Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа
Цель и задачи работы. Цель работы - выявление правовой сущности хозяйственного ведения и оперативного управления, проявляющейся в предназначении, определившем их место среди других вещных прав.
Описанная цель работы предопределила следующие конкретные задачи работы:
- выявление правовых истоков институтов права хозяйственного ведения и права оперативного управления, причины появления в российской правовой системе права полного хозяйственного ведения как аналога права оперативного управления;
- исследование специфики права хозяйственного ведения и права оперативного управления как вещно-правовых механизмов управления имуществом собственника;
- анализ вопроса о возможном соотношении использования права хозяйственного ведения, права оперативного управления и права собственности.
- анализ выявленных свойств исследуемых вещных прав применительно к возможному перечню их объектов и принадлежности к той или иной отрасли права.
Введение…………………………………………………………….3-5
Хозяйственное ведение и оперативное управление как вещно-правовая форма организации управления государственным и муниципальным имуществом………………………………….6-8
Особенности правового регламента институтов хозяйственного ведения и оперативного управления:
Объекты права хозяйственного ведения и оперативного управления…………………………………………………….9-11
Специфика субъектов права хозяйственного ведения и оперативного управления…………………………………..12-16
3. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и оперативного управления………………………………………17-20
Заключение………………………………………………………21-25
Список использованных источников и литературы……………...26
Нуждаются в особом исследовании специфика правовой регламентации статуса носителей указанных вещных прав – унитарных предприятий и учреждений, возникающие при реализации ими прав хозяйственного ведения и оперативного управления.
1.
Право хозяйственного ведения
дочернего унитарного
П.7 ст. 114 ГК допускает создание унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения(сноска), другого унитарного предприятия, владеющего имуществом на таком же праве. Особенности статуса дочернего предприятия позволяют осветить несколько в ином ракурсе сущность и некоторые особенности права хозяйственного ведения как права обособления собственного имущества.
Во-первых, следует отметить, что дочернее предприятие тоже субъект права хозяйственного ведения и что, следовательно, все выводы о характере данного права как права обособления собственного имущества применимы и к данному юридическому лицу. Дочернее предприятие так же, как и материнское, приобретает имущество в качестве собственного теми же способами, что и субъект права собственности. Прекращается право хозяйственного ведения дочернего предприятия так же, как и право собственности. Отмеченное, как и для материнского предприятия, предопределяется ст. 299 ГК.
Во-вторых, создав предприятие дочернее, материнское предприятие не теряет своих прав на переданное дочернему предприятию имущество. Право хозяйственного ведения материнского предприятия сохраняется на основании ч.3 п. 2 ст. 48 ГК, в соответствии с которым унитарное предприятие относится к юридическим лицам, на имущество которого « их учредители имеют право собственности или иное вещное право». Так как материнское предприятие, как и, в принципе, любое унитарное предприятие, в силу п. 1 ст. 48, ст. 294 ГК никогда не может быть собственником своего имущества, то, очевидно, что под « иным вещным правом» законодатель имел в виду право хозяйственного ведения материнского предприятия. Таким образом, имущество дочернего предприятия становится объектом как минимум трех вещных прав: права собственности публичного собственника, права хозяйственного ведения материнского предприятия и права хозяйственного ведения дочернего предприятия.
2. Распоряжение имуществом, находящимся в оперативном управлении.
По общему правилу, право оперативного управления как право обособления собственного имущества является достаточно ограниченным по объему входящих в него правомочий. Так, помимо целей деятельности, казенное предприятие и учреждение, финансируемое собственником, будучи субъектами права оперативного управления, в отличие от субъекта права хозяйственного ведения, связаны также заданиями собственника, назначением имущества, правом собственника изъять у него излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество ( ст. 296 ГК). Казенное предприятие вправе распоряжаться любым своим имуществом исключительно с согласия собственника ( п.1 ст.297 ГК). Учреждение вообще в соответствии с п.1 ст. 298 ГК не вправе распоряжаться значительной частью принадлежащего ему имущества.
Тем не менее, нельзя
Более того, п.2 ст. 298 ГК, устанавливая право учреждения самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от деятельности, приносящей доход, и имуществом, приобретенным на такие доходы, делает права учреждения на такое имущество шире не только прав казенного предприятия, но также и предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Ведь, в самостоятельное распоряжение может попасть, в том числе недвижимое имущество, которым субъект хозяйственного ведения всегда распоряжается с согласия собственника. Имуществом, находящимся в самостоятельном распоряжении учреждения, оно сможет распоряжаться самостоятельно, то есть без чьего бы то ни было согласия5.
3. Особенности образовательных учреждений как субъектов права оперативного управления.
Итак, основным правилом, регулирующим права учреждения по определению юридической судьбы принадлежащих ему объектов, является правило п.1 ст. 298 ГК, то есть общий и императивный запрет на любые формы распоряжения имуществом, полученным от собственника.
Тем не менее, ряд отраслевых законов и подзаконных актов допускают право учреждений распоряжаться не только имуществом, находящихся у учреждений с правомочием самостоятельного распоряжения ( п.2 ст. 298 ГК), но также и имуществом, полученным непосредственно от собственника. Среди указанных законов особо выделяются своим «оригинальным» в свете правил Гражданского кодекса подходом к регламентации вещных прав Закон РФ « Об образовании» ( далее – Закон об образовании) и ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ( далее – Закон о высшем образовании). Среди правил данных законов, явно не соответствующих Гражданскому кодексу, особо стоит обратить внимание на установление возможности учреждения быть субъектом права собственности ( п.п.7-10 ст. 39 Закона об образовании; п.2 ст. 27 Закона о высшем образовании). Эти правила, во-первых, прямо нарушают п.1 ст. 48 ГК, в котором установлено, что юридические лица могут обособлять имущество лишь на одном из трех основополагающих вещных прав ( либо на праве собственности, либо на праве оперативного управления, либо на праве хозяйственного ведения). Смешение нескольких из указанных вещных прав не может иметь место465. Во-вторых, признание за учреждением прав собственности на то или иное имущество прямо нарушит п.3 ст. 213 ГК, в котором установлено, что собственниками являются все юридические лица, кроме унитарных предприятий и учреждений, финансируемых собственником. В-третьих, признание правовой возможности учреждения владеть имуществом на праве собственности нарушит ст.ст. 120, 296 ГК, установившие, что вещным правом обособления собственного имущества учреждения является именно и только право оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 года № 872 устанавливаются правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий. 6
4. Автономное же учреждение может с согласия собственника распоряжаться:
· недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (абз. 2 п. 1 ст. 298 ГК);
· остальным имуществом (не закрепленным собственником и не приобретенным за его счет) — в случае внесения в уставный (складочный) капитал или иной передачи юридическим лицам в качестве учредителя (п. 2, 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).
Сопоставив п. 2 и п. 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях, имуществом, приобретенным за счет самостоятельных доходов (не закрепленным собственником и не приобретенным за его счет), автономное учреждение распоряжается самостоятельно (за исключением вышеуказанных случаев вклада в уставный капитал или имущество учрежденных обществом юридических лиц).
И даже несмотря на поправки, внесенные в ГК Законом от 03.11.2006 № 175-ФЗ, сохранилась некая неопределенность п. 2 ст. 298 ГК, оставленного в прежней редакции. Приобретенное за счет доходов от разрешенной учредительными документами деятельности имущество тоже поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе.
Таким
образом получается, что учреждение
может распорядиться недвижимостью даже
без согласия собственника. Естественно,
что это противоречие: коммерческая организация
— унитарное предприятие распоряжается
государственной недвижимостью только
с согласия собственника, а некоммерческая
— самостоятельно.
3. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и оперативного управления
Ст. 299 ГК РФ содержит информацию о приобретении и прекращении права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Процитирую ее:
1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
2.
Плоды, продукция и доходы от
использования имущества,
3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Таким образом необходимым условием регистрации прав на закрепляемое государственное (муниципальное) имущество является документальное подтверждение наличия права государственной или муниципальной собственности. Если право государственной (муниципальной) собственности возникло до 31 января 1998 г., то оно является юридически действительным и не подлежит регистрации.
Но если право государственной (муниципальной) собственности возникло после 31 января 1998г., оно подлежит обязательной регистрации по общему правилу. Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование может распорядиться таким имуществом, в том числе передать в хозяйственное ведение или оперативное управление, только после регистрации соответствующего права государственной или муниципальной собственности.
До сих пор ведется спор о юридической природе учреждения на доходы, полученные в результате коммерческой деятельности. Одни трактуют это право исключительно как право хозяйственного ведения, другие, что оно относится и к оперативному управлению. Многие же считают, что следует рассматривать это право как особое вещное право, которое не укладывается в рамки хозяйственного ведения и оперативного управления7. Но во всяком случае право хозяйственного ведения или право оперативного управления на имущество, приобретенное за счет доходов, от разрешенной собственником предпринимательской деятельности, подлежит регистрации. При этом регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или соответствующего муниципального образования, равно как и дополнительного решения соответствующего органа по управлению имуществом о закреплении имущества, не требуется.
Такие акты государственных или муниципальных органов возможны лишь в отношении предприятий и учреждений соответствующей формы собственности. Закреплять имущество в хозяйственном ведении, оперативном управлении может только собственник, поэтому «закрепление», например, собственности субъекта РФ за муниципальным или федеральным предприятием, учреждением не соответствует закону.
Если
имущество приобретено
Предприятия как юридические лица в силу своей гражданской правоспособности и обособленности имущества от имущества собственника от своего имени приобретают и осуществляют имущественные права (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Публичные собственники - Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в обороте от своего имени в лице уполномоченных органов и иных представителей (ст. 124 ГК РФ).
Следует заметить, что в силу п. 2 ст. 113, п. 3 ст. 213 ГК РФ, п. 1 ст. 2 ФЗ «Об унитарных предприятиях» имущество, самостоятельно приобретенное этими организациями, автоматически становится государственной собственностью. Право собственности государственного или муниципального предприятия, учреждения не может возникнуть ни при каких условиях. Независимо от того, строило ли предприятие, учреждение объект самостоятельно, приобретало ли недвижимость за счет чистой прибыли (доходов от разрешенной деятельности), имущество будет государственной (муниципальной) собственностью, находящейся в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Хотелось
бы еще отметить, что согласно ст.
4 Закона об унитарных предприятиях полное
фирменное наименование государственного
или муниципального предприятия на русском
языке должно содержать слова «федеральное
государственное предприятие», «государственное
предприятие» или «муниципальное предприятие»
и указание на собственника его имущества
— Российскую Федерацию, субъект РФ или
муниципальное образование.