Правовая охрана российских объектов интеллектуальной собственности в сфере высоких технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть способы защиты авторского права.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие авторского права;
- гражданско-правовые проблемы защиты авторского права;
- рассмотреть особенности защиты авторского права в области высоких технологий.

Содержание

Введение 3
1 Правовые основы защиты авторского права 4
1.1 Понятие авторского права 4
1.2 Современное правовое регулирование авторского права 8
2 Правовая охрана российских объектов интеллектуальной собственности в сфере высоких технологий 14
2.1 Защита авторского права в сети 14
2.2 Судебный порядок защиты авторских прав 19
2.3 Защита за пределами Российской федерации Российской интеллектуальной собственности в сфере разработок, связанных с применением ЭВМ 25
Заключение 29
Глоссарий 32
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Копия С 9041612(к)Гражданское право. дораб. 13.10.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

       Современное авторское право – сложный  комплекс норм, предусматривающих многочисленные исключения и исключения из исключений. Как мы уже подчеркнули, в значительной мере авторское право Российской Федерации, как и любой развитой страны, предопределяется положениями международных договоров, иначе положениями международного авторского права.

       Международные договора и конвенции, как это  следует из п.4 ст.15 Основного закона РФ[2] являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичное правило закреплено в ст.3 Закона «Об авторском праве и смежных правах»: если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

       Среди таких международных актов можно  выделить:

       - Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971г.)[3];

       - Бернская конвенция по охране  литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979г.)[4];

       - Всемирная декларация по интеллектуальной  собственности от 26 июня 2000г.[5];

       - Договор ВОИС по авторскому  праву (WCT) (принят Дипломатической  конференцией) (Женева, 20 декабря 1996г.)[6];

       - Соглашение о сотрудничестве  в области охраны авторского  права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993г.)[7];

       - Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной охране авторских прав (Москва, 25 июня 1993 г.)[8];

       - Соглашение между Союзом Советских  Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о взаимной охране авторских прав на произведения литературы, науки и искусства (Прага, 18 марта 1975 г.)[9] и др.

       При первом (поверхностном) взгляде на огромный массив международно-правовых актов  в области авторского права возникают  логичные вопросы: чем продиктовано заключение международных договоров, подробно освещающих вопросы охраны авторских прав? Каковы смысл и содержание основных принципов международной охраны авторских прав?

       Как верно отмечает П.Д. Барановский, одна из важнейших черт авторских прав - их территориальный характер. Существование  и действие авторских прав ограничивается пределами того государства, в котором произведение было создано. Факт создания произведения отнюдь не влечет признания каких-либо прав автора на него на территории других государств. В этом коренное отличие авторского права, например, от вещных прав. Право собственности на какое-либо имущество, приобретенное гражданином одной страны, будет автоматически признаваться на территории других государств, в том числе при условии вывоза этого имущества за рубеж. Не так обстоит дело с правами автора. В том случае, если страна не участвует в соглашениях, посвященных международной охране авторских прав, вполне возможно переиздание произведений за рубежом без соглашения авторов и даже без выплаты авторского вознаграждения, что существенно нарушает как интересы авторов, так и издателей, производителей фонограмм, изготовителей кинофильмов и т.д[10].

       В связи вышесказанным, а, также учитывая то, что есть существенные различия в национальном законодательстве различных стран, приобретают особое значение унифицированные международные соглашения.

       Национальное  законодательство Российской Федерации  об авторском праве состоит из: Во-первых, специального законодательного акта - Закона «Об авторском праве и смежных правах», являющегося частью гражданского законодательства Российской Федерации и действующего на всей территории Российской Федерации (ст.2 Закона).

       Во-вторых, издаваемых в соответствии с Законом  других актов законодательства Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", а также принимаемых на основе настоящего Закона законодательных актов республик в составе Российской Федерации.

       Среди иных законодательных актов направленных на закрепление авторского права можно выделить:

       - Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (действующая редакция)[11]. статья 146 которого устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских прав;

       - Об авторском праве на произведения  архитектуры - Федеральный закон  от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ[12] и др.

       Некоторое время назад велась разработка Четвертой  части ГК РФ, которая должна была объединить в себя нормы института  интеллектуальной собственности, и  тем самым, это стал бы ключевой законодательный  акт в регулировании авторского права. Однако в настоящий момент необходимость Четвертой части поставлена под сомнение. Таким образом, основным законодательным актом, по-прежнему, остается Закон «Об авторском праве…».

