Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:17, курсовая работа
Предмет работы - исследование проблемы прав и свобод человека и гражданина и процесс их реализации в современной России.
Целью курсовой работы является изучение проблем прав и свобод человека и гражданина для создания условий развития всего общества.
Задачами данной курсовой работы являются: демонстрация развития прав и свобод человека и гражданина в их истории; показ их значения в жизни человека и гражданина; реализация прав и свобод человека и гражданина в России.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА1 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ИХ ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 3
1.1 ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 3
1.2. ВАЖНЕЙШИЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 10
ГЛАВА 2 ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….…………………………………………………………………………………………22
2.1 КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРАВАХ И СВОБОДАХ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНАНИ В РОССИИ 22
2.2 ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
Право наций на самоопределение призвано создавать государственно-
правовые
гарантии для уважения прав человека
и учета в политике специфических
этнических, лингвистических, религиозных
и других коллективных интересов. При
соблюдении прав человека и создании
прочных политических и иных гарантий
учета особых интересов этнических
общностей, их право на суверенитет
и государственную
Права человека чрезвычайно разнообразны. Выражая общечеловеческие
ценности, они учитывают и специфику отдельных общественных групп, например детей, беженцев, заключенных и т.д. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей.
Для того чтобы они стали реальностью, необходим также целый комплекс общественных гарантий. К ним относятся материальные (финансовые средства и собственность), политические (разделение властей, наличие независимой оппозиции, суда, СМИ и т.д.), юридические (демократическое законодательство и судебная система) и духовно-нравственные (необходимый образовательный уровень, доступ к информации, демократическое общественное мнение и нравственная атмосфера) гарантию.
Говоря обо всех «прелестях» прав человека и гражданина, которые меняются со временем, нельзя забывать о тенденциях государств к сложению своих прав и передачи многих из них гражданам.
С учетом меняющегося мира, возросшего спроса со стороны государств и всеобщего признания, более полно сформулированных прав механизмы, созданные для гарантирования прав, зафиксированных во «Всеобщей декларации прав человека» и «Европейской хартии прав человека»— на практике, а также в законодательстве, — становятся все более сложными. Эти механизмы создавались не как часть какого-то плана, а скорее по мере возникновения необходимости. Прилагались все усилия для урегулирования кризисов в области прав человека, возникавших по причине войн, нищеты или угнетения. В последние годы мандаты миротворческих операций все чаще включают в себя компонент прав человека, который нередко играет кардинальную роль в обеспечении успеха миссии. Практически все органы и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций вовлечены в той или иной степени в защиту прав человека.
Когда 50 лет назад была принята «Всеобщая декларация прав человека», она — хотя и не является юридически обязательным документом — оказала огромное воздействие на ход последующих дискуссий на международном уровне, а также нередко и на национальном уровне. В некоторых парламентах Декларация все еще цитируется при принятии нового законодательства. Сейчас, так же как и тогда, Организация Объединенных Наций играет важнейшую роль в плане создания условий для обсуждений, переговоров и исследований. Ее деятельность оказывается наиболее эффективной, когда она вместе с государствами предпринимает долгосрочные усилия для включения прав человека в национальное законодательство, дает неправительственным организациям возможность сказать свое слово и повышает уровень осознания прав человека во всем мире.
Теперь же рассмотрим некоторые аспекты реализации прав и свобод согласно основным конвенциям ООН в нескольких различных странах, таких как Соединенные Штаты Америки, Франции.
Соединенные Штаты Америки: Уже при ратификации Конституции законодательные собрания штатов под давлением народа требовали дополнить ее статьями о правах и свободах граждан. Они ставили выполнение этих требований в качестве обязательного условия вступления в силу Конституции. Давление широких слоев населения, а также воздействие Великой Французской революции принудили законодателя к принятию первых двенадцати поправок к конституции («Билль о правах»), которые вступили в силу в 1789 году. По конституционному «Биллю о правах» и в соответствии с различными специальными положениями законов частные лица защищены от определенных видов дискриминации. Многие из этих положений, например, заключенные в Первой поправке относятся к вопросам свободы слова, а положения Четвертой поправки, касающиеся защиты от необоснованных обысков и конфискаций, запрещают вмешательство государства в определенные сферы индивидуальных активностей. Эти положения, обычно осуществляемые посредством судебной защиты, выражают приверженность идее о том, что конкретные индивидуальные свободы - свобода самовыражения, вероисповедания и другие, направленные против необоснованных вмешательств правительства в частную жизнь, - являются существенными элементами свободного общества. Эти меры защиты частной жизни обычно объединяются под термином "гражданские свободы".
