Права и свободы человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

В первые понятие «права человека» встречается во Французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирожденных прав прошла долгий путь развития, важными вехами на ее пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

Работа содержит 1 файл

В первые понятие.docx

— 61.29 Кб (Скачать)

    Введение                                                                                                                                                                                                                            

   В первые понятие «права человека»  встречается во Французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году,  хотя до этого идея прирожденных прав прошла долгий путь развития, важными вехами на ее пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791). В 19 веке в различных государствах по – разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т.п.).    В 20 веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально- экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т.д.) 1     

   В статье 2 Конституции РФ говорится: Человек его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность  государства.2     Это говорит о том что Россия является правовым государством одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека. Его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

   Подчеркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Наоборот, эта обязанность  правового государства может  значительно повысить его авторитет  и значение в жизни общества, в  организации экономической и  культурной жизни общества. Разумеется, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться.3

   Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности  бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемым и необходимыми способами и условиями  ее жизни,  ее взаимоотношений с  обществом, государством, другими индивидами. Права человека дают обществу возможность управлять государством или дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.

   Теория  прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого  явления, его генезис, социальные, философские, политические, религиозные предпосылки. Важнейшее место в науке о  правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства. Так же она рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с  политикой, нравственностью, философией, религией, поскольку права человека – это сложное многомерное образование.4

   Одной из важнейших задач федеративного  государства является обеспечение  единых стандартов осуществления и  защиты, прав человека во всех субъектах  Федерации. Для России эта проблема особенно актуальна в силу значительных территориальных масштабов страны, разнообразия социально – политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения. Нарушению этих стандартов нередко способствуют содержащихся в Конституциях, уставах и законах многих субъектов Российской Федерации положения, которые прямо противоречат Конституции и законам Российской Федерации. Достаточно сказать, что в некоторых из них действия принципа равенства прав и свобод человека и гражданина распространяется только на жителей субъекта Федерации, ограничивается действие прав и свобод, гарантированных на федеральном уровне, предоставляются определенные преимущества гражданам, принадлежащем к титульной для данного субъекта Федерации национальности.5

   Знание  о правах человека, ставят целью  не только воспитывать людей, формировать  правильные представления о правах человека как необходимом условии  его свободы и равенства, но и  создавать правовое общество, в котором  права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего  уклада государственной и общественной жизни.

                                                                             

 

    Глава 1. Становление прав и свобод человека

    1. Понятие и сущность прав и свобод

Соотношение понятий  «право» и «свобода» характеризуется  прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое субъективное право любого человека или только гражданина РФ.

    Но иногда между этими понятиями проводится различие. Анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не  очерчивая конкретного его результата: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,    включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не   исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.6  В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). При этом «право» может самой Конституцией включаться в состав «свободы».

   Однако  разграничение между правами   и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу  политических прав с четко  определенными правомочиями так  же именуют «свободами». Различие  в терминологии является скорее  традиционным, сложившимся ещё в  19-20 веках.

     Различие  между человеком и гражданином,  как носителями прав и  свобод  ясно выражено в тексте Конституции  РФ. Конституционные права  и  свободы человека представляются  любому индивиду, а правами и  свободами гражданина обладают  только лица являющиеся гражданами  Российской Федерации, статьи Конституции указывают на это.

    Права  человека органично вплетены  в социальную деятельность людей,  их общественные отношения, способы  бытия индивида. Они являются  нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.

  В современном  мире сохраняются различные подходы  к взаимодействию права и государства,  человека и государства. Они  не замыкаются в сфере научных  дискуссий и находят свое отражение  в конституциях современных государств. Так, в конституциях Франции,  США, Италии, Испании воплощена  естественно правовая концепция прав человека,  в конституциях Австрии, ФРГ – позитивистская. Однако такие различия в конституционных записях не следует переоценивать, поскольку основные законы всех стран ориентированы на принципы правового государства и. следовательно, на защиту и охрану прав человека.

   Вместе  с тем различия естественно  правового и позитивистского  подходов к природе прав человека  требуют внесения  определенной  ясности. Прежде всего, ограничения  власти государства правами человека  не должно вести к умалению  его роли, которая весома не  только в охране прав и свобод  человека, но и в придании им  законодательной формы. Резкая  поляризация этих учений (естественно  правовой школы и позитивизма)  обусловливалось различными путями  осуществления буржуазных революций  в различных странах. Государство  не может не признавать права человека на жизнь, неприкосновенность личности, жилища. И хотя эти права принадлежат человеку от рождения, но «защищенность» им придает юридическая форма, т.е. закон.

  Не отрицая  большой новизны, специфики и  богатства содержания современных  развитых представлений о правах  человека, следует вместе с тем  иметь в виду и момент исторической  преемственности этих представлений  с предшествующими правовыми  воззрениями на человека как  участника социальной жизни. Как реально, так и теоретически каждая исторически данная система права включала и включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе.7

    1. Историческое развитие прав и свобод

  Историческое развитие начал свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права – формального (правового) равенства – первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов. Можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.

    Древнегреческие  воззрения о правах человека  сформировались в общем русле  мифологических представлений о  том, что полис (город – государство)  и его законы имеют божественное  происхождение и опираются на  божественную справедливость. Право вообще и права отдельных людей – членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости.

   Божественная  по своей природе справедливость  и Гомера выступала в качестве  объективного основания и правового  критерия. И только то, что соответствовало тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось как право.

   Поиски  объективной нормы справедливости  и права для полиса и его  граждан были продолжены  пифагорейцами  (6 – 5вв. до н.э). Они сформулировали  весьма важное для последующих  представлений о естественных  правах человека положение о  том, что «справедливое состоит  в воздаянии другому равным»8.

    В  концепции Эпикура справедливость  – представляет собой естественное  право с изменяющимися содержанием.  Эпикуровская договорная трактовка  государства и права подразумевает  равенство. Свободу и независимость  людей – членов договорного  общения и по существу является  исторически первой философски  – правовой концепцией либерализма  и правового индивидуализма. Свобода  человека – это, согласно Эпикуру,  его ответственность за разумный  выбор своего образа жизни.  Сфера человеческой свободы это  сфера его ответственности за  себя, она вне и необходимости,  поскольку «необходимость не  подлежит ответственности», и непостоянного  случая. Свобода обретается благодаря уяснению того, «что зависит от нас» и «не подлежит никакому господину». «Необходимость , - говорил он, - есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью».9 Важная линия связи тянется от договорной – правовой концепции Эпикура к идеям общественного договора Нового времени.

   Естественно  правовые идеи древнегреческих  мыслителей о свободе и равенстве  всех людей получили дальнейшее  развитие в Древнем Риме.

   Так, положения греческих стоиков о мировом естественном законе были использованы римскими стоиками. Из их естественно правовых позиций следует, что рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей.

    В  естественно правовой концепции  Сенеки неминуемый и божественный  по своему характеру «закон  судьбы» играет роль того права  природы, которому подчинены все  человеческие установления, в том  числе государство и законы. Вселенная,  согласно Сенеке, естественное государство  со своими естественными правами,  признание которых – является  необходимым. Членами этого государства  по закону природы являются  все люди независимо от того, признают они это или нет.  Отдельные государственные образования  и их установление – случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.

   Существенный  вклад в развитие юридических  представлений о правах человека  внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д.

   Опираясь  на источники действующего права,  римские юристы в своей трактовке  прав индивидов использовали  сложившиеся правовые нормы в  духе их соответствия требованиям  справедливости и в случае  коллизий изменяли старую норму  с учетом новых представлений  о справедливости и справедливом  праве. Такая деятельность римских юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права.  

         Романист Т. Кипп писал: “Ни одно из самых блестящих положений римского права не обеспечивало за ним в такой мере право на бессмертие, как его отношение к справедливости. Справедливость есть прежде всего нравственное понятие, означающее справедливость, правильность. Представляя с субъективной стороны лишь известную добродетель, в то же время определяла содержание норм”10.

     Таким образом, римская юриспруденция, распространяя  на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи  государства и личности как правоотношения.

Информация о работе Права и свободы человека