       Еще одна группа нормативных актов направленных на регулирование авторского права - акты Президента РФ и Правительства РФ, то есть, подзаконные нормативные акты. Последние не должны противоречить вышеназванным законам. Кроме того, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные вопросам авторского права только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Итак, это:

       - Указ Президента РФ от 5 декабря  1998 г. №1471 "О мерах по реализации  прав авторов произведений, исполнителей  и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения"[13];

       - Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. №556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения"[14];

       - Постановление Правительства РФ  от 2 сентября 1999 г. №982 "Об использовании  результатов научно-технической  деятельности"[15];

       - Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства"[16].

       Также необходимо выделить ведомственные нормативные акты (акты принимаемые отдельными министерствами и ведомствами). В отношении таких документов существует общее правило: нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

       В качестве примера ведомственных актов можно выделить: Инструкцию о порядке проставления знака охраны авторского права на произведениях науки, литературы и искусства, издаваемых в СССР (утверждена приказом Госкомиздата СССР от 3 июля 1989 г. №212[17]).

       Отдельно  необходимо остановиться на судебной практике (обзорах судебной практики). Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является общеобязательной в правоприменении (как в странах с англо-саксонской системой права), но в тоже время, обзоры судебной практики систематизируют наиболее частые ошибки судов, проблемные вопросы на практике, что, безусловно, полезно при исследовании проблематики авторского права в целом. Итак, можно выделить:

       - Постановление Пленума Верховного  Суда СССР от 18 апреля 1986 г. №8  «О применении судами законодательства  при рассмотрении споров, возникающих  из авторских правоотношений»[18]. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. №2[19] настоящее постановление не подлежит применению на территории Российской Федерации, в части применения гражданского процессуального законодательства.

       - Информационное письмо Президиума  Высшего Арбитражного Суда РФ  от 28 сентября 1999 г. №47 «Обзор практики  рассмотрения споров, связанных  с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах»[20].

       Еще один вопрос, требующий пояснения: могут  ли субъекты Российской Федерации принимать  нормативные акты, направленные на регулирование авторского права?

       Как мы уже подчеркивали, ст.2 Закона «Об  авторском праве…» закрепляет, что  законодательство РФ об авторском праве  состоит, в том числе, из «принимаемых на основе настоящего Закона законодательных  актов республик в составе Российской Федерации». Однако для того, чтобы дать положительный ответ на поставленный вопрос, необходимо обратиться к соответствующим нормам Конституции РФ. В ст. 71 Конституции РФ пп.«о» установлено, что правовое регулирование интеллектуальной собственности относится к ведению (исключительному ведению!) Российской Федерации. Таким образом, субъекты РФ не могут принимать нормативные акты, направленные на правовое регулирование авторского права.

 

        2 Правовая охрана российских объектов интеллектуальной собственности в сфере высоких технологий

    1. Защита  авторского права  в сети

       Думается, что актуальность рассматриваемой  проблемы очевидна. Зона “RU” переполнена  материалами не безупречными с позиций авторского права. В сети находится множество статей и публикаций, книг и журналов, размещенных без (и даже вопреки) согласию авторов. Порой, многочисленные материалы в процессе их растаскивания по серверам теряют упоминание автора, или меняют его. Нередки сокращения или изменения содержания “оригиналов”.

       Во  всех известных случаях статьи публиковались  в сети (порой с безграмотной и  некорректной редакцией) без разрешения автора и соблюдение иных условий  авторского права и, обычно, без упоминания автора. В числе нарушителей были замечены сайты ряда довольно крупных организаций. Остальные нарушения пришлись в основном на небольшие частные сайты и “домашние странички”, разместившиеся преимущественно на бесплатных серверах США, Израиля, России и Украины.

       Первый  контрафактный экземпляр был  обнаружен в США, среди русскоязычных  страниц “Hack School” на сайте фирмы  “Fortunecity Community”. В связи с отсутствием  связи с владельцем этой “школы”, последовало обращение к вышестоящему “сайтовладельцу” (т.е. к компании “Fortunecity Community”). Представитель фирмы попросил предоставить доказательства контрафактности статьи. Убедившись в обоснованности обвинения и основываясь на том, что “Hack School” содержала хакерскую информацию и соответствующее программное обеспечение, она прекратила свое существование уже через 2 часа после описанного обращения. И хотя о достоинствах подобного резкого решения можно спорить, тем не менее, был создан очередной прецедент успешного международного сотрудничества в области защиты авторских прав.

Информация о работе Правовая охрана российских объектов интеллектуальной собственности в сфере высоких технологий