Право хозяйственного ведения и оперативного управления государственным и муниципальным имуществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы - выявление правовой сущности хозяйственного ведения и оперативного управления, проявляющейся в предназначении, определившем их место среди других вещных прав.
Описанная цель работы предопределила следующие конкретные задачи работы:
- выявление правовых истоков институтов права хозяйственного ведения и права оперативного управления, причины появления в российской правовой системе права полного хозяйственного ведения как аналога права оперативного управления;
- исследование специфики права хозяйственного ведения и права оперативного управления как вещно-правовых механизмов управления имуществом собственника;
- анализ вопроса о возможном соотношении использования права хозяйственного ведения, права оперативного управления и права собственности.
- анализ выявленных свойств исследуемых вещных прав применительно к возможному перечню их объектов и принадлежности к той или иной отрасли права.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3-5
Хозяйственное ведение и оперативное управление как вещно-правовая форма организации управления государственным и муниципальным имуществом………………………………….6-8
Особенности правового регламента институтов хозяйственного ведения и оперативного управления:
Объекты права хозяйственного ведения и оперативного управления…………………………………………………….9-11
Специфика субъектов права хозяйственного ведения и оперативного управления…………………………………..12-16
3. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и оперативного управления………………………………………17-20
Заключение………………………………………………………21-25
Список использованных источников и литературы……………...26

Работа содержит 1 файл

Гражданское.Курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

       

     Содержание

     Введение…………………………………………………………….3-5

  1. Хозяйственное ведение и оперативное управление как вещно-правовая форма организации  управления государственным и муниципальным  имуществом………………………………….6-8
  1. Особенности правового регламента институтов хозяйственного ведения и оперативного управления:
    1. Объекты права  хозяйственного ведения и оперативного управления…………………………………………………….9-11
    1. Специфика субъектов права хозяйственного ведения и оперативного управления…………………………………..12-16

    3. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и оперативного управления………………………………………17-20

     Заключение………………………………………………………21-25

     Список  использованных источников и литературы……………...26

     Введение

     Проблема  права собственности, ее форм разновидностей и способов защиты права собственности в настоящее время весьма актуальна и должна занимать особое место в российском гражданском праве. Актуальность данной темы определена большим числом возникающих споров об установлении права собственности, которые практически невозможно разрешить в досудебном порядке.

     Институт  права собственности является комплексным (многоотраслевым), объединяющим нормы различных отраслей права, в том числе конституционного, административного, уголовного. Указанный институт охватывает совокупность норм, которые устанавливают общие принципы принадлежности имущества определенным лицам, регулируют и защищают принадлежность материальных благ конкретным лицам.

     Право собственности, как правило, рассматривается  в цивилистике как абсолютное право, при этом как право вещное, право, оформляющее и закрепляющее принадлежность определенному лицу вещей (материальных, телесных объектов имущественного оборота).

     В настоящее время вещные права  находятся в центре внимания отечественной  науки гражданского права. Чем ближе то или иное вещное право к основанию системы вещных прав - праву собственности - тем более велика его роль. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления - вещные права, призванные служить правовым механизмом управления имуществом собственника, не ставящего перед собой цель максимального извлечения прибыли в качестве единственной и первостепенной.

     Право хозяйственного ведения и право  оперативного управления неоднократно были предметом пристального внимания исследователей. Однако, специфика отношения государства к степени свободы регулирования гражданского оборота на конкретном историческом отрезке времени, объем правомочий, включенных в право хозяйственного ведения и право оперативного управления в конкретный период, часто отодвигали на второй план их предназначение, не отражали их правовую сущность и определенное единство одного и другого, а также права собственности. Названные два вещных права в результате нередко именуются «ограниченными вещными правами» и таким образом оказываются поставленными ближе к сервитутам и известным правам землепользования (право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), нежели к праву собственности.

     Объектом  исследования является правовая регламентация права хозяйственного ведения и права оперативного управления, а также правоотношения, возникающие при реализации данных вещных прав.

     Предметом исследования выступают общественные отношения, возникающие между государственными, а также муниципальными образованиями  и собственниками имущества

     Цель и задачи работы. Цель работы - выявление правовой сущности хозяйственного ведения и оперативного управления, проявляющейся в предназначении, определившем их место среди других вещных прав.

     Описанная цель работы предопределила следующие конкретные задачи работы:

     - выявление правовых истоков институтов  права хозяйственного ведения  и права оперативного управления, причины появления в российской  правовой системе права полного  хозяйственного ведения как аналога права оперативного управления;

     - исследование специфики права  хозяйственного ведения и права  оперативного управления как  вещно-правовых механизмов управления  имуществом собственника;

     - анализ вопроса о возможном  соотношении использования права  хозяйственного ведения, права  оперативного управления и права собственности.

     - анализ выявленных свойств исследуемых  вещных прав применительно к  возможному перечню их объектов  и принадлежности к той или  иной отрасли права.

     Методологией  работы являются исследования, проведенные  такими авторами как Вегер Л.Л., Матеи У., Суханов Е.А., Скловский К.И., Толстой Ю.К., Петров Д.В. и т.п.

      

  1. Хозяйственное ведение и оперативное  управление как вещно-правовая форма организации  управления государственным  и муниципальным  имуществом

     Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав. Это - вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.

