Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа
В первые понятие «права человека» встречается во Французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирожденных прав прошла долгий путь развития, важными вехами на ее пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).
Введение
В первые понятие «права человека» встречается во Французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирожденных прав прошла долгий путь развития, важными вехами на ее пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791). В 19 веке в различных государствах по – разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т.п.). В 20 веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально- экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т.д.) 1
В статье 2 Конституции РФ говорится: Человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.2 Это говорит о том что Россия является правовым государством одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека. Его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.
Подчеркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Наоборот, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации экономической и культурной жизни общества. Разумеется, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться.3
Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемым и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Права человека дают обществу возможность управлять государством или дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.
Теория прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, религиозные предпосылки. Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства. Так же она рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с политикой, нравственностью, философией, религией, поскольку права человека – это сложное многомерное образование.4
Одной из важнейших задач федеративного государства является обеспечение единых стандартов осуществления и защиты, прав человека во всех субъектах Федерации. Для России эта проблема особенно актуальна в силу значительных территориальных масштабов страны, разнообразия социально – политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения. Нарушению этих стандартов нередко способствуют содержащихся в Конституциях, уставах и законах многих субъектов Российской Федерации положения, которые прямо противоречат Конституции и законам Российской Федерации. Достаточно сказать, что в некоторых из них действия принципа равенства прав и свобод человека и гражданина распространяется только на жителей субъекта Федерации, ограничивается действие прав и свобод, гарантированных на федеральном уровне, предоставляются определенные преимущества гражданам, принадлежащем к титульной для данного субъекта Федерации национальности.5
Знание о правах человека, ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.
Глава 1. Становление прав и свобод человека
Соотношение понятий
«право» и «свобода»
Но иногда между этими понятиями проводится различие. Анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.6 В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). При этом «право» может самой Конституцией включаться в состав «свободы».
Однако
разграничение между правами
и свободами провести трудно,
поскольку зачастую всю сферу
политических прав с четко
определенными правомочиями
Различие
между человеком и гражданином,
Права
человека органично вплетены
в социальную деятельность
В современном
мире сохраняются различные
Вместе
с тем различия естественно
правового и позитивистского
подходов к природе прав
Не отрицая
большой новизны, специфики и
богатства содержания
Историческое развитие начал свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права – формального (правового) равенства – первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов. Можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.
Древнегреческие
воззрения о правах человека
сформировались в общем русле
мифологических представлений
Божественная
по своей природе
Поиски
объективной нормы
В
концепции Эпикура
Естественно
правовые идеи древнегреческих
мыслителей о свободе и
Так, положения греческих стоиков о мировом естественном законе были использованы римскими стоиками. Из их естественно правовых позиций следует, что рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей.
В
естественно правовой
Существенный
вклад в развитие юридических
представлений о правах
Опираясь
на источники действующего
Романист Т. Кипп писал: “Ни одно из самых блестящих положений римского права не обеспечивало за ним в такой мере право на бессмертие, как его отношение к справедливости. Справедливость есть прежде всего нравственное понятие, означающее справедливость, правильность. Представляя с субъективной стороны лишь известную добродетель, в то же время определяла содержание норм”10.
Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.