Правонарушения по законодательству России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:50, реферат

Описание работы

Человечеству, наряду с правомерным поведением, всегда будет присущ его антипод -поведение неправомерное, то есть противоречащее нормам права, которое и выражается в правонарушениях. Поэтому, для выработки понятия неправомерного поведения, его признаков и состава важно изучить содержание правонарушения, изучить его не только с юридической, но социологической позиций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1.Понятие правонарушений и их виды………………………...4

2. Состав правонарушения………………………………………………..9

3. Виды правонарушений…………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………...21

Список литературы………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 40.84 Кб (Скачать)

     Субъектами  некоторых правонарушений могут  быть организации.

     Предприятия, организации, учреждения могут быть привлечены к ответственности за нарушение правил строительных работ, правил охраны природы и др. За имущественные  правонарушения отвечают физические и  юридические лица. Субъектами правонарушений могут быть органы печати и другие средства массовой информации, распространившие о ком-либо неправильные  или  порочащие  сведения. 
    4. Субъективная сторона—формы вины. В отношении составов, где деяние квалифицируется без связи с его последствиями, действует общий принцип:

«Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности  за его несоблюдение».

     В сложных составах, содержащих описание деяния и его последствий, сверх  того важна дифференциация форм вины. Различаются умысел и неосторожность. Правонарушение признаётся совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, предвидело его вредные или опасные  последствия и желало их наступления (прямой умысел) или сознательно  допускало наступление этих последствий (косвенный умысел) (ст.25 УК РФ).

     Правонарушение  признается совершенным по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления  вредных или опасных последствий  своего деяния, но без достаточных  к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность) (ст.26 УК РФ).

     В законодательстве составы правонарушений излагаются по-разному. В уголовном  праве детально описаны условия  применения уголовной ответственности  и наказания, признаки каждого преступления, вид и размеры наказания, которому подлежат те, кто совершит это преступление. Например, статья 153 УК РФ гласит: «Подмена ребёнка, совершённая из корыстных  или иных низменных побуждений,—наказывается  лишением свободы на срок до пяти лет  со штрафом в размере от двухсот  до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере  заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до пяти месяцев». Аналогичным образом проступки  и взыскания определены в кодексе  об административных правонарушениях. В отличие от этого Кодекс законов  о труде детального определения  составов дисциплинарных правонарушений не содержит (определен один состав: прогул без уважительных причин, в  том числе появление на работе в нетрезвом состоянии), но перечисляет  дисциплинарные взыскания, применяемые  за нарушение трудовой дисциплины. 
 

     3.Виды правонарушений.  

     В зависимости от характера правонарушений и санкций за их совершение, правонарушения делятся на преступления и проступки.

     Преступлениями  называются общественно опасные  деяния, запрещенные уголовным законодательством  под угрозой наказания.

     Целью уголовного правосудия признается охрана общества в целом. Поэтому любое  деяние, подлежащее уголовному суду, считается  общественно опасным.

     За  преступления применяются наказания—наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение  или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или  лишение каких-либо специальных  прав, крупные штрафы и др.). «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание  применяется к лицу, признанному  виновным в совершении преступления, и заключается в ограничении  прав и свобод этого лица» (ст.43 ч.1 УК РФ). За особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, применяется исключительная мера наказания—смертная казнь (ст. 59 УК РФ).

     Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за покушение, приготовление, соучастие, а по некоторым составам и недонесение  о преступлении. Давность привлечения  к уголовной ответственности  в зависимости от тяжести преступления может достигать пятнадцати лет (к лица, совершившим преступления против мира и человечества, сроки  давности не применяются).

     В соответствии со ст. 118 Конституции  РФ, признать виновным в совершении преступления и назначить наказание  может только суд в установленной  для того процессуальной форме (уголовно-процессуальный кодекс). Отбывание наказания регулируется специальным (уголовно- исполнительным) законодательством. После отбытия наказания у лица, осужденного за преступление, длительное время (в зависимости от тяжести преступления и соответственно отбытого наказания) сохраняется «судимость» - особое правовое состояние, являющееся отягчающим обстоятельством при повторном преступлении, отражающееся на моральном и правовом статусе лица, считающегося судимым.

     Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а  взысканий.

     Проступки различаются по видам отношений, в которые они вносят беспорядок, и по видам взысканий, которые  за них применяются.

     В соответствии со ст.10 Кодекса об административном правонарушении «административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность». К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др.

     За  совершение административных правонарушений могут применяться предупреждение, штраф, лишение специального права (права управления транспортными  средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток) и др. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Административные взыскания, а также органы, уполномоченные рассматривать  дела об административных правонарушениях, производство по делам о них и порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены кодексом об административных правонарушениях.

     Дисциплинарным  проступком называется нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины.

