Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью.». Это говорит о том, что Россия является правовым
государством, одним из важнейших признаков такого государства является
выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей
ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности
такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней
на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

Содержание

Введение.
Глава 1. Становление прав и свобод человека.
1. Понятие и сущность прав и свобод.
2. Историческое развитие прав и свобод.
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.
1. Основные и иные права человека и гражданина.
2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.
3. Международная защита прав и свобод человека.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.25 Кб (Скачать)

Древнегреческие воззрения  о правах человека сформировались в  общем русле

мифологических представлений  о том, что полис (город-государство) и его

законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную

справедливость. Право  вообще и права отдельных людей  – членов полиса

восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному

порядку справедливости.

Божественная по своей природе справедливость у  Гомера выступала в качестве

объективного основания  и правого критерия. И только то, что соответствовало

тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось как  право.

Поиски объективной  нормы справедливости и права  для полиса и его граждан были

продолжены пифагорейцами (6-5 вв. до н.э.). Они сформулировали весьма важное

для последующих  представлений о естественных правах человека положение о том,

что “справедливое состоит в воздаянии другому равным”

[1]. Это определение  представляло собой философскую  абстракцию и

итерпретацию древнего принципа талиона (око за око, зуб за зуб).

В концепции Эпикура  справедливость – представляет собой  естественное право с

изменяющимся содержанием. Эпикуровская договорная трактовка государства и права

подразумевает равенство, свободу и независимость людей  – членов договорного

общения и по существу является исторически первой философско-правовой

концепцией либерализма  и правового индивидуализма. Свобода  человека – это,

согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.

Сфера человеческой свободы – это сфера его  ответственности за себя, она вне и

необходимости, поскольку  “необходимость не подлежит ответственности”, и

непостоянного случая. Свобода обретается благодаря уяснению того, “что зависит

от нас” и “  не подлежит никакому господину”. “Необходимость, - говорил он, -

есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью”

[2].    Важная  линия связи тянется от договорно - правовой концепции Эпикура

к идеям общественного  договора Нового времени.

Естественноправовые идеи древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве

всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме.

Так, положения греческих  стоиков о мировом естественном законе были

использованы римскими стоиками. Из их естественноправовых позиций следует,

что рабство не имеет  оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и

мировому согражданству людей.

В естественноправовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему

характеру “закон судьбы”  играет роль того права природы, которому подчинены

все человеческие установления, в том числе государство и  законы. Вселенная,

согласно Сенеке, естественное государство со своими естественными правами,

признание которых – является необходимым. Членами этого государства по закону

природы являются все  люди независимо от того, признают они  это или нет.

Отдельные государственные  образования и их установление –  случайны и значимы

не для всего  человеческого рода, а лишь для  ограниченного числа людей.

Существенный вклад  в развитие юридических представлений  о правах человека

внесли римские  юристы. Большое значение имели разработанные  ими положения о

субъекте права, о  правовых статусах людей, о свободе  людей по естественному

праву, о делении  права на частное и публичное, о справедливом и

несправедливом праве и т.д.

Опираясь на источники  действующего права, римские юристы в своей трактовке

прав индивидов  использовали сложившиеся правовые нормы в духе их соответствия

требованиям справедливости и в случае коллизий изменяли старую норму с учетом

новых представлений  о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность

римских юристов  обеспечивала взаимосвязь различных  источников права и

содействовала сочетанию  стабильности и гибкости в развитии и обновлении

юридической конструкции  прав индивида как основного субъекта права.

Романист Т. Кипп писал: “Ни одно из самых блестящих положений римского права не

обеспечивало за ним в такой мере право на бессмертие, как его отношение к

справедливости. Справедливость есть прежде всего нравственное понятие,

означающее справедливость, правильность. Представляя с субъективной стороны

лишь известную  добродетель, в то же время определяла содержание норм”

[3].

Таким образом, римская  юриспруденция, распространяя на государство (как

объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права,

трактовала взаимосвязи  государства и личности как правоотношения.

Античные идеи свободы  и равенства людей были восприняты и развиты светскими и

религиозными мыслителями  средневековья.

“Ряд средневековых  мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, и д.р.)

защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом

отношении антикрепостническая  позиция известного французского юриста 13 в.

Бомануара, утверждавшего, что “каждый человек свободен”, и стремившегося к

конкретизации данной идеи в своих юридических построениях”.

Новое звучание и  смысл античные идеи естественноправового равенства и свободы

всех людей получили в христианстве.

Зародившись в эпоху  рабовладения, христианство выступило  как религия свободы

и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных  понятий прав

человека. Согласно христианству, все люди равны как  “дети Божии”. Это

всеобщее равенство  сочетается в христианстве с всеобщей свободой. “Закон

Христов есть закон  совершенный, закон свободы, ибо  дан не рабам, но детям

Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в

них любовью Христовой” (Иак., 1, 25).

Новозаветные идеи получили углубленную разработку и  развитие в политико-

правовых учениях  ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и

д.р.).

В духе античных естественноправовых идей Фома Аквинский утверждал что, цель

государства – это  “общее благо” его членов, обеспечение  условий для их

достойной жизни. При  этом он противопоставлял политическую монархию тирании и

обосновывал право  народа на свержение тиранического  строя.

Возникшая в древности  идея всеобщего равенства людей  не прекрактила своего

существования в  средние века, она продолжала развиваться  с различных позиций,

в разных формах и  направлениях, в творчестве светских и религиозных авторов.

Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в трудах мыслителей Нового

времени. Юридическое  мировоззрение нового восходящего  строя утверждало новые

представления о  свободе человека посредством господства режима права и в

частных, и в публично-политических отношениях.

Новая рационалистическая теория прав человека была разработана  в трудах Г.

Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других

мыслителей. Своей  критикой феодального строя и  обоснованием новых концепций о

правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях

между индивидом  и государством эта теория внесла большой вклад в формирование

нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных

революций и юридическое  закрепление их результатов.

Важным элементом  этого процесса стала концепция  общественного договора как

источника происхождения  и правовой основы деятельности государства.

Разрабатывая договорную концепцию государства, Г. Гроций писал: “Государство

есть совершенный  союз свободных людей, заключенный  ради соблюдения права и

общей пользы”[4]. С  таким пониманием

государства, содержавшим  идею правовой государственности, связано (у Гроция и

ряда последующих  мыслителей) и положение о естественном человеческом праве

оказывать сопротивление  насилию властей, нарушающих условия  общественного

договора.

Развивая естественноправовые воззрения и договорную концепцию государства, Б.

Спиноза отмечал, что  “цель государства в действительности есть свобода”

[5]. Он подчеркивал,  что “естественное право каждого  в гражданском состоянии

не прекращается”[6], поскольку и в

естественном, и в  гражданском состоянии человек  действует по законам своей

природы, побуждается  страхом или надеждой. Полное лишение  людей их естественных

прав привело бы к тирании.

Последовательная  либеральная доктрина неотчуждаемых  естественных прав и

свобод человека на основе идей господства права, правовой организации

государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была

разработана Д. Локком.

Большим достоинством локковского учения о правах человека является анализ

необходимой внутренней связи между свободой и законом. “Несмотря на

всевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью закона является не

уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. .Там, где нет

законов, там нет  и свободы”[7].

Общественный договор  – это, по Локку, постоянно действующий  фактор

политической жизни, договорные отношения народа с политической властью –

непрерывный процесс, протекающий в соответствии с  принципом согласия

индивидов и народа в целом с действием властей.

Права и свободы  человека и гражданина, провозглашенные  во французской

Декларации 1789 г., приобрели  общемировое звучание и стали  императивами

обновления и гуманизации  общественных и государственных порядков.

Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта  в области прав и

свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и

принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г.,

Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала  огромное влияние

на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное

признание и защиту прав человека, и гражданина. Все  последующее развитие

теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой

государственности, господства права так или иначе испытывало и продолжает

испытывать на себе позитивное влияние этого исторического  документа.

Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и

гражданина 1789 г. оказали  на взгляды передовых мыслителей тех стран

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина