Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:33, курсовая работа
В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью.». Это говорит о том, что Россия является правовым
государством, одним из важнейших признаков такого государства является
выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей
ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности
такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней
на более низкой ступени и не могут ей противоречить.
Введение.
Глава 1. Становление прав и свобод человека.
1. Понятие и сущность прав и свобод.
2. Историческое развитие прав и свобод.
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.
1. Основные и иные права человека и гражданина.
2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.
3. Международная защита прав и свобод человека.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
(Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли
прогрессивные буржуазные преобразования.
Под заметным влиянием
передовой европейской
революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-
правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах
человека постепенно получили распространение в царской России.
Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев. Эти идеи он
использовал для
критики российского
естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве
всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о
неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу
мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй
[8].
Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества Н.А.
Бердяева. Себя он называл “сыном свободы” и говорил: “Я основывал свое дело на
свободе”[9].Данную тему, а вместе сней и
вопросы прав и свобод личности Бердяев освещал с позиций разработанной им
оригинальной философской
концепции христианского
В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида. “Личность, -
говорит автор, - есть
свобода и независимость
обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое
самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает эгоцентрической
изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к
материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем
личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием”
[10]. Личность не готовая данность, а задание, идеал человека, она
самосоздается.
Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно лишь
признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку
как духовному существу, а недана ему какой-то внешней властью. “Эта основная
истина о свободе, - отмечает Бердяев, - находила свое отражение в учении о
естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе
не только как о свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в
своих притязаниях. Бенжамен Констан видел в этом отличие понимания свободы в
христианский период истории от понимания ее в античном греко-римском мире”
[11].
Из вышесказанного в данной главе следуют следующие выводы, права человека
формировались из многократно
воспроизводимых актов
повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой
деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями,
неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет
притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и
духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.
Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида
в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти
блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность
определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития
(рабовладение, феодализм),
своеобразием цивилизаций (
д.р.), которые не давали возможности правам человека обрести признак
универсальности на
основе принципов свободы и
современное звучание.
Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних
полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на
пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав
человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное
их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов
общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качества
правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И
происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее
расширение и обогащение.
Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от
объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага,
обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий,
отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была
предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за
расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень
развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История
показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и
свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный
с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.
1. Основные и иные права человека и гражданина.
Прежде
всего, необходимо внести
“конституционные” и иные права человека. Отсутствие точных формулировок в ряде
конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Однако основные права личности –
это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из
сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в
Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться, как отрицание или
умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с
тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет
подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер
(принадлежность от рождения).
Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна,
входе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале 20-го
века в результате долгих споров о понятии субъективного права вообще и
основных прав образовалось новое понимание основных прав как субъективных, и
гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур.
Основные права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные и другие
права, неотчуждаемы – отказ от них юридически недействителен. Производные от
основных, “другие” права, например право собственности на определенную вещь,
отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., но это не ущемляет
основного права человека иметь в собственности имущество.
Основные права и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере,
предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст.55.
Конституции РФ). Некоторые права могут быть ограничены в случае
злоупотребления ими, например право на объединение – запретом создания и
деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены
на насильственное
изменение основ
социальной, рассовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч. 5. ст. 13.
Конституции РФ).
В специальной литературе стало обычным рассматривать конституционные права как
основные. Это нашло выражение в Веймарской конституции, было воспринято
Основным Законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций. “Какое бы
обозначение ни выбиралось, речь по существу, всегда идет о тех правах, которые
являются фундаментальными
для обеспечения правового
гражданина и которые поэтому получают гарантии в основных законах государства”
[12].
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд для защиты
нарушенного права на условиях исчерпанности всех внутригосударственных
средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.
Часть 2 статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных
свобод гласит: “Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям,
кроме тех, которые
предусмотрены законом и
обществе в интересах государственной безопасности и общественного
спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты
здоровья и нравственности или защиты прав исвобод других лиц”.
В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за
пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании
универсальных международно-правовых стандартов, которые так же являются
основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших
международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и
интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может
опускаться.
2. Система
механизмов обеспечения и
прав и свобод.
Конституционная обязанность
государства соблюдать и
человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и
механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод
человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и
органов местного самоуправления.
Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной
власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют
органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается
только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако
деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости
быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы
административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и
беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления
законности в деятельности
государственных органов