Правосубъектность физических лиц по Российскому гражданскому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – во-первых, рассмотреть непосредственно понятие правосубъектности и всех её элементов, используя доступные средства и методы, во-вторых, проследить как изменилось правовое положение личности, в связи с изменениями в законодательстве.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..51 Понятие и виды правосубъектности физических лиц…………………….8
2 Правоспособность и дееспособность физических лиц по Российскому
гражданскому праву…………………………………………………………..14
2.1 Правосубъектность малолетних от 6 до 14 лет………………………….21
2.2 Правосубъектность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет…25
3 Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособ-ности ……………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     - иметь иные имущественные и  личные неимущественные права.

     Правоспособность  признается за гражданином законом. При этом согласно закону гражданин  не вправе отказаться от правоспособности или ограничить ее. Следовательно, для  правоспособности характерна неотчуждаемость [8; С.27]. Пункт 3 ст. 22 ГК устанавливает, что сделки, направленные на ограничение правоспособности, ничтожны. Гражданин вправе с соблюдением установленных законом требований распоряжаться субъективными правами (продать или подарить принадлежащую ему вещь и т.д.), но не может уменьшить свою правоспособность.

     Однако  допускается ограничение правоспособности в случаях и в порядке, установленных  законом (ч. 1 ст. 22 ГК). Ограничение правоспособности возможно, в частности, в качестве наказания за совершенное преступление, причем гражданин по приговору суда может быть лишен не правоспособности в целом, а только способности иметь отдельные права - занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью. Ограничение правоспособности возможно и при отсутствии противоправных действий лица. Так, абзац 5 п. 4 ст. 66 ГК устанавливает, что законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ. В частности, лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере (абзац 1 п. 3 ст. 82 ГК), т.е. его правоспособность в какой-то мере ограничена.                               

     Дееспособность, как и правоспособность, по юридической природе — субъективное право гражданина. Это право отличается  от других субъективных прав своим содержанием: оно означает возможность определенного поведения для самого гражданина, обладающего дееспособностью, и вместе с тем этому праву соответствует обязанность всех окружающих гражданина лиц не допускать его нарушений.

     Гражданская дееспособность определяется в законе как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК).

     Содержание  дееспособности граждан как субъективного права включает следующие возможности, которые можно рассматривать как его составные части:

     •    способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности;

     •    способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности;

     •    способность нести ответственность  за гражданские правонарушения (деликтоспособность) -такая способность впервые в нашем законодательстве предусмотрена в ГК РФ (п. 1 ст. 21). В данном случае законодатель принял во внимание предложение, которое было обосновано в трудах ученых-цивилистов, доказавших, что если за гражданином признается способность приобретать права и создавать для себя обязанности, то за ним нельзя не признать способность своими действиями осуществлять права и исполнять обязанности [9; С.145].

     Обладать  дееспособностью — значит иметь  способность лично совершать различные юридические действия: заключать договоры, выдавать доверенности и т. п., а также отвечать за причиненный имущественный вред (повреждение или уничтожение чужого имущества, повреждение здоровья и т. п.), за неисполнение договорных и иных обязанностей.

     Можно также указать на возможность защиты данного субъективного права от нарушений. Однако такая возможность характерна для любого субъективного права и не может индивидуализировать содержание дееспособности как субъективного права.

     Содержание  дееспособности граждан тесно связано  с содержанием их правоспособности. Если содержание правоспособности составляют права и обязанности, которые физическое лицо может иметь, то содержание дееспособности характеризуется способностью лица эти права и обязанности приобретать и осуществлять собственными действиями. Поэтому можно сделать вывод, что дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями [10; С.388].

     Дееспособность, как и правоспособность, нельзя рассматривать  как естественное свойство человека, они предоставлены гражданам законом и являются юридическими категориями. Поэтому и в отношении дееспособности закон устанавливает ее неотчуждаемость и невозможность ограничения по воле гражданина.

     Что касается возможности принудительного ограничения дееспособности, то согласно п. 1 ст. 22 ГК никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Примером может служить норма ст. 30 ГК, предусматривающая ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами.

     В отличие от правоспособности, которая  в равной мере признается за всеми гражданами, дееспособность граждан не может быть одинаковой. Для того чтобы приобретать права и осуществлять их собственными действиями, принимать на себя и исполнять обязанности, надо разумно рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия своих действий, иметь жизненный опыт. Эти качества существенно различаются в зависимости от возраста граждан, их психического здоровья.

     Учитывая  указанные факторы, закон различает  несколько разновидностей дееспособности:

     1) полная дееспособность;

     2) дееспособность несовершеннолетних  в возрасте от 14 до 18 лет;

     3) дееспособность несовершеннолетних  в возрасте от 6 до 14 лет.

     В своей работе я рассматриваю непосредственно  сущность такого понятия как «правосубъектность». Хочется отметить, что «дееспособности»  как самостоятельной юридической  единице и непосредственной составляющей «правосубъектности» уделяется мной не малое значение. Да и как составляющая этого понятия она занимает центральное место [11; С. 175].  

                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1 Правосубъектность малолетних от 6 до 14 лет

     В литературе высказывается мнение, что  дети в возрасте до 14 лет полностью недееспособны. Такой вывод пытались обосновать тем, что закон признает за детьми в возрасте до 14 лет весьма узкую сделкоспособность и вовсе не признает деликтоспособности.

