Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа
Актуальность дипломного исследования. Имущественные отношения супругов всегда занимали и будут занимать ключевые позиции в жизни общества. Их правовая определенность неизменно приводит к гражданско-имущественной стабильности в экономике, поэтому нельзя не переоценить ту роль, которую они играют в жизни страны.
По своей природе и предназначению имущественные отношения в семье – это прежде всего отношения общности имущества супругов, отношения детей и родителей по совместному владению и пользованию имуществом друг друга.
Официальным признанием этой роли стала законодательная регламентация имущественных отношений между супругами Семейным кодексом. Это обусловлено их сущностью и необходимостью внести в них определенность как в интересах самих супругов, так и третьих лиц (кредиторы, наследники и др.).
Введение……………………………………………………………………
1. Общие положения об имущественных отношениях супругов…….............................................................................................................
1.1. История развития института собственности супругов в России……………………………………………………………………………….
1.2. Понятия и виды права общей собственности. Правовая природа имущественных отношений супругов………
2. Актуальные вопросы возникновения, осуществления и прекращения права собственности супругов……………………………………………………………….....................
2.1. Законный режим имущества супругов……………………………………………………………………………
2.2. Раздел общего имущества супругов…………………………………………
2.3 Договорной режим имущества супругов……………………………………
2.4 Ответственность супругов по обязательствам……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….......
Список литературы……………………………………………………………….
Районный суд удовлетворил иск, расторг брак между супругами, признал за каждым из них право на половину дома и произвел его раздел.
Кассационная инстанция областного суда изменила это решение, признала за истцом право собственности на 1/5 долю жилого дома, а за ответчицей – на 4/5 доли, исходя из того, что часть дома была приобретена по договору купли-продажи ответчицей 3 декабря 1943 г., в то время как брак с истцом был зарегистрирован в 1947 г. На этом основании судебная коллегия сделала вывод о том, что указанная часть жилого дома является личным добрачным имуществом ответчицы и не подлежит разделу как общая совместная собственность супругов.
Президиум областного суда отменил в порядке надзора определение судебной коллегии и оставил в силе решение районного суда, признав ошибочными выводы кассационной инстанции о том, что приобретенная в 1943 г. часть жилого дома не является общим имуществом супругов.
Президиум указал
на то, что в соответствии до Указа
Президиума Верховного Совета РФ от 8 июля
1944 г. законодательством
Владение, пользование и распоряжение супругами совместным имуществом регулируется ст. 253 ГК и ст. 35 СК. Супруги имеют равные права на осуществление своего права собственности в отношении общего имущества. В соответствии с п. 2 ст. 253 ГК и п. 1 ст. 35 СК владение, пользование и распоряжение общей совместной собственностью осуществляются по общему согласию супругов.32 При этом в случаях, когда сделка совершается одним из супругов, согласие другого супруга предполагается.33 Это означает, что супруг, заключающий сделку, не обязан представлять доказательства того, что другой супруг выразил согласие на ее совершение.
Такое решение
вопроса связано с тем, что
необходимость представления
В случае если один из супругов совершает сделку без согласия другого, такая сделка является оспоримой. Она может быть признана недействительной судом по иску супруга, чье право было нарушено. Однако его иск подлежит удовлетворению, только если этот супруг сумеет доказать, что контрагент супруга, совершившего сделку, знал или заведомо должен был знать о несогласии супруга-истца на совершение данной сделки (ч. 2 п. 2 ст. 35 СК).34
Данное правило породила необходимость обеспечить стабильность гражданского оборота. В рассматриваемом случае интересы контрагента по сделке и одного из супругов вступают в противоречие. Если отдать предпочтение интересам супруга, это, во-первых, подорвет стабильность гражданского оборота, поскольку каждый вступающий в сделку с лицом, состоящим в браке, будет опасаться признания ее недействительной. Во-вторых, это может привести к злоупотреблениям со стороны самих супругов, недобросовестно использующих эту возможность для признания недействительной сделки, которая по каким-либо причинам стала для них невыгодной. Поэтому предпочтение отдается интересам супруга только в том случае, если третье лицо действовало недобросовестно, заключив сделку, заведомо зная, что другой супруг не согласен на ее совершение или, исходя из обстоятельств дела, должно было знать об этом.
