Права и свобода гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие теории прав человека.
Данная цель определила постановку и решение следующих исследовательских задач:
• Понятия прав человека;
• Различие прав человека и гражданина;
• Исследовать сущность конституционных гарантий.

Содержание

Введение……………………...……………………………………………..3
1. Понятие прав человека......………………………………….5
2. Права и свободы человека и гражданина. Юридические обязанности………………………………………………………………14
3. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………….……….35
Список литературы……………………………………………..………..37

Работа содержит 1 файл

Права человека.docx

— 62.52 Кб (Скачать)

Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые другие.

Экологические права - это  права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или  его имуществу экологическими правонарушениями.

Права человека носят характер индивидуального права. Однако существует и коллективное право. Субъекты его  разнообразны. Это семьи, производственные коллективы, сексуальные или национальные меньшинства и т.д. В последнее  десятилетие в связи с активизацией националистических движений особую остроту  приобрел вопрос о соотношении прав народов (наций) на самоопределение  с основополагающими правами  человека. Права человека и права  народов призваны взаимно дополнять  друг друга. Причем права человека являются в этом взаимоотношении основополагающими, имеют более высокий ценностный статус. Без их соблюдения права  народа остаются для самих составляющих его граждан иллюзией, используемой власть имущими в своих корыстных  целях. Как отмечено в итоговом документе  Московского заседания Конференции  по человеческому измерению ОВСЕ в 1991 г., обеспечение соблюдения прав человека выше принципа невмешательства  во внутренние дела отдельных государств.

Право наций на самоопределение  призвано создавать государственно-правовые гарантии для уважения прав человека и учета в политике специфических  этнических, лингвистических, религиозных  и других коллективных интересов. При  соблюдении прав человека и создании прочных политических и иных гарантий учета особых интересов этнических общностей, их право на суверенитет  и государственную независимость  в современных условиях растущей интеграции и взаимозависимости  народов во многом утрачивает смысл. Права человека чрезвычайно разнообразны. Выражая общечеловеческие ценности, они учитывают и специфику  отдельных общественных групп, например детей, беженцев, заключенных и т.д. Права человека становятся реальностью  лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей.

Пока еще не все государства  мира признают права человека. Некоторые  политики и теоретики утверждают в частности, что они соответствуют  лишь реальностям основанного на индивидуализме западного общества и неприменимы ко многим странам  третьего мира, в которых преобладают  коллективистские отношения между  людьми и господствуют иные нравственные ценности. С этим аргументом можно  согласиться лишь отчасти. Опыт человечества свидетельствует, что экономическое  и социальное развитие стран влечет за собой и рост самосознания и  индивидуальности человека, его стремление к свободе и уважению человеческого  достоинства, т.е. к соблюдению прав человека. Последнее, в свою очередь, способствуя раскрепощению и  самореализации личности, стимулирует  общественный прогресс. Поэтому учитывающая  национальные реальности все более  полная реализация прав личности - общая  задача человечества.

Универсальная применимость концепции прав человека нередко  ставится под сомнение с помощью  ссылок на разрушительные последствия, которые может вызвать их признание  государством в условиях массового  распространения голода, нищеты, болезней и неграмотности или же в остроконфликтных ситуациях. В таких случаях предоставление свободы действий всем общественным группам якобы может иметь  целый ряд негативных для большинства  населения последствий: дестабилизировать  общество и привести его в хаотическое  состояние, препятствовать концентрации усилий на решении наиболее острых общественных проблем, способствовать установлению неограниченного господства наиболее сплоченных и влиятельных  групп. Поэтому в слаборазвитых  и остроконфликтных странах наиболее эффективной и целесообразной для  всего народа формой правления может  быть лишь сильная авторитарная власть, предоставляющая права гражданам  лишь в ограниченном виде и по своему усмотрению.

Конечно, не существует правил без исключений. В чрезвычайных ситуациях  государство вправе ограничивать свободу  граждан. Однако такие ситуации обычно недолговечны. В нормальных условиях даже в слаборазвитых и остроконфликтных странах права человека выступают  важнейшей гарантией против злоупотреблений  власти, условием нахождения общественного  согласия, налаживания мирных отношений  и сотрудничества с другими странами.