     Конечно, невозможно сразу наделить совершеннолетнего  всем объемом гражданской дееспособности, не предоставляя ему возможности постепенно приучаться к совершению самостоятельных волевых действий. Закон предусматривает определенные возрастные этапы, с наступлением которых несовершеннолетнему предоставляются более широкие элементы дееспособности [12; С. 379]. Проявляется это в двух главных областях дееспособности: возможности совершения сделок и самостоятельной имущественной ответственности.

     Несовершеннолетние, не достигшие четырнадцатилетнего  возраста (малолетние), по общему правилу недееспособны, все сделки от их имени совершают только их родители, усыновители или опекуны. Последние ограничены в распоряжении имуществом, принадлежащим детям (ст. 37 ГК РФ). Однако ст. 575 ГК РФ предоставила право законным представителям малолетних заключать от их имени договоры дарения, предметом которого могут быть только обычные подарки, стоимостью в пределах 5 минимальных размеров оплаты труда. К таким сделкам тоже применяются ограничения, установленные ст. 37 ГК РФ, т.е. на их совершение нужно получить согласие органов опеки и попечительства.

     Однако  четырнадцать лет — достаточно большой  промежуток для становления психики несовершеннолетнего,  его  интеллектуальной зрелости.  Едва  ли  можно  сравнивать  уровень осознания совершаемых действий годовалым ребенком и тринадцатилетним подростком. Поэтому закон предусмотрел возможность совершения малолетними определенных сделок. ГК РФ впервые установил разграничение недееспособности малолетних до 6 лет и от 6 до 14 лет. От 6 и до 14 лет — первый возрастной промежуток, с которым закон связывает определенный этап взросления. В этом возрасте малолетние вправе самостоятельно совершать:

     - мелкие бытовые сделки;

     - сделки, направленные на безвозмездное  получение выгоды, не требующие  нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

     - сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем  или с его согласия третьим  лицом для определенной цели  или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК).

     Мелкие  бытовые сделки — сделки, которые направлены на удовлетворение обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме [13; С.22]. Из названных двух критериев, вероятно, меньше вопросов вызывает потребительский характер мелкой бытовой сделки. Так, покупка хлеба, молока, других продуктов питания, которые приобретаются практически постоянно, тетрадей, других предметов, необходимых малолетнему каждый день, совершение некоторых других сделок имеют обычный для любого ребенка потребительский характер. Более сложен второй критерий — незначительность суммы сделки. Не говоря уже о таких явлениях, как инфляция, и в условиях устойчивой экономики всегда возникает проблема оценки. Является ли та или иная сделка значительной или незначительной по сумме? Иногда высказываются предложения установить конкретную сумму в законе, либо определять ее как процент от уровня дохода родителей и т.п., однако ни одно из этих предложений не имеет отношения к смыслу правила, положенного в основу законодательного решения: незначительность означает, что для данного малолетнего с учетом его уровня развития, степени осознания значимости совершаемого им действия, суд в каждом конкретном случае должен вынести свое решение о том, является ли для конкретного малолетнего совершенная сделка мелкой, т. е. незначительной по сумме или нет. Оба критерия мелкой бытовой сделки имеют оценочный характер [14; С. 19]. Сравните сделки, которые может совершать 6-летний, и сделки, которые в состоянии осознать и совершить 13-летний. Характер и размер мелких бытовых сделок у того и другого, думается, будет различен.

     Сделки, направленные на безвозмездное  получение выгоды, не требующие нотариального  удостоверения или  государственной  регистрации, малолетние вправе совершать, поскольку такие сделки, как правило, не налагают на них обязанностей. Так, договор дарения предполагает выражение воли одаряемого на принятие дара, значит, малолетний должен иметь возможность выразить свою волю, принимая какой-либо, пусть даже незначительный подарок. Исключение составляют сделки, для которых предусмотрена нотариальная форма или государственная регистрация, поскольку эти действия предполагают сделки со значительными объектами, например, жилым домом.

     Еще большие возможности предоставляет закон малолетним, наделяя их правом совершать сделки по распоряжению предоставленными им средствами. Указанные сделки совершаются под косвенным контролем законных представителей малолетнего, поскольку средства предоставляются либо ими, либо с их согласия третьими лицами, следовательно, законные представители вполне могут контролировать сумму, предоставляемую ребенку, целевое использование средств и т.д. Реализуя предоставленные возможности, ребенок демонстрирует законным представителям свою зрелость, взвешенность и обоснованность заключаемых им гражданско-правовых сделок, что позволяет корректировать его поведение еще задолго до достижения дееспособности в полном объеме. Малолетние, несмотря на обладание возможностью совершения определенных сделок, не несут самостоятельной ответственности, являясь недееспособными [15; С. 564]. Ответственность за их действия, включая сделки, которые они вправе совершать самостоятельно, несут их родители, усыновители или опекуны в полном объеме, они же отвечают и за вред, причиненный малолетними. В целом, хотя статья Гражданского кодекса и названа «дееспособность малолетних», граждане, не достигшие 14 лет, являются недееспособными. Предоставленные им законом возможности совершения отдельных сделок носят строго исчерпывающий характер и являются исключением из общего правила. Кроме того, нельзя говорить о дееспособности лица, если оно не несет самостоятельной ответственности за свои действия.

     Таким образом, понятие "свободное распоряжение малолетнего" не означает, что он выражает при совершении сделки и при ее исполнении только свою ничем не ограниченную волю. Его воля формируется под влиянием и при одобрении его действий родителями, усыновителями, опекуном. 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правосубъектность физических лиц по Российскому гражданскому праву