Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью.». Это говорит о том, что Россия является правовым
государством, одним из важнейших признаков такого государства является
выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей
ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности
такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней
на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

Содержание

Введение.
Глава 1. Становление прав и свобод человека.
1. Понятие и сущность прав и свобод.
2. Историческое развитие прав и свобод.
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.
1. Основные и иные права человека и гражданина.
2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.
3. Международная защита прав и свобод человека.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.25 Кб (Скачать)

(Германии, России, других  стран Восточной Европы), которым  еще предстояли

прогрессивные буржуазные преобразования.

Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и

революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции  естественно-

правовые идеи о  равенстве всех людей, о неотчуждаемых  правах и свободах

человека постепенно получили распространение в царской  России.

Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев. Эти идеи он

использовал для  критики российского самодержавия и крепостничества. С

естественно-правовых позиций он развивал представления  о свободе и равенстве

всех людей в  естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о

неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу

мысли и слова, о  суверенитете народа и его праве  свергнуть несправедливый строй

[8].

Свобода личности была основной и главной проблемой  всего творчества Н.А.

Бердяева. Себя он называл  “сыном свободы” и говорил: “Я основывал  свое дело на

свободе”[9].Данную тему, а вместе сней и

вопросы прав и свобод личности Бердяев освещал с позиций  разработанной им

оригинальной философской  концепции христианского персонализма.

В своем учении о  свободе человека он отличает личность от индивида. “Личность, -

говорит автор, - есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к

обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое

самоутверждение, а  как раз наоборот. Персонализм  не означает эгоцентрической

изоляции. Личность в человеке есть его независимость  по отношению к

материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем

личность есть универсум, она наполняется универсальным  содержанием”

[10]. Личность не  готовая данность, а задание, идеал  человека, она

самосоздается.

Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно лишь

признать свободу  человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку

как духовному существу, а недана ему какой-то внешней властью. “Эта основная

истина о свободе, - отмечает Бердяев, - находила свое отражение  в учении о

естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе

не только как  о свободе в обществе, но и свободе  от общества, безграничного в

своих притязаниях. Бенжамен Констан видел в этом отличие понимания свободы в

христианский период истории от понимания ее в античном греко-римском мире”

[11].

Из вышесказанного в данной главе следуют следующие  выводы, права человека

формировались из многократно  воспроизводимых актов деятельности людей,

повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой

деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями,

неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет

притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и

духовных), получению  которых должны содействовать общество и государство.

Объем этих благ и  условий исторически всегда определялся  положением индивида

в классовой структуре  общества, в системе материального  производства. Эти

блага условно могут  быть названы правами человека. Такая  условность

определяется резкой поляризацией общества на различных  этапах его развития

(рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская,  азиатская и

д.р.), которые не давали возможности правам человека обрести  признак

универсальности на основе принципов свободы и формального  равенства, получить

современное звучание.

Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках  до н. э. в древних

полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства  были крупным шагом на

пути движения к  прогрессу и свободе. Неравномерность  распределения прав

человека между  различными классовыми и сословными структурами, а то и полное

их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для  тех этапов

общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла  другие качества

правам человека, распространяла их на более широкий  круг субъектов. И

происходило это  в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее

расширение и обогащение.

Процесс исторического  творчества человека в значительной мере зависит от

объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага,

обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий,

отношений людей  в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была

предметом острых классовых  битв, которые велись за обладанием правами, за

расширение прав, фиксировавших статус человека в  обществе. И каждая ступень

развития общества была шагом на пути обретения и  расширения свободы. История

показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания  и защиты прав и

свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный

с отстаиванием такой  великой ценности, как свобода  и права человека.

     Глава  2. Виды прав и свобод. Защита  прав и свобод.

1.     Основные  и иные права человека и  гражданина.

     Прежде  всего, необходимо внести ясность  в понятие “основные”,

“конституционные” и иные права человека. Отсутствие точных формулировок в ряде

конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Однако основные права личности –

это и есть конституционные  права. Такая трактовка вытекает, например, из

сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в

Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться, как отрицание или

умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с

тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что  позволяет

подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер

(принадлежность  от рождения).

Основные права  являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна,

входе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале 20-го

века в результате долгих споров о понятии субъективного  права вообще и

основных прав образовалось новое понимание основных прав как  субъективных, и

гражданин получил  возможность ссылаться на них  перед лицом властных структур.

Основные права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные  и другие

права, неотчуждаемы – отказ от них юридически недействителен. Производные от

основных, “другие” права, например право собственности на определенную вещь,

отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., но это не ущемляет

основного права  человека иметь в собственности  имущество.

Основные права  и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере,

предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ  конституционного

строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц,

обеспечения обороны  страны и безопасности государства (ч. 3 ст.55.

Конституции РФ). Некоторые права могут быть ограничены в случае

злоупотребления ими, например право на объединение – запретом создания и

деятельности общественных объединений, цели или действия которых  направлены

на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание

социальной, рассовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч. 5. ст. 13.

Конституции РФ).

В специальной литературе стало обычным рассматривать  конституционные права как

основные. Это нашло  выражение в Веймарской конституции, было воспринято

Основным Законом  ФРГ, а затем рядом новых  европейских  конституций. “Какое бы

обозначение ни выбиралось, речь по существу, всегда идет о тех  правах, которые

являются фундаментальными для обеспечения правового статуса  человека и

гражданина и которые  поэтому получают гарантии в основных законах государства”

[12].

Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

предусматривает возможность  человека обратиться в Европейский  суд для защиты

нарушенного права  на условиях исчерпанности всех внутригосударственных

средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.

Часть 2 статья 11 Европейской  конвенции о защите прав человека и основных

свобод гласит: “Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям,

кроме тех, которые  предусмотрены законом и необходимы в демократическом

обществе в интересах  государственной безопасности и  общественного

спокойствия, в целях  предотвращения беспорядков и преступлений, защиты

здоровья и нравственности или защиты прав исвобод других лиц”.

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за

пределы каждого  отдельного государства, возникла необходимость  в создании

универсальных международно-правовых стандартов, которые так же являются

основными правами  человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших

международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и

интересов личности, определивших ту планку, ниже которой  государство не может

опускаться.

2.      Система  механизмов обеспечения и защиты

прав и свобод.

Конституционная обязанность  государства соблюдать и защищать права и свободы

человека и гражданина состоит в создании условий для  их реализации и

механизма для их защиты. Обеспечение таких условий  и защита прав и свобод

человека и гражданина входят в функции всех органов  государственной власти и

органов местного самоуправления.

Особую роль в  защите прав и свобод от нарушения  органами государственной

власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют

органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и  орган, который занимается

только данной проблемой  – Уполномоченный по правам человека. Однако

деятельность Уполномоченного  по правам человека не исключает необходимости

быстрейшего полного  исполнения конституционного положения  о создании системы

административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые  и

беспристрастные административные суды – необходимое средство для  укрепления

законности в деятельности государственных органов управления.

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина