Право хозяйственного ведения и оперативного управления государственным и муниципальным имуществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы - выявление правовой сущности хозяйственного ведения и оперативного управления, проявляющейся в предназначении, определившем их место среди других вещных прав.
Описанная цель работы предопределила следующие конкретные задачи работы:
- выявление правовых истоков институтов права хозяйственного ведения и права оперативного управления, причины появления в российской правовой системе права полного хозяйственного ведения как аналога права оперативного управления;
- исследование специфики права хозяйственного ведения и права оперативного управления как вещно-правовых механизмов управления имуществом собственника;
- анализ вопроса о возможном соотношении использования права хозяйственного ведения, права оперативного управления и права собственности.
- анализ выявленных свойств исследуемых вещных прав применительно к возможному перечню их объектов и принадлежности к той или иной отрасли права.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3-5
Хозяйственное ведение и оперативное управление как вещно-правовая форма организации управления государственным и муниципальным имуществом………………………………….6-8
Особенности правового регламента институтов хозяйственного ведения и оперативного управления:
Объекты права хозяйственного ведения и оперативного управления…………………………………………………….9-11
Специфика субъектов права хозяйственного ведения и оперативного управления…………………………………..12-16
3. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и оперативного управления………………………………………17-20
Заключение………………………………………………………21-25
Список использованных источников и литературы……………...26

Работа содержит 1 файл

Гражданское.Курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     Заключение

     В заключении хотелось бы отметить что, акцент в исследовании хозяйственного ведения и оперативного управления сделан на следующие методы: сравнительно-исторический (с целью уяснения причин появления указанных вещных прав в правовых системах и их предназначения), сравнительно-правовой (выявление аналогичных юридических реалий в других правовых системах и оценка перспектив использования хозяйственного ведения, оперативного управления в российском праве), системно-структурный анализ (выявление места исследуемых правовых конструкций в системе вещных прав).

     Результатом курсовой работы я бы назвала выделение из всей системы вещных прав конструкций хозяйственного ведения и оперативного управления в качестве вторичных прав обособления собственного имущества, а также в вычленении сущностных свойств указанных вещных прав, позволяющих включить их в одну группу с правом собственности.

     Хотелось  бы сделать следующие выводы:

 1. Корни права хозяйственного ведения и права оперативного управления как вещных прав, предоставляющих своим носителям правовую возможность обособлять в качестве собственного имущества - имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу,   можно   проследить вплоть   до   института   разделенной   собственности     в Средневековой Европе.

2. Понятие  оперативного управления как  правового института, опосредующего права государственных организаций на отдельные части фонда государственной собственности, с целью обосновать самостоятельность многочисленных государственных организаций при наличии единого и единственного собственника принадлежащего им имущества (государства).

3. Применение  юридико-технической концепции разделенной  собственности для указанной  цели исключалось по политическим  причинам. Объявление государственных  организаций собственниками закрепленного  за ними имущества подрывало  бы права государства как суверена и собственника всех государственных имуществ, вело бы к противопоставлению интересов государственных организаций и государства.

4. Право  хозяйственного ведения и право  оперативного управления, являющиеся  вещно-правовым способом управления  имуществом собственника, наиболее приемлемы для собственников, не преследующих в качестве исключительной цель извлечения максимальных прибылей.

5. Гарантией  обеспечения интересов публичного  собственника (и другого собственника, не преследующего цель извлечения максимальной прибыли) является специальная правоспособность субъектов права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

6. Для  унитарных предприятий прибыльность  деятельности как критерий отнесения  их к разряду организаций коммерческих  является не самоцелью, но

       a) неотъемлемой экономической характеристикой  осуществляемой деятельности,

       б) критерием надлежащего выполнения  поставленных общественно-полезных  задач.

7. Сущность  субъектов права хозяйственного  ведения и права оперативного управления едина. Она основана на необходимости управления имуществом собственника для достижения определенных им задач. Ввиду этого выбор публичным собственником организационно-правовой формы государственной организации, по общему правилу, должен осуществляться на основе анализа соотношения доходов и расходов от намеченной    деятельности       создаваемой        организации.      При     самоокупаемости предполагаемой    деятельности      может    идти     речь   о     создании    субъекта   права хозяйственного ведения.

8. Право  оперативного управления и право  хозяйственного ведения имеют  серьезные, связанные с собственным  вещно-правовым характером и уставной  правоспособностью своих   субъектов     преимущества         перед    доверительным       управлением. 

9. Объектами  права хозяйственного ведения  и права оперативного управления  может быть любое имущество,  способное быть объектом права  собственности ( в той степени,  в которой противоположное прямо  не предусмотрено законом). Отсутствует  конкуренция между нормами о специальных вещных правах на земельные участки ( право пожизненного наследуемого владения и право постоянного бессрочного пользования) и нормами о правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Таким образом, земельные    участки    могут    принадлежать       соответствующим        лицам     на    праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления.

10.  Субъекты  права хозяйственного ведения  и права оперативного управления  могут владеть имуществом совместно  с другими лицами (любой их комбинацией). При этом к данным    отношениям      подлежат     применению       нормы      главы 16      ГК « Общая собственность» и главы 19 ГК « Хозяйственное ведение, оперативное управление». Унитарные предприятия, а также учреждения в этой ситуации будут обладателями доли в праве хозяйственного ведения, доли в праве оперативного управления ( в соответствующих случаях).

11. Предприятие  как объект права ( ст. 132 ГК), составляющее  весь имущественный комплекс (   все   имущество)       унитарного      предприятия,       находится      в   казне соответствующего       публичного     образования.      Право     собственности       на весь имущественный комплекс ( все имущество) унитарного предприятия тождественно правам учредителя данного юридического лица (в той мере, в какой противоположное не предусмотрено законодательством). Объектом права хозяйственного ведения может быть любое количество предприятий как объектов права ( ст. 132 ГК), но исключительно в случаях, когда данные имущественные комплексы не составляют всей совокупности имущества унитарного предприятия.

12. Наравне  с предприятием-имущественным комплексом  как объектом права в гражданском обороте существует такой объект как имущественный комплекс учреждения (п. 2 ст. 300 ГК). Правила, регулирующие предприятие в смысле ст. 132 ГК могут быть применены в порядке аналогии закона ( п.1 ст. 6 ГК) к имущественному комплексу     учреждения       в   той     степени,   в    которой     это   не противоречит непредпринимательской сущности учреждения.

13. Дочернее  унитарное предприятие является  полноценным унитарным предприятием, владеющим имуществом на праве  хозяйственного ведения. При этом  право хозяйственного ведения  дочернего предприятия является  вторичным, так как « накладывается»  на аналогичное право обособления собственного имущества предприятия –  учредителя материнского предприятия), а также на право собственности учредителя материнского предприятия.

14. Права  материнского унитарного предприятия  по отношению к дочернему аналогичны  правам собственника имущества указанных организаций по отношению к материнскому предприятию в той мере, в которой это не противоречит закону либо правам самого собственника. Ввиду этого, несмотря на отсутствие прямого указания в законе, материнскому      унитарному      предприятию       принадлежат      права    реорганизовывать       и ликвидировать дочернее предприятие, закреплять за ним имущество и изымать у него имущество,      получать     часть     прибыли      дочернего      предприятия,      контролировать использование имущества. Также как имущественный комплекс материнского унитарного относится к казне     соответствующего      публичного   образования, имущественный      комплекс          дочернего   предприятия   относится    к   незакрепленному имуществу материнского предприятия.

15. Реорганизация  дочернего предприятия путем  слияния с любым унитарным  предприятием, не созданным учредителем  реорганизуемого предприятия, невозможна. Подобная реорганизация нарушит  принцип унитарности ( единоличного  учредительства) унитарного предприятия ( п. 1 ст. 113 ГК). Те же выводы относятся и к реорганизации в форме присоединения.

     Список  использованных источников и литературы:

     Источники:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в четырех  частях.- 12-е изд.- М.: Ось-89, 2009.- 576с.
    1. Федеральный закон « О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях»  от 14.11.2002 №161-ФЗ
    1. Собрание Законодательства РФ. 1996. №3 ст.148
    1. Собрание Законодательства РФ. 2007. №52 ст.6456

     Литература:

    1. Калпин  А.Г. Гражданское право. Ч.1/ А.Г. Калпин, А.И. Масляев.- М.: 2000.- 431с.
    1. Матеи У. Основные положения права собственности/У. Маттеи, Е.А. Суханов.- М.: 1999. 407с.
    1. Петров  Д.В. Право хозяйственного ведения  и право оперативного управления/ Д.В. Петров, В.Ф. Яковлева.- СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.-361с.
    1. Скловский К.И. Собственность в гражданском  праве/ К.И. Скловский.- М.: 1999.- 361с.
    1. Толстой Ю.К. Гражданское право: учеб.: в 3т. Т.1.-7-е изд., перераб. и доп./ Ю.К. Толстой, Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев.- М.: Проспект, 2009.- 784с.
    1. Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе//Проблемы современного гражданского права. Сборник  статей.- М.:1999. С.87

Информация о работе Право хозяйственного ведения и оперативного управления государственным и муниципальным имуществом