Гражданское законодательство не содержит исключений из приведенного выше правила. Однако в п. 4 ст. 253 ГК указано, что оно применяется, если для отдельных видов совместной собственности Гражданским кодексом или другими законами не установлено иное.35
Поскольку существуют сделки, представляющие столь существенное значение для семьи, что в отношении них рассмотренные выше правила непригодны, семейное законодательство предусматривает исключения из правила, установленного ГК. В ряде случаев интересы супруга, не участвующего в совершении сделки, нуждаются в дополнительной защите. Речь идет о сделках, по распоряжению недвижимым имуществом и сделках, требующих нотариального удостоверения.
К недвижимости (недвижимому имуществу) закон относит земельные участки, участки недр и многолетние насаждения, жилые и нежилые помещения, здания, сооружения, предприятия как имущественные комплексы (ст.130 ГК и ст.1 Федерального закона от 21.07.97 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними»).36 Сделки с недвижимостью — прежде всего сделки по распоряжению общим жилищем супругов.
Ущерб, причиненный семье совершением такой сделки без согласия второго супруга, трудно переоценить. Сделки, требующие нотариального удостоверения или регистрации, — также, как правило, сделки с объектами, представляющими особое значение для семьи, например автомашиной, дачей. Для совершения этих сделок одним из супругов необходимо представить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Если такое согласие не было получено, пострадавший супруг вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение одного года с момента, когда узнал или должен был узнать о совершении сделки.
Круг сделок, подлежащих нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации, определен в ГК. Так, например, обязательному нотариальному удостоверению подлежит договор об ипотеке (залоге недвижимости) (ст.339 ГК), договор ренты (ст.584 ГК) завещание и пр.
Государственной регистрации требуют: договор об ипотеке (ст.339 ГК); договор продажи жилого помещения (ст.558 ГК); договор дарения жилого помещения (ст.574 ГК); договор ренты, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты (ст.584 ГК); договор аренды недвижимого имущества (ст.609 ГК); договор аренды здания или сооружения (ст.651 ГК); договор аренды предприятия (ст.657 ГК); договор доверительного управления недвижимым имуществом (ст.1017 ГК) и пр.37
Режим совместной собственности супругов, существующий в России, может быть назван режимом ограниченной общности или общности приобретений, поскольку общим становится только имущество, приобретенное супругами в период брака. Законный режим имущества супругов предполагает, что супругам во время брака принадлежит не только совместная собственность, но и личная (частная, раздельная) собственность каждого из них.
К раздельному имуществу супругов относится (ст. 36 СК РФ): добрачное имущество; имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам; вещи индивидуального пользования.38
Новое законодательство
относит к раздельному
Имуществом каждого из супругов признаются также предметы индивидуального пользования (одежда, обувь, индивидуальные предметы обихода и т.п.), приобретенные за счет общих средств в период брака. Исключение составляют предметы индивидуального пользования, являющиеся предметами роскоши: драгоценности, дорогие меховые изделия и т.д.
Нужно заметить, что как семейное, так и гражданское законодательство не дают определения понятиям «драгоценности» или «предметы роскоши». Отнесение тех или иных вещей к предметам роскоши является относительным. Поэтому при отнесении вещей к предметам роскоши следует руководствоваться следующими критериями: уровнем жизни супругов; социальным статусом гражданина; а также, являются ли данные вещи необходимым для удовлетворения обычных потребностей членов семьи.
Если будет выявлено, что спорные вещи необходимы для удовлетворения обычных потребностей членов семьи, то они не могут быть предметами роскоши.
В то же время драгоценностями можно считать ювелирные и бытовые изделия, выполненные из драгоценных металлов и камней. Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»40 от 9 октября 1992 г. к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы. К драгоценным камням относятся алмазы, сапфиры, александриты, рубины, изумруды, а также жемчуг. Представляется, что ювелирные и бытовые изделия, выполненные с использованием полудрагоценных камней, также могут быть отнесены к драгоценностям.
Предметы профессиональной деятельности, например музыкальные инструменты, компьютер, используемые одним из супругов и приобретенные в период брака за счет общих средств, не признаются имуществом каждого из них. Это связано с тем, что на их приобретение часто затрачиваются значительные семейные средства, и отнесение их к раздельному имуществу могло бы существенно нарушить интересы другого супруга.