     Появление и сохранение этих вещных прав в  российском праве связано с существованием планово-регулируемой, государственной экономики. Государство как собственник основной массы имущества, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащими ему объектами и одновременно не желая утратить на них право собственности, объективно было вынуждено выпускать в имущественный оборот самостоятельные юридические лица, предприятия и учреждения, закрепляя за ними свое имущество на ограниченном вещном праве. С 60-х годов это право стало именоваться в СССР правом оперативного управления, а впоследствии в законах о собственности было разделено на более широкое по содержанию право полного хозяйственного ведения, предназначенное для производственных предприятий, и более узкое право оперативного управления - для госбюджетных и аналогичных им учреждений.

     Первым  же источником, в котором появилось понятие хозяйственное ведение, можно считать Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»1. В нем предусматривается, что профсоюзы, их объединения (ассоциации) владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся не только в их собственности, но и в хозяйственном ведении.

     Участниками нормальных рыночных отношений всегда являются собственники, самостоятельно распоряжающиеся своим имуществом, граждане, включая индивидуальных предпринимателей, товарищества и общества, кооперативы. Сохранение в имущественном обороте предприятий и учреждений, не являющихся собственниками имущества, свидетельствует о его переходном характере, обусловленном переходным характером самой экономики, неизбежно, сохраняющей определенные элементы прежней, государственной хозяйственной системы. К числу таких элементов относятся и вещные права, такие как право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

     Субъектами  прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах предприятия и учреждения2.

     Субъектом права оперативного управления могут  быть как унитарные (казенные) предприятия (ст. 115 ГК РФ), принадлежащие к категории коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК РФ), относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, принадлежащие частным собственникам. При этом учреждения могут создаваться как государственными и муниципальными образованиями, так и другими, например, частными собственниками - гражданами и юридическими лицами. Они в определенных рамках могут заниматься и приносящей доходы деятельностью, что влечет появление у них особого права на полученное таким образом имущество, которое также можно определить как право хозяйственного ведения (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

     Различие  прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они  получают от собственника на имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее или предприятию (в качестве коммерческой организации), или учреждению, осуществляющему разрешенную собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Объекты права  хозяйственного ведения  и права оперативного  управления

              В аспекте правового родства  права хозяйственного ведения и права оперативного управления с правом собственности необходимо рассмотреть вопрос об объектах указанных прав. Анализ правил Гражданского кодекса приводит к выводу о том, что объекты права хозяйственного ведения и права оперативного управления будут теми же, что и у права собственности ( в той степени, в которой противоположное прямо не предусмотрено законом). Это существенным образом отличает право хозяйственного ведения и право оперативного управления от всех иных (помимо права собственности) вещных прав. Собственник может «совершать в отношении своего имущества любые действия» (п.2 ст.209 ГК) и, следовательно, может передать любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, в хозяйственное ведение или оперативное управление соответствующей организации, если это «не противоречит закону или иным правовым актам» (там же). К тому же, п.1 ст.213 ГК указывает, что « в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество» за исключением отдельных видов имущества, которое не может им принадлежать в соответствии с законом. Это означает, что в собственность может приобретаться любое имущество, не изъятое из оборота и не являющееся ограниченно оборотоспособным. Следовательно, в силу ст. 299 ГК это правило распространяется и на право хозяйственного ведения, и на право оперативного управления.

     Действительно, было бы нелепо, если одно вещное право  обособления собственного имущества допускало бы принадлежность на нем любых объектов, в то время как другие аналогичные права, по определению (по общему правилу) не могли бы распространяться на некие виды имущества. Как минимум это влекло бы вывод о неравном положении носителей тех и других прав, что прямо противоречило бы установлению равенства всех субъектов гражданского права ( п. 1 ст.1, п.1 ст. 2 ГК). Подобное ограничение ( по составу объектов права хозяйственного ведения и права оперативного управления) унитарных предприятий и учреждений также противоречило бы принципу ограничения гражданских прав только в известных исключительных и прямо предусмотренных законом случаях (ч.2 п.2 ст. 1 ГК).

       Вывод о том, что объектами  права собственности, права хозяйственного  ведения и права оперативного управления могут быть одни и те же блага, не будет поколеблен и рядом смежных гражданско-правовых проблем, различно разрешаемых авторами. Так, при любом решении вопроса о том, могут ли имущественные права ( например, право требования к банку денежных средств, зачисленных на счет и пр.) быть объектом права собственности, соответствующие решения проблемы в силу изложенных причин будут автоматически распространяться и на право хозяйственного ведения, и право оперативного управления3.

     Законодательство  также не исключает возможности  установления прав хозяйственного ведения  и оперативного управления на землю. В противном случае, унитарные предприятия и учреждения окажутся в неправомерно ущербном положении по сравнению с другими юридическими лицами, которые будут иметь возможность приобретать землю на разных правовых основаниях, в том числе в качестве собственного имущества. Это противоречило бы принципу равенства участников гражданских правоотношений (п.1 ст.1 ГК) и принципу ограничения правоспособности юридического лица лишь « в случаях и в порядке, предусмотренных законом» (п.2 ст. 49 ГК). Таких ограничений в законе нет. Мало того, уже исследованные нормы ст. 299 ГК позволяют говорить о возможности приобретения субъектами права хозяйственного ведения и права оперативного управления указанных прав на землю, так же как и на любое другое имущество. При этом отсутствие особого указания в гл. 17 ГК на то, что объектом данных прав может быть и земельный участок не может служить аргументом к опровержению заданного тезиса.

     Такому  же пониманию оборота земли способствует анализ норм ГК о залоге, приводящий к выводу о возможности существования права хозяйственного ведения на земельный участок. Земля названа как один из предметов залога в п. 2 ст. 334 ГК (п. 1 ст. 5 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)»330). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Право хозяйственного ведения и оперативного управления государственным и муниципальным имуществом