     Кодексом  законов о труде предусмотрены  такие дисциплинарные взыскания, как  замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или перевод на низшую должность  на определенный срок, увольнение. Уставами о дисциплине предусмотрены еще  некоторые виды взысканий, соответствующие  специфике воинской службы, работы в гражданской авиации, на железнодорожном  транспорте и др. Дисциплинарная ответственность  судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями. Дисциплинарное взыскание применяется администрацией предприятия, учреждения, организации  не позднее одного месяца со дня  обнаружения проступка; взыскание  не может быть наложено позднее шести  месяцев со дня совершения проступка. Давность дисциплинарного взыскания 
(как и административного)—один год.

     Гражданские правонарушения—причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу  гражданина, а также причинение вреда  организации, заключение противозаконной  сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав.

     Гражданские правонарушения влекут применение таких  санкций, как возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права  или исполнение невыполненной обязанности, а также других правовосстановительных санкций.

     Особым  видом правонарушений является создание противоправного состояния— самовольное  вселение или строительство, удержание  чужой вещи, заключение противозаконной  сделки, издание незаконного акта, нарушающего права граждан или возлагающего на них не предусмотренные законом обязанности и т.п. Эти и аналогичные правонарушения влекут применение правовосстановительных санкций.

     Нормы, определяющие составы правонарушений и санкции за их совершение, называются запретительными нормами. Они предусматривают  действия, которые право стремится  не урегулировать, а предупредить и  пресечь. По существу, запреты адресованы не всякому и каждому, а тем  лицам, которые склонны к совершению противоправных деяний и воздерживаются от них из боязни санкций. 
Поэтому в уголовном кодексе, в кодексе об административных правонарушениях и других нормативных актах многие запреты обозначаются не как предписания, а как указание на наказуемость определенных деяний («заведомо незаконный арест—наказывается...», «умышленное убийство—наказывается...)»,«повреждение телефонов-автоматов—влечёт наложение штрафа...», «за нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания...»).

     По  способам охраны правопорядка санкции  делятся на два основных вида: правовосстановительные и штрафные, карательные.

     Правовосстановительными санкциями определяются возмещение имущественного вреда, ущерба (гражданско-правовая ответственность, материальная ответственность  рабочих и служащих), отмена противоречащих закону актов и сделок, а также  непосредственное принуждение, применяемое  государственным аппаратом для  реализации невыполненных обязанностей и пресечения противоправных состояний (выселение, изъятие, принудительное исполнение др.). Законодательством не ограничено число правовосстановительных санкций, применяемых для устранения последствий  правонарушения, поскольку предел их реализации—восстановление нарушенных прав, исполнение невыполненных обязанностей, ликвидация противоправного состояния.

     Штрафные, карательные санкции применяются  за проступки (дисциплинарные или административные взыскания) или за преступления (уголовные  наказания). 
Эти санкции, рассчитанные на применение с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя, носят относительно определенный характер, определяя либо альтернативу подлежащих применению принудительных мер, либо их пределы. При применении штрафных, карательных санкций за несколько правонарушений общим правилом является поглощение (полностью или частично) менее строгого наказания более строгим. Применение штрафных, карательных санкций порождает состояние наказанности (судимость, наличие дисциплинарного или административного взыскания).

     Понятия права, правонарушения и санкции  неразрывно связаны по той причине, что одна из главных задач права—защита общества (или его господствующей либо наиболее влиятельной части) от вредных или опасных деяний. Право  потому и обеспечивается (охраняется) государственным принуждением, что  его существование обусловлено  наличием в обществе противоречивых интересов, конфликтов, столкновений, для предупреждения и пресечения которых необходимо применение принудительных мер. Поэтому любая правовая система  содержит определения правонарушений и санкций за их совершение.

     Основные  принципы законодательного определения  запретов и санкций за их нарушение  формировались в процессе развития и обсуждения уголовного права, определяющего  наиболее строгие меры государственного принуждения. Эти принципы относятся  не только к уголовному праву, но и  ко всему вообще законодательству, определяющему составы правонарушений и санкции за их совершение.

     Общепризнанным  принципом наказания за преступление является принцип законности или  правовой обоснованности, по которому правонарушением признается лишь деяние, которое до его совершения было запрещено законом, вступившим в силу и доведенным до всеобщего сведения.

     Важным  принципом определения составов правонарушений и санкций является соразмерность преступления (проступка) и наказания (взыскания). Этот принцип  сложился в противовес практике устрашающих  жестоких наказаний за все вообще правонарушения, свойственной средневековью.

     Международными  пактами запрещены наказаний  жестокие, бесчеловечные, унижающие  достоинство, присущее человеческой личности («Наказание и иные меры уголовно-правового  характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей  целью причинение физических страданий  или унижение человеческого достоинства». Ст.7 УК РФ). В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры  могут выноситься только за самые  тяжкие преступления. Для лиц, лишенных свободы, должен быть предусмотрен режим, существенной целью которого является их исправление и перевоспитание.

Информация о работе Правонарушения по законодательству России