Также защищены Конституцией США, федеральными законами и законами штатов, индивидуальные права на одинаковое отношение ко всем гражданам, независимо от их индивидуальных особенностей. Эти меры защиты, обычно обобщенные под названием "гражданские права", выражают приверженность тому, что определенные критические решения, влияющие на индивидуальные возможности и материальное благополучие, принимаются не на основании индивидуальных особенностей, которые являются безотносительными и не являются справедливой основой в обращении с отдельными индивидуумами. Эти меры защиты гражданских прав от подобных дискриминаций существуют как в Конституции США, так и в Конституциях отдельных штатов, а также во множестве федеральных и штатных законодательных актов, которые были приняты на протяжении многих лет в ответ на отдельные виды дискриминации.
Франция: Права и свободы человека – это важнейшая сфера Французского конституционного законодательства. «Люди рождаются и остаются... равными в правах, свобода — естественное и неотъемлемое право и состоит она в том, чтобы «делать все, что не наносит вреда другому», — провозглашает «Декларация о правах и свободах человека» 1789 г.
«Декларация прав и свобод человека и гражданина» 1789 г. закрепила следующие принципы и свободы: свободу и равенство от рождения; право на собственность; право на сопротивление унижению; суверенитет народа; право делать все, что не запрещено законом; право на равный доступ всех граждан к государственным должностям; свобода слова; свобода мысли; свобода совести; презумпция невиновности; ответственность власти перед народом.
Данные
права дополняются более
Классификация свобод: французские ученые-юристы разделяли права и свободы следующим образом: личные свободы (свобода личности, свобода мысли, слова, совести и др.); социально-экономические свободы (КА. Кольяр); физические свободы (свобода разума, свобода выражения коллективной воли) (Ж. Робер).
Гарантии прав человека и гражданина.
Гарантии - это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.
По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.
Международно-правовые гарантии закрепляются во «Всеобщей декларации прав человека», международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты. Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений — Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.
Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.
Так, государства — члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности «Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод» 1950 г. и дополнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Страны — члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств — членов СНГ. В частности, это «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 г., «Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод» от 24 сентября 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., «Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека» от 26 мая 1995 г.
В итоге, данные виды прав и свобод человека и гражданина фиксируют обязанности государства, лиц и организаций, которые предоставляются человеку и гражданину те или иные блага для осуществления определенных действий.
Рассмотрев теоретические аспекты прав
и свобод, а также их историческое развитие
можно сделать выводы о том, что многие
права и свободы создавались с целью создания
правового равенства в обществе и разделения
полномочий между государством и гражданином.
Тенденцией многих государств мира
в области гражданских, политических,
экономических, социальных и экологических
прав и свобод, является передача обязанностей
от государства к гражданину со стороны
правительства с целью уменьшения обязательств.
В РФ права и свободы гарантированы нормами гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека», воспринявшей многие положения международно-правовых документов, регулирующих данную сферу. Согласно ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, однако их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц. В Конституции РФ установлены принципы непосредственного действия прав и свобод; равенства граждан перед законом и судом, равенства прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства мужчины и женщины; гарантированы права на: жизнь; охрану достоинства личности; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; определение национальной принадлежности и пользование родным языком, выбор языка общения; свободу передвижения, выбор места жительства, свободу въезда и выезда; свободу совести и вероисповедания; свободу мысли и слова; а также другие общепризнанные права и свободы.
Реальность прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, опирается на систему юридических механизмов, обеспечивающих их действие.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляют Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации доклад за 2010 год. Многие годы в Российской Федерации действует Институт Уполномоченного по правам человека. Ежегодно Уполномоченный выступает с докладами.
В аналогичном докладе дается общая оценка положению дел с соблюдением конституционных прав и свобод человека в России, анализируются наиболее острые проблемы в этой сфере, приводится информация о деятельности Уполномоченного, включающей рассмотрение как индивидуальных, так и коллективных обращений граждан, о мерах, предпринятых Уполномоченным для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, а также для совершенствования законодательства, правоприменительной практики и административных процедур.
Доклад
содержит информацию о взаимодействии
Уполномоченного с
Доклад составлен на основе анализа информации, полученной из следующих источников: индивидуальных и коллективных обращений граждан; бесед с гражданами в ходе их личного приема Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата; материалов, собранных по результатам инспекций мест принудительного содержания, воинских частей, закрытых территориальных образований, детских домов, психиатрических больниц и других учреждений; переписки Уполномоченного с государственными органами, органами местного самоуправления; материалов уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации; специальных исследований и материалов научно-практических конференций и семинаров; сообщений неправительственных правозащитных организаций; публикаций средств массовой информации.
Уполномоченный выражает искреннюю благодарность всем гражданам, а также государственным учреждениям и общественным объединениям, оказавшим ему содействие в подготовке настоящего доклада.
Информация о работе Права и свободы человека и гражданина в РФ