В соответствии с п. 4 ст. 38 СК суд вправе признать раздельным имущество, нажитое каждым из супругов после фактического прекращения брачных отношений, но до расторжения брака. Необходимость такого исключения связана с тем, что между фактическим прекращением брака и его официальным расторжением может пройти значительное количество времени. В некоторых случаях это может произойти по обстоятельствам, не зависящим от воли супругов или одного из них. Например, муж не вправе расторгнуть брак без согласия жены в период ее беременности и в течение года после рождения ребенка. В это время каждый из супругов может приобрести значительное имущество, и отнесение его к категории общего было бы нецелесообразно и несправедливо.
Для признания имущества раздельным недостаточно одного только раздельного проживания супругов. Супруги имеют право жить раздельно, и сам по себе этот факт не влияет на их имущественные права. Необходимо, чтобы раздельное проживание было соединено с намерением прекратить брак. Однако часто бывает затруднительно определить, с какого момента супруги действительно решили прекратить брачные отношения. Особенно сложно это сделать, когда такое намерение сложилось только у одного из супругов. Решение этих вопросов в каждом конкретном случае отнесено на усмотрение суда.
При определенных обстоятельствах имущество, бывшее первоначально раздельным, может трансформироваться в общее.41 В соответствии со ст. 37 СК имущество каждого из супругов может быть признано их общей совместной собственностью, если его стоимость была существенно увеличена за счет общего имущества или имущества либо труда другого супруга.42 Такая ситуация складывается, когда общие средства или средства другого супруга вкладываются в капитальный ремонт, переоборудование, реконструкцию или иное улучшение имущества, принадлежавшего одному из супругов. Вместо вложения средств другой супруг может увеличить стоимость имущества своим трудом, например лично произвести капитальный ремонт дома, принадлежащего другому супругу.
Сказанное подтверждает судебная практика:
К. обратилась в суд с иском к бывшему мужу В. о разделе дома. Курганский районный суд присудил каждой стороне в натуре половину дома, разделил надворные постройки и распределил обязанности по переоборудованию жилого дома.
Президиум Краснодарского краевого суда отменил это решение в порядке надзора по следующим основаниям.
Вынося упомянутое решение, районный суд исходил из равенства долей сторон в праве собственности на жилой дом. Суд указала на то, что, хотя ответчик и имел добрачные средства, вырученные от продажи полученной по наследству половины дома, в котором он ранее проживал, но продажа состоялась после производства сторонами совместного капитального ремонта, значительно увеличившего стоимость этой половины дома, определить размер вырученной от продажи суммы невозможно, доля же истицы должна быть увеличена с учетом интересов находящейся на ее иждивении несовершеннолетней дочери.
Признавая решение суда незаконным, президиум краевого суда указал на то, что полученная ответчиком по наследству после смерти матери половина дома, как установлено судом, являлась его собственностью, вырученная от ее продажи сумма затрачена на покупку дома, по поводу которого между супругами возник спор. Однако судом не были поставлены на обсуждение в порядке ст. 56 ГПК РФ обстоятельства, свидетельствующие о вложении супругами общих средств в капитальный ремонт принадлежащий лично ответчику половины дома, без чего нельзя определить размер его личных средств, вложенных в покупку другого дома.
Президиум также обратил внимание на положение, не всегда учитывающееся в судебной практике, о том, что при разделе имущества между супругами увеличение доли одного из них с учетом интересов несовершеннолетних детей или заслуживающего внимания одного из них возможно лишь за счет той части имущества, которая является совместной собственностью супругов.
Например, если в период брака жилой дом, принадлежащий одному из супругов, был капитально отремонтирован и стоимость произведенных в результате ремонта улучшений составляет 1/3 часть от стоимости всего жилого дома, то совместной собственностью супругов будет эта 1/3 часть дома. При ее разделе доли супругов признаются равными, но с учетом правила п.2 ст.39 СК РФ суд может отступить от принципа равенства долей супругов и увеличить долю одного из них Остальная часть дома остается собственностью другого супруга и не может быть уменьшена, т.к. установленное названной номы закона правило в данном случае непреминимо.
Нормы, регулирующие данные
отношения (ч. 3 п. 2 ст. 256 ГК, ст. 37 СК), являются
диспозитивными. При произведении улучшений,
увеличивающих стоимость