Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:33, курсовая работа
В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью.». Это говорит о том, что Россия является правовым
государством, одним из важнейших признаков такого государства является
выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей
ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности
такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней
на более низкой ступени и не могут ей противоречить.
Введение.
Глава 1. Становление прав и свобод человека.
1. Понятие и сущность прав и свобод.
2. Историческое развитие прав и свобод.
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.
1. Основные и иные права человека и гражданина.
2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.
3. Международная защита прав и свобод человека.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина
определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной,
исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила
способ обеспечения этих прав исвобод – правосудие.
Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном
процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении
конфликтов, связанных с дейсвительным или предполагаемым нарушением норм
гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом
прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.
46 ч. 1). Право на
судебную защиту каждого
лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной
стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой
стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней
законное, справедливое и обоснованное решение.
В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита прав и
свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под
государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это
деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной,
исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то
же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права
и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.
Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту
прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава
государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие
возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном
подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые
способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.
Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и
решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют
практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать
вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать
его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и
исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и
реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и
культурные права граждан.
Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее
распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в
государственные органы, органы местного самоуправления, общественные
объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.
В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные
неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится
защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество
“Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский
центр по правам человека и д.р.
Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко
оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и
т.д.
В последние годы
для отстаивания социально-
использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к
трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению
привлекает внимание
государственных органов к
свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и
справедливости.
Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми
средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый
вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом,
- от обращения
за помощью к судам,
законной самозащиты
и законного обращения в
судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и
возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1
ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.).
3. Международная защита прав и свобод человека
В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод
человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала 20-
го века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным
правом. Государства
– участники международных
эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции.
Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-правовую теорию
прав человека. Профессор Петербургского университета Ф. Мартенс писал, что “все
образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к
его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно
связаны с человеческой личностью”[13].
Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и
вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли, естественные
права человека “должны быть уважаемы как в мирное, так и в военное время”
[14].
Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности
интервенции “по мотивам гуманности”, для защиты основных прав и свобод человека
разделялась большинством юристов-международников как в 18, так и в 19 веке.
Лишь отдельные ученые, например профессор А. Гефтер, утверждал, что если
государство попирает права и свободы своих граждан, “то надо прекратить с ним
всякие отношения”, но не вмешиваться силой оружия в его внутренние дела
[15].
В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в
международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно
ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и
безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека
– с другой.
Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу
межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в
истории международных отношений многосторонним договором, который заложил
основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.
ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, содержащую широкий перечень
как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных
прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье,
автором которой был известный французский ученый Рене Кассен, провозгласила,
что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих
правах”. Так же ООН одобрила Международный пакт об экономических, социальных
и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах;
Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических
правах и д.р.
ООН и другие международные
организации справедливо
нарушениям основных прав и свобод человека, происходящим в результате
международных преступлений государств.
В формированиии принципов и норм в области прав человека определяющее место
занимает ООН ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой
Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие
международные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятию
международно - правовых договоров предшествует разработка и одобрение
деклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуется
сложностью рассматриваемых проблем и различной позицией государств.
Из сказаннного в этой главе можно сделать следующие выводы: в современных
условиях под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся
в конституции государства и международно - правовых документах по правам
человека, в частности в международном Билле о правах человека, а также в
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.,
Европейской социальной Хартии 1961 г. Любое основное право человека должно
быть признано каждым государством-участником независимо от его конституции.
Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в
области прав человека становится общепризнанным принципом международного
сообщества. Он закреплен и в Конституции РФ.
Остается настоятельной необходимость преодолеть различные проявления
недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их
признание, неполное соблюдение, слабую защищенность систематические
нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы
(СЕ), подготовлявшими вступление России в его состав. Вслед за принятием в
феврале 1996 г. двух федеральных законов – о присоединении Российской
Федерации к Уставу СЕ и о присоединении России к ряду других документов СЕ –
28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре ратифицировала Европейскую
конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Конвенция и протоколы СЕ
стали частью российской правовой системы.
Заключение
Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека,
нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в
современном мире – явление не универсальное, а большинство государств мира не
являются правовыми (они могут быть авторитарными, тоталитарным, а также
лишенными каких-либо четких характеристик). Ответ на этот вопрос связан не
только с правовыми характеристиками, он охватывает более широкую сферу
общественных отношений.
В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к
правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует
рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация определяет
лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных
групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в