Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:33, курсовая работа
В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью.». Это говорит о том, что Россия является правовым
государством, одним из важнейших признаков такого государства является
выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей
ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности
такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней
на более низкой ступени и не могут ей противоречить.
Введение.
Глава 1. Становление прав и свобод человека.
1. Понятие и сущность прав и свобод.
2. Историческое развитие прав и свобод.
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.
1. Основные и иные права человека и гражданина.
2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.
3. Международная защита прав и свобод человека.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общем русле
мифологических представлений о том, что полис (город-государство) и его
законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную
справедливость. Право вообще и права отдельных людей – членов полиса
восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному
порядку справедливости.
Божественная по своей природе справедливость у Гомера выступала в качестве
объективного основания и правого критерия. И только то, что соответствовало
тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось как право.
Поиски объективной нормы справедливости и права для полиса и его граждан были
продолжены пифагорейцами (6-5 вв. до н.э.). Они сформулировали весьма важное
для последующих представлений о естественных правах человека положение о том,
что “справедливое состоит в воздаянии другому равным”
[1]. Это определение
представляло собой
итерпретацию древнего принципа талиона (око за око, зуб за зуб).
В концепции Эпикура справедливость – представляет собой естественное право с
изменяющимся содержанием. Эпикуровская договорная трактовка государства и права
подразумевает равенство, свободу и независимость людей – членов договорного
общения и по существу является исторически первой философско-правовой
концепцией либерализма и правового индивидуализма. Свобода человека – это,
согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.
Сфера человеческой свободы – это сфера его ответственности за себя, она вне и
необходимости, поскольку “необходимость не подлежит ответственности”, и
непостоянного случая. Свобода обретается благодаря уяснению того, “что зависит
от нас” и “ не подлежит никакому господину”. “Необходимость, - говорил он, -
есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью”
[2]. Важная
линия связи тянется от
к идеям общественного договора Нового времени.
Естественноправовые идеи древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве
всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме.
Так, положения греческих стоиков о мировом естественном законе были
использованы римскими стоиками. Из их естественноправовых позиций следует,
что рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и
мировому согражданству людей.
В естественноправовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему
характеру “закон судьбы” играет роль того права природы, которому подчинены
все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная,
согласно Сенеке, естественное государство со своими естественными правами,
признание которых – является необходимым. Членами этого государства по закону
природы являются все люди независимо от того, признают они это или нет.
Отдельные государственные образования и их установление – случайны и значимы
не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.
Существенный вклад в развитие юридических представлений о правах человека
внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения о
субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному
праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и
несправедливом праве и т.д.
Опираясь на источники действующего права, римские юристы в своей трактовке
прав индивидов использовали сложившиеся правовые нормы в духе их соответствия
требованиям справедливости и в случае коллизий изменяли старую норму с учетом
новых представлений о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность
римских юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников права и
содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении
юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права.
Романист Т. Кипп писал: “Ни одно из самых блестящих положений римского права не
обеспечивало за ним в такой мере право на бессмертие, как его отношение к
справедливости. Справедливость есть прежде всего нравственное понятие,
означающее справедливость, правильность. Представляя с субъективной стороны
лишь известную добродетель, в то же время определяла содержание норм”
[3].
Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство (как
объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права,
трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.
Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и
религиозными мыслителями средневековья.
“Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, и д.р.)
защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом
отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в.
Бомануара, утверждавшего, что “каждый человек свободен”, и стремившегося к
конкретизации данной
идеи в своих юридических
Новое звучание и смысл античные идеи естественноправового равенства и свободы
всех людей получили в христианстве.
Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы
и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав
человека. Согласно христианству, все люди равны как “дети Божии”. Это
всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщей свободой. “Закон
Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям
Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в
них любовью Христовой” (Иак., 1, 25).
Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-
правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и
д.р.).
В духе античных естественноправовых идей Фома Аквинский утверждал что, цель
государства – это “общее благо” его членов, обеспечение условий для их
достойной жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию тирании и
обосновывал право народа на свержение тиранического строя.
Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей не прекрактила своего
существования в средние века, она продолжала развиваться с различных позиций,
в разных формах и направлениях, в творчестве светских и религиозных авторов.
Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в трудах мыслителей Нового
времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые
представления о свободе человека посредством господства режима права и в
частных, и в публично-политических отношениях.
Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г.
Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других
мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о
правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях
между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование
нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных
революций и юридическое закрепление их результатов.
Важным элементом этого процесса стала концепция общественного договора как
источника происхождения и правовой основы деятельности государства.
Разрабатывая договорную концепцию государства, Г. Гроций писал: “Государство
есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и
общей пользы”[4]. С таким пониманием
государства, содержавшим идею правовой государственности, связано (у Гроция и
ряда последующих мыслителей) и положение о естественном человеческом праве
оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного
договора.
Развивая естественноправовые воззрения и договорную концепцию государства, Б.
Спиноза отмечал, что
“цель государства в
[5]. Он подчеркивал,
что “естественное право
не прекращается”[6], поскольку и в
естественном, и в гражданском состоянии человек действует по законам своей
природы, побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных
прав привело бы к тирании.
Последовательная либеральная доктрина неотчуждаемых естественных прав и
свобод человека на основе идей господства права, правовой организации
государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была
разработана Д. Локком.
Большим достоинством локковского учения о правах человека является анализ
необходимой внутренней связи между свободой и законом. “Несмотря на
всевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью закона является не
уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. .Там, где нет
законов, там нет и свободы”[7].
Общественный договор – это, по Локку, постоянно действующий фактор
политической жизни, договорные отношения народа с политической властью –
непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия
индивидов и народа в целом с действием властей.
Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской
Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами
обновления и гуманизации общественных и государственных порядков.
Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и
свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и
принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г.,
Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние
на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное
признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие
теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой
государственности, господства права так или иначе испытывало и продолжает
испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.
Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и
гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран