Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа
Цель и задачи работы. Цель работы - выявление правовой сущности хозяйственного ведения и оперативного управления, проявляющейся в предназначении, определившем их место среди других вещных прав.
Описанная цель работы предопределила следующие конкретные задачи работы:
- выявление правовых истоков институтов права хозяйственного ведения и права оперативного управления, причины появления в российской правовой системе права полного хозяйственного ведения как аналога права оперативного управления;
- исследование специфики права хозяйственного ведения и права оперативного управления как вещно-правовых механизмов управления имуществом собственника;
- анализ вопроса о возможном соотношении использования права хозяйственного ведения, права оперативного управления и права собственности.
- анализ выявленных свойств исследуемых вещных прав применительно к возможному перечню их объектов и принадлежности к той или иной отрасли права.
Введение…………………………………………………………….3-5
Хозяйственное ведение и оперативное управление как вещно-правовая форма организации управления государственным и муниципальным имуществом………………………………….6-8
Особенности правового регламента институтов хозяйственного ведения и оперативного управления:
Объекты права хозяйственного ведения и оперативного управления…………………………………………………….9-11
Специфика субъектов права хозяйственного ведения и оперативного управления…………………………………..12-16
3. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и оперативного управления………………………………………17-20
Заключение………………………………………………………21-25
Список использованных источников и литературы……………...26
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав. Это - вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.
Появление и сохранение этих вещных прав в российском праве связано с существованием планово-регулируемой, государственной экономики. Государство как собственник основной массы имущества, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащими ему объектами и одновременно не желая утратить на них право собственности, объективно было вынуждено выпускать в имущественный оборот самостоятельные юридические лица, предприятия и учреждения, закрепляя за ними свое имущество на ограниченном вещном праве. С 60-х годов это право стало именоваться в СССР правом оперативного управления, а впоследствии в законах о собственности было разделено на более широкое по содержанию право полного хозяйственного ведения, предназначенное для производственных предприятий, и более узкое право оперативного управления - для госбюджетных и аналогичных им учреждений.
Первым же источником, в котором появилось понятие хозяйственное ведение, можно считать Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»1. В нем предусматривается, что профсоюзы, их объединения (ассоциации) владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся не только в их собственности, но и в хозяйственном ведении.
Участниками
нормальных рыночных отношений всегда
являются собственники, самостоятельно
распоряжающиеся своим
Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах предприятия и учреждения2.
Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные (казенные) предприятия (ст. 115 ГК РФ), принадлежащие к категории коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК РФ), относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, принадлежащие частным собственникам. При этом учреждения могут создаваться как государственными и муниципальными образованиями, так и другими, например, частными собственниками - гражданами и юридическими лицами. Они в определенных рамках могут заниматься и приносящей доходы деятельностью, что влечет появление у них особого права на полученное таким образом имущество, которое также можно определить как право хозяйственного ведения (п. 2 ст. 298 ГК РФ).
Различие
прав хозяйственного ведения и оперативного
управления состоит в содержании
и объеме правомочий, которые они
получают от собственника на имущество.
Право хозяйственного ведения, принадлежащее
или предприятию (в качестве коммерческой
организации), или учреждению, осуществляющему
разрешенную собственником предпринимательскую
деятельность, в силу этого является более
широким, нежели право оперативного управления,
которое может принадлежать либо некоммерческим
по характеру деятельности учреждениям,
либо казенным предприятиям.
2.1 Объекты права хозяйственного ведения и права оперативного управления
В аспекте правового родства права хозяйственного ведения и права оперативного управления с правом собственности необходимо рассмотреть вопрос об объектах указанных прав. Анализ правил Гражданского кодекса приводит к выводу о том, что объекты права хозяйственного ведения и права оперативного управления будут теми же, что и у права собственности ( в той степени, в которой противоположное прямо не предусмотрено законом). Это существенным образом отличает право хозяйственного ведения и право оперативного управления от всех иных (помимо права собственности) вещных прав. Собственник может «совершать в отношении своего имущества любые действия» (п.2 ст.209 ГК) и, следовательно, может передать любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, в хозяйственное ведение или оперативное управление соответствующей организации, если это «не противоречит закону или иным правовым актам» (там же). К тому же, п.1 ст.213 ГК указывает, что « в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество» за исключением отдельных видов имущества, которое не может им принадлежать в соответствии с законом. Это означает, что в собственность может приобретаться любое имущество, не изъятое из оборота и не являющееся ограниченно оборотоспособным. Следовательно, в силу ст. 299 ГК это правило распространяется и на право хозяйственного ведения, и на право оперативного управления.
Действительно, было бы нелепо, если одно вещное право обособления собственного имущества допускало бы принадлежность на нем любых объектов, в то время как другие аналогичные права, по определению (по общему правилу) не могли бы распространяться на некие виды имущества. Как минимум это влекло бы вывод о неравном положении носителей тех и других прав, что прямо противоречило бы установлению равенства всех субъектов гражданского права ( п. 1 ст.1, п.1 ст. 2 ГК). Подобное ограничение ( по составу объектов права хозяйственного ведения и права оперативного управления) унитарных предприятий и учреждений также противоречило бы принципу ограничения гражданских прав только в известных исключительных и прямо предусмотренных законом случаях (ч.2 п.2 ст. 1 ГК).
Вывод о том, что объектами
права собственности, права
Законодательство также не исключает возможности установления прав хозяйственного ведения и оперативного управления на землю. В противном случае, унитарные предприятия и учреждения окажутся в неправомерно ущербном положении по сравнению с другими юридическими лицами, которые будут иметь возможность приобретать землю на разных правовых основаниях, в том числе в качестве собственного имущества. Это противоречило бы принципу равенства участников гражданских правоотношений (п.1 ст.1 ГК) и принципу ограничения правоспособности юридического лица лишь « в случаях и в порядке, предусмотренных законом» (п.2 ст. 49 ГК). Таких ограничений в законе нет. Мало того, уже исследованные нормы ст. 299 ГК позволяют говорить о возможности приобретения субъектами права хозяйственного ведения и права оперативного управления указанных прав на землю, так же как и на любое другое имущество. При этом отсутствие особого указания в гл. 17 ГК на то, что объектом данных прав может быть и земельный участок не может служить аргументом к опровержению заданного тезиса.
Такому
же пониманию оборота земли