Правовое обеспечение конфиденциальной информации банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Среди них, несомненно, много внимания уделяется проблемам правового регулирования банковской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм.

Содержание

Содержание 2

Список использованных сокращений 3

Введение 4

1 Содержание банковской тайны 6

1.Соотношение банковской тайны и коммерческой тайны банка 8
2 Предоставление кредитной организацией государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну 12

3 Преступления, направленные на незаконное получение информации 18

4 Особенности информационной безопасности банков 21

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Банковская тайна.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

     Л. Ефимова, говоря об иных сведениях, также  полагает, что к ним могут относиться любые данные о правовом, семейном и т. п. положении клиента, кроме тех, которые перечислены в постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»: например, информация о наличии у клиента несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого он регулярно переводит деньги, должна быть включена в понятие банковской тайны [9].

     Вместе  с тем указанная в приведенных  выше примерах информация не расширяет  содержание банковской тайны, установленное  ст. 121 БК РБ, а, напротив, охватывается понятием «сведения о клиенте», которое согласно указанной статье Кодекса наряду с информацией о счете (вкладе) и операциям по счету составляет содержание банковской тайны.

     Таким образом, содержание банковской тайны, закрепленное ст. 121 БК РБ, предполагает распространение режима банковской тайны на все сведения о клиенте при условии, что такие сведения получены банком в ходе его профессиональной деятельности.

     Как справедливо отмечает О. Олейник, именно деятельность банка, «осуществляемая  профессионально, является критерием  для определения характера сведений, составляющих банковскую тайну». Другие авторы также обращали внимание на данный аспект банковской тайны. Так, Д. Куршаков определял банковскую тайну как профессиональное обязательство банка держать в строжайшей тайне всю информацию, относящуюся к финансовым и личным аспектам деятельности клиентов и некоторых третьих лиц, при условии, что такая информация почерпнута в результате нормального банковского обслуживания этих клиентов [10].

     В этом плане банковская тайна соотносится  с иными видами профессиональной тайны, такими, как тайна страхования, нотариальная, налоговая, врачебная и т.п. [11]

     1.1 О соотношении банковской тайны и коммерческой тайны банка

 

     В юридической литературе нет единого  мнения по вопросу о соотношении банковской тайны и коммерческой тайны банка. Является ли первая особым случаем второй, либо это самостоятельные правовые институты [12]? При этом преобладает точка зрения, в соответствии с которой банковскую тайну относят к особой, или специфической, разновидности коммерческой тайны.

     Вместе  с тем ряд авторов обоснованно  не разделяют такого подхода. С этой позицией стоит согласиться. С. Сарбаш, рассматривая проблему соотношения банковской и коммерческой тайны, приходит к выводу о том, что «нормы о банковской тайне скорее дополняют правовой режим коммерческой и служебной тайны, нежели поглощаются последними» [13]. Некоторые принципиальные отличия между понятиями «банковская тайна» и «коммерческая тайна» отмечают авторы учебника «Банковское право Российской Федерации. Общая часть» [14]. Но наиболее последовательной представляется позиция О. М. Олейник, которая на основе сравнительного анализа институтов банковской и коммерческой тайны приходит к выводу о том, что банковская тайна представляет собой особый правовой режим, не сводимый ни к одному ранее известному правовому режиму информации [15].

     Сравнительный анализ гражданско-правовых норм, регулирующих режимы указанных видов конфиденциальной информации, позволяет сделать вывод об ошибочности определения банковской тайны как вида коммерческой. Сопоставление институтов банковской и коммерческой тайны через призму таких категорий, как субъект, объект и ответственность за разглашение информации, приводится в таблице: 

Вид Субъект Объект Оформление Ответственность
Банковская тайна Клиент (корреспондент) банка Исчерпывающий перечень установлен законом (ст. 121 БК РБ) Установлено законом (ст. 121БК РБ) Умышленное  разглашение коммерческой или банковской тайны без согласия ее владельца при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 226 и 254 УК РБ, лицом, которому такая коммерческая или банковская тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, повлекшее причинение ущерба в крупном размере наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 255 УК РБ).
Коммерческая тайна банка Банк Устанавливается банком в локальных нормативных актах Включается  в трудовые договоры (контракты) с работниками, в гражданско-правовые договоры с контрагентами Лица, незаконными  методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору (ст. 140 ГК РБ).

Умышленное  разглашение коммерческой или банковской тайны без согласия ее владельца при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 226 и 254 УК РБ, лицом, которому такая коммерческая или банковская тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, повлекшее причинение ущерба в крупном размере наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 255 УК РБ).

 

     Правовой  режим служебной и коммерческой тайны регулируется ст. 140 ГК РБ. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Из этого определения усматривается вывод: законодатель предоставляет обладателю информации право самому определять круг сведений, составляющих коммерческую тайну. Необходимость соблюдения коммерческой тайны может вытекать и из закона. Так, согласно Закону «О бухгалтерском учете и отчетности» коммерческой тайной является содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности. При этом установлены следующие ограничения: во-первых, такая информация должна отвечать изложенным выше требованиям; во-вторых, сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами [23].

     Информация, которая составляет коммерческую тайну, закрепляется предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе  кредитными организациями, в локальных  нормативных актах, а обязанность  ее соблюдения возлагается на работников в трудовых договорах (контрактах) и на контрагентов в гражданско-правовых договорах. Ответственность за нарушение коммерческой тайны может наступить только при ее надлежащем правовом оформлении.

     Такая ответственность установлена п. 2 ч.2 ст. 140 ГК РБ. Она заключается в обязанности возместить причиненные разглашением коммерческой тайны убытки и возлагается на лиц, незаконными методами получивших такую информацию, на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору (контракту), и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

     Напротив, как уже отмечалось, законом закреплен  исчерпывающий круг сведений, составляющих банковскую тайну (п. 1 ст. 121 БК РБ), и установлена ответственность банка за разглашение таких сведений (ст. 255 УК РБ), которая наступает независимо от правового оформления обязанности ее соблюдения.

     Таким образом, разграничение законодателем  режимов банковской и коммерческой тайны вполне логично, ибо каждый из них защищает различный объект информации: режимом банковской тайны охраняется конфиденциальная информация, затрагивающая интересы клиентов банка, тогда как коммерческая тайна, прежде всего, защищает интересы самого банка.

     В плане соотношения указанных  видов конфиденциальной информации точнее было бы вести речь о банковской и коммерческой тайне как относительно самостоятельных разновидностях конфиденциальной информации, то есть документированной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством (Закон «Об информации, информатизации и защите информации»).

     Вместе  с тем указанное выше не исключает  возможности включения кредитной организацией как сведений, составляющих банковскую тайну, так и сведений, составляющих коммерческую тайну, в состав конфиденциальной информации, перечень которой закрепляется в локальном нормативном акте.         

     Банковские  правила используют и другую терминологию в определении режима конфиденциальной информации. Так, Постановлением Правления Национального Банка регулируется режим служебной информации, которая определяется как любая информация, имеющаяся в распоряжении кредитной организации, не являющаяся общедоступной и содержащая сведения об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, об операциях (сделках) кредитной организации и ее клиентов на финансовых рынках, которая ставит сотрудников кредитной организации, обладающих такой информацией в силу своего служебного положения или трудовых обязанностей, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами финансового рынка. Сотрудники кредитной организации подписывают обязательство о неразглашении конфиденциальной информации.

 

      2 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ

 

     Согласно  ст. 121 БК РБ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

     Статья 121 БК РБ устанавливает, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам, Комитету государственного контроля, органам государственной безопасности Республики Беларусь, налоговым и таможенным органам, нотариусу для совершения нотариальных действий, Национальному банку, прокурору или его заместителю, а также с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия – по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам [17].

     Справки по счетам и вкладам физических лиц  выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

     Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета  или вклада в сделанном кредитной  организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.

     Анализ  приведенных законодательных норм позволяет сделать следующие выводы:

  • во-первых, законом определен исчерпывающий перечень государственных органов, которым кредитная организация предоставляет сведения, составляющие банковскую тайну;
  • во-вторых, случаи предоставления указанной информации устанавливаются законодательными актами о деятельности государственных органов, то есть в законах закрепляются специальные случаи, когда госорганы имеют право запрашивать (истребовать) у кредитной организации сведения, составляющие банковскую тайну, и обязанность кредитной организации предоставлять такие сведения, а также порядок такого предоставления.

     Другими словами, основанием для получения  госорганами сведений, составляющих банковскую тайну, является не общее  полномочие госоргана запрашивать у предприятий, учреждений и организаций необходимую информацию для осуществления своей деятельности, а установленные в законах специальные случаи истребования у кредитной организации, сведений, составляющих банковскую тайну;

  • в-третьих, в законодательных актах о деятельности государственных органов должны быть указаны не только случаи и порядок предоставления указанных сведений, но и их объем, а также ответственность госорганов и их должностных лиц за разглашение конфиденциальной информации. Предоставление кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется на законодательном уровне конфиденциальностью получаемой госорганами информации.

     Учитывая  изложенное, рассмотрим случаи предоставления кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, отдельным государственным органам.

     Суды, арбитражные суды (судьи) запрашивают (истребуют) у кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, на основании ст. 63-65 ГПК РСФСР, ст. 54 АПК РБ, ст. 70 УПК РБ.         

Информация о работе Правовое обеспечение конфиденциальной информации банков