персонала банка, так и со стороны. Оценки потерь от преступлений, связанных с вмешательством в деятельность информационной системы банков, очень сильно разнятся. Сказывается разнообразие методик для их подсчета. Средняя банковская кража с применением электронных средств составляет около $9.000, а один из самых громких скандалов связан с попыткой украсть $700 млн. (Первый национальный банк, Чикаго).

     Причем  необходимо учитывать не только суммы  прямого ущерба, но и весьма дорогостоящие мероприятия, которые проводятся после успешных попыток взлома компьютерных систем. Так, недавняя пропажа данных о работе с секретными счетами Bank of England в январе 1999 года заставила банк поменять коды всех корреспондентских счетов. В этой связи в Великобритании были подняты по тревоге все имеющиеся силы разведки и контрразведки для того, чтобы не допустить невероятной утечки информации, способной нанести огромный ущерб. Правительством предпринимались крайние меры с тем, чтобы посторонним не стали известны счета и адреса, по которым Bank of England направляет ежедневно сотни миллиардов долларов. Причем в Великобритании больше опасались ситуации, при которой данные могли оказаться в распоряжении иностранных спецслужб. В таком случае была бы вскрыта вся финансовая корреспондентская сеть Bank of England. Возможность ущерба была ликвидирована в течение нескольких недель.

     Услуги, предоставляемые банками сегодня, в немалой степени основаны на использовании средств электронного взаимодействия банков между собой, банков и их клиентов и торговых партнеров. В настоящее время доступ к услугам банков стал возможен из различных удаленных точек, включая домашние терминалы и служебные компьютеры. Этот факт заставляет отойти от концепции «запертых дверей», которая была характерна для банков 60-х годов, когда компьютеры использовались в большинстве случаев в пакетном режиме как вспомогательное средство и не имели связи с внешним миром.

     Компьютерные  системы, без которых не может  обойтись ни один современный банк, — источник совершенно новых, ранее неизвестных угроз. Большинство из них обусловлено использованием в банковском деле новых информационных технологий и характерны не только для банков. При этом следует помнить, что во многих странах, несмотря на все увеличивающуюся роль электронных систем обработки, объем операций с бумажными документами в 3-4 раза выше, чем с их электронными аналогами.

     Уровень оснащенности средствами автоматизации  играет немаловажную роль в деятельности банка и, следовательно, напрямую отражается на его положении и доходах. Усиление конкуренции между банками приводит к необходимости сокращения времени на производство расчетов, увеличения номенклатуры и повышения качества предоставляемых услуг.

     Чем меньше времени будут занимать расчеты  между банком и клиентами, тем выше станет оборот банка и, следовательно, прибыль. Кроме того, банк более оперативно сможет реагировать на изменение финансовой ситуации. Разнообразие услуг банка (в первую очередь это относится к возможности безналичных расчетов между банком и его клиентами с использованием пластиковых карт) может существенно увеличить число его клиентов и, как следствие, повысить прибыль. 

     1 СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ. 

     Содержание  банковской и коммерческой тайны в действующем законодательстве регулируется нормами двух законодательных актов: ст. 121 БК РБ и ст. 140 ГК РБ.

     Согласно  ч.1 ст 140 ГК РБ «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности». Одновременно с этим п.4 ст. 121 БК РБ устанавливает, что «банки обязаны представлять в Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы сведения о счетах республиканских органов государственного управления, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих бюджетные средства и (или) средства государственных внебюджетных фондов, а также получающих (получивших) средства по внешним государственным займам и (или) иные средства под гарантии Правительства Республики Беларусь, гарантии (поручительства) местных исполнительных и распорядительных органов [17].

     Как видим, правовые нормы, определяющие содержание банковской тайны, не совпадают. Возникает вопрос, какие нормы правомерно применять на практике? В юридической литературе существуют разные мнения по данной проблеме. Одни авторы считают, что целесообразно использовать правило о соотношении общих и специальных правовых норм: поскольку ст. 121 БК РБ является специальной, надо следовать требованиям этой статьи [3]. Другие авторы полагают, что никакой конкуренции между ст. 140 ГК РБ и ст. 121 БК РБ нет [4].

     С. Карчевский считает, что при несоответствии указанных норм надо руководствоваться Гражданским кодексом. Статья 140 ГК РБ не отсылает к другим законам, нормы которых могут определить иной, отличный от установленного Кодексом объем сведений, составляющих банковскую тайну. Поэтому на основании ч. 2 ст. 3 ГК РБ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу, ст. 121 БК РБ в части определения содержания банковской тайны на практике не  должна применяться.

     Это утверждение основывается на анализе  соотношения норм Гражданского кодекса РБ и БК РБ, а также следует из природы правоотношений, которые образуют институт банковской тайны. Такие правоотношения представляют собой компромисс интересов: частноправовых, обусловленных отношениями клиента и банка по поводу заключения и исполнения договора банковского счета (договора банковского вклада), и публично-правовых, обусловленных отношениями банка и государственных органов, регламентированными законодательными актами.

     С одной стороны, банковская тайна  защищает интересы клиента и запрещает, по общему правилу, доступ третьих лиц (в том числе государства в лице государственных органов) к конфиденциальной информации клиента банка. С другой стороны, нормы, регулирующие правоотношения, связанные с банковской тайной, закрепляют на законодательном уровне исключительные случаи и порядок такого доступа в интересах государства. При этом стоит согласиться с мнением С. Сарбаша о том, что законодательное регулирование доступа государства в лице государственных органов, осуществляющих публичные функции, к конфиденциальной информации частных лиц нуждается в совершенствовании [5].

     По  рассматриваемой проблеме есть еще  некоторые соображения практического плана в пользу законодательного закрепления исчерпывающего перечня сведений, составляющих банковскую тайну, для того, чтобы кредитная организация не имела права дополнительно сама распространять режим банковской тайны на какую-либо информацию.

     Исходя  из положений БК РБ о том, что обязанность по сохранению тайны лежит на кредитной организации и что установлена ответственность кредитной организации за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, логичным является отсутствие у кредитной организации интереса в расширении объема этих сведений. С учетом возлагаемой на кредитные организации ответственности за разглашение банковской тайны в практике заключения и исполнения договоров банковского счета могут возникнуть следующие ситуации.

     Поскольку обязанность хранить банковскую тайну включается в содержание договора банковского счета, правомерно требование клиента о предоставлении ему перечня сведений, составляющих банковскую тайну, или закреплении такого перечня в договоре. Из изложенного следует вывод о том, что кредитная организация должна сообщить клиенту (корреспонденту) перечень сведений, составляющих банковскую тайну, чтобы в случае их разглашения возместить по требованию того же клиента (корреспондента) причиненные убытки.

     Таким образом, законодатель, предоставив  право кредитной организации включать иные сведения в состав коммерческой тайны, тем самым необоснованно смешивает правовые режимы банковской тайны и коммерческой тайны банка. Это дает некоторым авторам основание считать, что банковская тайна является разновидностью коммерческой тайны, о чем речь пойдет далее.

     Какую информацию имеет в виду законодатель, говоря об установлении кредитной организацией сведений, кроме указанных в ст. 140 ГК РБ, можно только предполагать.

     Так, по мнению О. Сбитневой, иные сведения, составляющие коммерческую тайну банка, должны относиться к операциям клиента [6]. Но в ст. 140 ГК РБ установлено, что информация об операциях по счету клиента входит в содержание банковской тайны. Более того, она является основным ее элементом. Не случайно известный российский специалист в банковском праве М. Агарков писал, что под банковской тайной разумеют обязанность кредитного учреждения сохранять тайну по операциям клиентов [7].

     Иную  точку зрения имеет О. Олейник, которая  считает, что сведения, устанавливаемые кредитной организацией, должны быть соотносимы с ее клиентами: «если даже банк в ходе предоставления, например, кредита получит какие-либо сведения о состоянии здоровья клиента или его семейном положении, эти сведения, а не только операции, произведенные для выдачи кредита, могут быть включены в банковскую тайну» [8].

Информация о работе Правовое обеспечение конфиденциальной информации банков