Права потребителя при купле-продаже

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – характеристика и анализ прав потребителя при купле-продаже.
Задачи:
Рассмотреть понятие и условия купли-продажи в праве РФ;
Определить права и обязанности потребителя при купле-продаже;
Охарактеризовать порядок внесудебной защиты прав потребителей;
Проанализировать порядок судебной защиты прав потребителей в законодательстве РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие купли- продажи и права потребителей……………………..5
1.1. Понятие и условия купли-продажи в праве РФ…………………………….5
1.2. Права и обязанности потребителя при купле-продаже……………………8
Глава 2. Защита прав потребителей в законодательстве РФ………………….21
2.1. Внесудебная защита………………………………………………………...21
2.2. Судебная защита…………………………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по граждансокму праву.docx

— 51.50 Кб (Скачать)

Отдельно стоит отметить, что граждане в целях защиты своих  прав имеют право объединяться в  общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), которые имеют  право:

- участвовать в разработке  обязательных требований к товарам  (работам, услугам), а также проектов  законов и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации,  регулирующих отношения в области  защиты прав потребителей;

- проводить независимую  экспертизу качества, безопасности  товаров (работ, услуг), а также  соответствия потребительских свойств  товаров (работ, услуг) заявленной  продавцами (изготовителями, исполнителями)  информации о них;

- проверять соблюдение  прав потребителей и правил  торгового, бытового и иных  видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных  нарушениях прав потребителей  и направлять указанные акты  для рассмотрения в уполномоченные  органы государственной власти, а также информировать органы  местного самоуправления о выявленных  нарушениях, участвовать по просьбе  потребителей в проведении экспертиз  по фактам нарушения прав потребителей;

- распространять информацию  о правах потребителей и о  необходимых действиях по защите  этих прав, о результатах сравнительных  исследований качества товаров  (работ, услуг), а также иную  информацию, которая будет способствовать  реализации прав и законных  интересов потребителей. Публикуемые  общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты  сравнительных исследований качества  товаров (работ, услуг) не являются  рекламой;

- вносить в федеральные  органы исполнительной власти, организации  предложения о принятии мер  по повышению качества товаров  (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

- вносить в органы прокуратуры  и федеральные органы исполнительной  власти материалы о привлечении  к ответственности лиц, осуществляющих  производство и реализацию товаров  (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым  к ним обязательным требованиям,  а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными  нормативными правовыми актами  Российской Федерации;

- обращаться в органы  прокуратуры с просьбами принести  протесты о признании недействительными  актов федеральных органов исполнительной  власти, актов органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и актов органов  местного самоуправления, противоречащих  законам и иным регулирующим  отношения в области защиты  прав потребителей нормативным  правовым актам Российской Федерации;

- обращаться в суды  с заявлениями в защиту прав  потребителей и законных интересов  отдельных потребителей (группы  потребителей, неопределенного круга  потребителей).

Зачастую такие общественные объединения могут работать заметно  эффективнее, чем органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Так, например, Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) создан в декабре 1990 года, и на сегодняшний день он объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений потребителей - большинство  всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей. Контактную информацию региональных общественных объединений потребителей смотри в  приложении.

Как потребители жилищных и коммунальных услуг граждане могут  обращаться за защитой своих нарушенных прав в Федеральную службу по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

По вопросам некачественного  предоставления жилищных услуг (протечка кровли, разгерметизация межпанельных швов, несоответствие жилого помещения  принятым нормам) потребители могут  обращаться в Государственную жилищную инспекцию или Департамент жилищно-коммунального  хозяйства.

2.2. Судебная защита

Закрепление в Законе «О защите прав потребителей» нормы  о судебной защите прав потребителей основано прежде всего на конституционном  положении о том, что каждому  гарантируется судебная защита его  прав и свобод. В пункте 1 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что защита прав потребителей осуществляется судом. Под судом здесь следует  понимать, во-первых, любой суд из системы общей юрисдикции, во-вторых, институт мировых судей.

Глава 3 ГПК РФ определяет родовую подсудность между судами. В соответствии со п. 1 ст. 22 ГПК РФ установлено, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые  дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о  защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов  по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, а также дела с участием иностранных  граждан, лиц без гражданства, иностранных  организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. Согласно п. 1 ст. 23 ГПК РФ мировой  судья рассматривает дела по имущественным  спорам при цене иска, не превышающем  пятидесяти тысяч рублей.

Однако в соответствии со ст. 3 ГПК РФ по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий  из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции  судебного постановления, которым  заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан  сторонами на рассмотрение третейского  суда, если иное не установлено федеральным  законом. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «О третейских судах  в Российской Федерации»  в третейский суд может по соглашению сторон третейского  разбирательства передаваться любой  спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным  законом.

Защита прав потребителей в судах общей юрисдикции предусматривается  по правилам гражданского судопроизводства. Следовательно, в осуществлении  процессуального порядка судебной защиты прав потребителей необходимо руководствоваться общими правилами, закрепленными в ГПК РФ.

Защита прав потребителей осуществляется посредством рассмотрения дела в порядке искового судопроизводства.

Закон «О защите прав потребителей»  закрепил некоторые особенности  судебной защиты прав потребителей. Одну из ее особенностей отражает положение, закрепленное в ст. 46 данного Закона. Речь идет о том, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области  защиты прав потребителей (его территориальные  органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять  иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или  уполномоченного индивидуального  предпринимателя, импортера) противоправными  в отношении неопределенного  круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска наступают следующие последствия:

суд обязывает правонарушителя  довести в установленный судом  срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда;

вступившее в законную силу решение суда о признании  действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или  уполномоченного индивидуального  предпринимателя, импортера) противоправными  в отношении неопределенного  круга потребителей обязательно  для суда, рассматривающего иск потребителя  о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий  действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или  уполномоченного индивидуального  предпринимателя, импортера), в части  вопросов, имели ли место такие  действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером);

одновременно с удовлетворением  иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в  интересах неопределенного круга  потребителей, суд принимает решение  о возмещении общественному объединению  потребителей (их ассоциации, союзу), органам  местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также  иных возникших до обращения в  суд и связанных с рассмотрением  дела необходимых расходов, в том  числе расходов на проведение независимой  экспертизы в случае выявления в  результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

Однако самой главной  особенностью судебной защиты прав потребителей является то, что согласно ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» потребители  по искам, связанным с нарушением их прав, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

В заключение с учетом всего  сказанного следует выделить некоторые  правила порядка судебной защиты прав потребителей:

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»  иски по данной категории дел предъявляются  в суд по месту жительства или  пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту  нахождения организации (ее филиала  или представительства) или месту  жительства ответчика, являющегося  индивидуальным предпринимателем, ни один из названных судов не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, так  как в силу ч. ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит  истцу. Исключение составляют иски по спорам, вытекающим из договоров перевозки  груза, которые предъявляются согласно ч. 3 ст. 30 ГПК РФ по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном  порядке была предъявлена претензия.

Решая вопрос о принятии заявления, судья проверяет, подведомственно  ли заявленное требование суду, имея в  виду, что по ряду требований взыскания  производятся в бесспорном порядке  на основании исполнительной надписи, совершаемой нотариусами и должностными лицами, которым законом предоставлено  право совершать это нотариальное действие. Заинтересованная сторона  в указанных случаях вправе обратиться непосредственно в суд, если истек срок получения исполнительной надписи либо отсутствуют необходимые для этого документы, а также когда ей было отказано в совершении исполнительной надписи либо в случае несогласия с выданной исполнительной надписью.

В необходимых случаях, например когда требуется немедленное  доведение решения по такому делу до сведения потребителей товаров, использование  которых грозит их здоровью, суд  может обязать в решении средство массовой информации в соответствии со ст. 35 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. (с  последующими изменениями и дополнениями) «О средствах массовой информации»  опубликовать вступившее в законную силу решение в предписанный им срок. Вступившее в законную силу решение  суда по такому делу обязательно для  суда, рассматривающего иск конкретного  потребителя о гражданско-правовых последствиях указанных действий продавца, изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального  предпринимателя, импортера по вопросам, имели ли место эти действия и  совершены ли они данными лицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. провозгласила  развитие личности как базовую предпосылку  для решения основных экономических  и социальных проблем. Выдвигая в  качестве одного из приоритетов информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей, можно ожидать, что  потребитель не только сделает правильный выбор на потребительском рынке  товаров, работ, услуг, но и сможет в  перспективе сыграть роль регулятора на подлинно конкурентном рынке.

С другой стороны, построение правового государства требует  не только формирования соответствующей  законодательной основы, но и адекватного  ей поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих  законных прав и обязанностей и умение применять их в различных ситуациях.

Для реализации потребительской  политики государство располагает  необходимыми механизмами. В настоящее  время в стране, с одной стороны, существует и продолжает развиваться  потребительское законодательство, с другой - создана и действует  национальная системы защиты прав потребителей. Особое внимание должно быть уделено  обеспечению комплексности решения  задач в области защиты прав потребителей.

С момента принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» создана правовая база защиты прав потребителей, которая включает не только указанный Закон, но и Гражданский кодекс Российской Федерации, специальные законы, регулирующие отдельные сферы деятельности, правила продажи отдельных видов товаров, осуществления работ и оказания услуг, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Права потребителя при купле-продаже