Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:56, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть способы защиты авторского права.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие авторского права;
- гражданско-правовые проблемы защиты авторского права;
- рассмотреть особенности защиты авторского права в области высоких технологий.
Введение 3
1 Правовые основы защиты авторского права 4
1.1 Понятие авторского права 4
1.2 Современное правовое регулирование авторского права 8
2 Правовая охрана российских объектов интеллектуальной собственности в сфере высоких технологий 14
2.1 Защита авторского права в сети 14
2.2 Судебный порядок защиты авторских прав 19
2.3 Защита за пределами Российской федерации Российской интеллектуальной собственности в сфере разработок, связанных с применением ЭВМ 25
Заключение 29
Глоссарий 32
Список использованных источников 34
Современное авторское право – сложный комплекс норм, предусматривающих многочисленные исключения и исключения из исключений. Как мы уже подчеркнули, в значительной мере авторское право Российской Федерации, как и любой развитой страны, предопределяется положениями международных договоров, иначе положениями международного авторского права.
Международные договора и конвенции, как это следует из п.4 ст.15 Основного закона РФ[2] являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичное правило закреплено в ст.3 Закона «Об авторском праве и смежных правах»: если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Среди
таких международных актов
- Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971г.)[3];
- Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979г.)[4];
-
Всемирная декларация по
- Договор ВОИС по авторскому праву (WCT) (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996г.)[6];
- Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993г.)[7];
-
Соглашение между
-
Соглашение между Союзом
При первом (поверхностном) взгляде на огромный массив международно-правовых актов в области авторского права возникают логичные вопросы: чем продиктовано заключение международных договоров, подробно освещающих вопросы охраны авторских прав? Каковы смысл и содержание основных принципов международной охраны авторских прав?
Как верно отмечает П.Д. Барановский, одна из важнейших черт авторских прав - их территориальный характер. Существование и действие авторских прав ограничивается пределами того государства, в котором произведение было создано. Факт создания произведения отнюдь не влечет признания каких-либо прав автора на него на территории других государств. В этом коренное отличие авторского права, например, от вещных прав. Право собственности на какое-либо имущество, приобретенное гражданином одной страны, будет автоматически признаваться на территории других государств, в том числе при условии вывоза этого имущества за рубеж. Не так обстоит дело с правами автора. В том случае, если страна не участвует в соглашениях, посвященных международной охране авторских прав, вполне возможно переиздание произведений за рубежом без соглашения авторов и даже без выплаты авторского вознаграждения, что существенно нарушает как интересы авторов, так и издателей, производителей фонограмм, изготовителей кинофильмов и т.д[10].
В связи вышесказанным, а, также учитывая то, что есть существенные различия в национальном законодательстве различных стран, приобретают особое значение унифицированные международные соглашения.
Национальное законодательство Российской Федерации об авторском праве состоит из: Во-первых, специального законодательного акта - Закона «Об авторском праве и смежных правах», являющегося частью гражданского законодательства Российской Федерации и действующего на всей территории Российской Федерации (ст.2 Закона).
Во-вторых, издаваемых в соответствии с Законом других актов законодательства Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", а также принимаемых на основе настоящего Закона законодательных актов республик в составе Российской Федерации.
Среди иных законодательных актов направленных на закрепление авторского права можно выделить:
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (действующая редакция)[11]. статья 146 которого устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских прав;
-
Об авторском праве на
Некоторое время назад велась разработка Четвертой части ГК РФ, которая должна была объединить в себя нормы института интеллектуальной собственности, и тем самым, это стал бы ключевой законодательный акт в регулировании авторского права. Однако в настоящий момент необходимость Четвертой части поставлена под сомнение. Таким образом, основным законодательным актом, по-прежнему, остается Закон «Об авторском праве…».
Еще одна группа нормативных актов направленных на регулирование авторского права - акты Президента РФ и Правительства РФ, то есть, подзаконные нормативные акты. Последние не должны противоречить вышеназванным законам. Кроме того, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные вопросам авторского права только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Итак, это:
- Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. №1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения"[13];
- Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. №556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения"[14];
-
Постановление Правительства
- Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства"[16].
Также необходимо выделить ведомственные нормативные акты (акты принимаемые отдельными министерствами и ведомствами). В отношении таких документов существует общее правило: нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.
В качестве примера ведомственных актов можно выделить: Инструкцию о порядке проставления знака охраны авторского права на произведениях науки, литературы и искусства, издаваемых в СССР (утверждена приказом Госкомиздата СССР от 3 июля 1989 г. №212[17]).
Отдельно необходимо остановиться на судебной практике (обзорах судебной практики). Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является общеобязательной в правоприменении (как в странах с англо-саксонской системой права), но в тоже время, обзоры судебной практики систематизируют наиболее частые ошибки судов, проблемные вопросы на практике, что, безусловно, полезно при исследовании проблематики авторского права в целом. Итак, можно выделить:
-
Постановление Пленума
-
Информационное письмо
Еще один вопрос, требующий пояснения: могут ли субъекты Российской Федерации принимать нормативные акты, направленные на регулирование авторского права?
Как мы уже подчеркивали, ст.2 Закона «Об авторском праве…» закрепляет, что законодательство РФ об авторском праве состоит, в том числе, из «принимаемых на основе настоящего Закона законодательных актов республик в составе Российской Федерации». Однако для того, чтобы дать положительный ответ на поставленный вопрос, необходимо обратиться к соответствующим нормам Конституции РФ. В ст. 71 Конституции РФ пп.«о» установлено, что правовое регулирование интеллектуальной собственности относится к ведению (исключительному ведению!) Российской Федерации. Таким образом, субъекты РФ не могут принимать нормативные акты, направленные на правовое регулирование авторского права.
Думается, что актуальность рассматриваемой проблемы очевидна. Зона “RU” переполнена материалами не безупречными с позиций авторского права. В сети находится множество статей и публикаций, книг и журналов, размещенных без (и даже вопреки) согласию авторов. Порой, многочисленные материалы в процессе их растаскивания по серверам теряют упоминание автора, или меняют его. Нередки сокращения или изменения содержания “оригиналов”.
Во всех известных случаях статьи публиковались в сети (порой с безграмотной и некорректной редакцией) без разрешения автора и соблюдение иных условий авторского права и, обычно, без упоминания автора. В числе нарушителей были замечены сайты ряда довольно крупных организаций. Остальные нарушения пришлись в основном на небольшие частные сайты и “домашние странички”, разместившиеся преимущественно на бесплатных серверах США, Израиля, России и Украины.
Первый
контрафактный экземпляр был
обнаружен в США, среди русскоязычных
страниц “Hack School” на сайте фирмы
“Fortunecity Community”. В связи с отсутствием
связи с владельцем этой “школы”,
последовало обращение к