Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа
Цель данной работы – характеристика и анализ прав потребителя при купле-продаже.
Задачи:
Рассмотреть понятие и условия купли-продажи в праве РФ;
Определить права и обязанности потребителя при купле-продаже;
Охарактеризовать порядок внесудебной защиты прав потребителей;
Проанализировать порядок судебной защиты прав потребителей в законодательстве РФ.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие купли- продажи и права потребителей……………………..5
1.1. Понятие и условия купли-продажи в праве РФ…………………………….5
1.2. Права и обязанности потребителя при купле-продаже……………………8
Глава 2. Защита прав потребителей в законодательстве РФ………………….21
2.1. Внесудебная защита………………………………………………………...21
2.2. Судебная защита…………………………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………33
Отдельно стоит отметить, что граждане в целях защиты своих прав имеют право объединяться в общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), которые имеют право:
- участвовать в разработке
обязательных требований к
- проводить независимую
экспертизу качества, безопасности
товаров (работ, услуг), а также
соответствия потребительских
- проверять соблюдение
прав потребителей и правил
торгового, бытового и иных
видов обслуживания
- распространять информацию
о правах потребителей и о
необходимых действиях по
- вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
- вносить в органы прокуратуры
и федеральные органы
- обращаться в органы
прокуратуры с просьбами
- обращаться в суды
с заявлениями в защиту прав
потребителей и законных
Зачастую такие общественные объединения могут работать заметно эффективнее, чем органы государственной власти и органы местного самоуправления. Так, например, Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) создан в декабре 1990 года, и на сегодняшний день он объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений потребителей - большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей. Контактную информацию региональных общественных объединений потребителей смотри в приложении.
Как потребители жилищных и коммунальных услуг граждане могут обращаться за защитой своих нарушенных прав в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
По вопросам некачественного
предоставления жилищных услуг (протечка
кровли, разгерметизация межпанельных
швов, несоответствие жилого помещения
принятым нормам) потребители могут
обращаться в Государственную жилищную
инспекцию или Департамент
2.2. Судебная защита
Закрепление в Законе «О защите прав потребителей» нормы о судебной защите прав потребителей основано прежде всего на конституционном положении о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В пункте 1 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что защита прав потребителей осуществляется судом. Под судом здесь следует понимать, во-первых, любой суд из системы общей юрисдикции, во-вторых, институт мировых судей.
Глава 3 ГПК РФ определяет
родовую подсудность между
Однако в соответствии со ст. 3 ГПК РФ по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Защита прав потребителей
в судах общей юрисдикции предусматривается
по правилам гражданского судопроизводства.
Следовательно, в осуществлении
процессуального порядка
Защита прав потребителей осуществляется посредством рассмотрения дела в порядке искового судопроизводства.
Закон «О защите прав потребителей»
закрепил некоторые особенности
судебной защиты прав потребителей. Одну
из ее особенностей отражает положение,
закрепленное в ст. 46 данного Закона.
Речь идет о том, что уполномоченный
федеральный орган
суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда;
вступившее в законную
силу решение суда о признании
действий изготовителя (исполнителя, продавца,
уполномоченной организации или
уполномоченного
одновременно с
Однако самой главной особенностью судебной защиты прав потребителей является то, что согласно ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» потребители по искам, связанным с нарушением их прав, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
В заключение с учетом всего сказанного следует выделить некоторые правила порядка судебной защиты прав потребителей:
Поскольку в соответствии
с п. 2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»
иски по данной категории дел предъявляются
в суд по месту жительства или
пребывания истца, либо по месту заключения
или исполнения договора, либо по месту
нахождения организации (ее филиала
или представительства) или месту
жительства ответчика, являющегося
индивидуальным предпринимателем, ни
один из названных судов не вправе
возвратить исковое заявление со
ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, так
как в силу ч. ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ
выбор между несколькими
Решая вопрос о принятии
заявления, судья проверяет, подведомственно
ли заявленное требование суду, имея в
виду, что по ряду требований взыскания
производятся в бесспорном порядке
на основании исполнительной надписи,
совершаемой нотариусами и
В необходимых случаях, например
когда требуется немедленное
доведение решения по такому делу
до сведения потребителей товаров, использование
которых грозит их здоровью, суд
может обязать в решении
Заключение
Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. провозгласила развитие личности как базовую предпосылку для решения основных экономических и социальных проблем. Выдвигая в качестве одного из приоритетов информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей, можно ожидать, что потребитель не только сделает правильный выбор на потребительском рынке товаров, работ, услуг, но и сможет в перспективе сыграть роль регулятора на подлинно конкурентном рынке.
С другой стороны, построение правового государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и адекватного ей поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных прав и обязанностей и умение применять их в различных ситуациях.
Для реализации потребительской
политики государство располагает
необходимыми механизмами. В настоящее
время в стране, с одной стороны,
существует и продолжает развиваться
потребительское
С момента принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» создана правовая база защиты прав потребителей, которая включает не только указанный Закон, но и Гражданский кодекс Российской Федерации, специальные законы, регулирующие отдельные сферы деятельности, правила продажи отдельных видов товаров, осуществления работ и оказания услуг, утверждаемые Правительством Российской Федерации.