В масштабах всего мирового сообщества соблюдение прав человека - важнейшая гарантия построения международных  отношений на подлинно гуманистических, нравственных началах, сохранения и  упрочения мира. Уважение прав личности способствует укреплению доверия между  народами, создает благоприятную  атмосферу для разносторонних человеческих контактов и сотрудничества, вносит в международные отношения нравственное начало. Без общей гуманистической  ценностной и правовой базы, создаваемой  уважением прав человека, невозможно сближение народов, их интеграция.

Обеспечение прав каждому  человеку, независимо от государственных, национальных, расовых и других различий, - путь к космической разумности и нравственности человечества. На протяжении всей человеческой истории  разум и нравственность характеризовали  в большей степени отдельных  людей, чем человечество в целом. Об этом убедительно свидетельствуют, например, многочисленные разрушительные войны, бездумное, варварское обращение  с природой и т.д. Уважение прав каждого  представителя человеческого рода может послужить исходным принципом  построения земной цивилизации на началах  разума и гуманизма. Оно позволяет  личности быть сознательным и свободным  творцом своей собственной частной  и общественной жизни, безболезненно  и конструктивно разрешать конфликты, вытекающие из неизбежного несовпадения интересов, мнений и ценностных ориентаций людей, предотвращать злоупотребления  властью и ставить ее на службу человеку и человечеству.

Права и свободы  человека и гражданина. Юридические  обязанности.

Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством».

 «Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их».

При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:

1) все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства;

2) свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть-абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы;

3) границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

4) часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;

5) ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Свободы пришли в международное право из государственного, национального права и, закрепившись в нем, стали общеобязательным международным стандартом. Начиная с Устава ООН (1945 г.) в международно-правовых актах в области защиты прав человека утвердилась двуединая формула «права человека и основные свободы». Всеобщая декларация прав человека заявила, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами», закрепленными в ней.

Со временем число признаваемых свобод индивидов расширялось. Стало  принятым подразделять их на личные (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, свобода совести, убеждений, мысли и др.) и политические (свобода слова, печати, собраний, митингов, демонстраций и др.).

Свободы народов, как естественные и неотъемлемые права, в основном стали признаваться значительно  позже свобод индивидов. Однако уже  конституционные акты XVIII в. записали основную свободу народа — быть хозяином своей судьбы, признав верховенство его суверенитета над любым другим.

В международном праве  свободы как индивидов, так и  народов стали признаваться практически одновременно — с принятием Устава ООН. При этом, в отличие от свобод индивидов, такие свободы народов, как право на самоопределение и свобода распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не пришли в международное право из сферы национального права, а непосредственно стали результатом политического взаимодействия и международного правотворчества государств на глобальном уровне.

Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет  личные и политические свободы, и  свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы.

Термин «свобода» употребляется  в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.

 «Права человека - понятие,  характеризующее правовой статус  человека по отношению к государству,  его возможности и притязания  в экономической, социальной, политической  и культурной сферах».

Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения  социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Конкретизируется он в понимании соотношения социальной действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности. В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека.

Согласно первому подходу, права человека и гражданина —  это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие  от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.

Второй подход — позитивистский — исходит из того, что права  человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.

Каждый из этих подходов отражает фактическое положение  дел, но страдает односторонностью. Институт прав и свобод в его естественно-правовой трактовке обязывает государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права человека, как права на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на личную неприкосновенность, свободу, и др. Однако существуют и такие права, которые получают реальное воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные и материальные права.

К настоящему времени в  международном праве оформилась целая отрасли, посвященная правам человека - международное гуманитарное право. «Права человека в международном праве (Human Rights)  – совокупность прав, регулируемых системой норм и принципов, направленной на обеспечение прав и свобод индивида, групп индивидов и народов в государствах. Их формулирование, закрепление и претворение в жизнь осуществляются путем заключения международных договоров».

Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека не является международным договором, весьма широкое распространение получило мнение, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.

Правам человека присущи  следующие признаки:

  • они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;
  • складываются объективно и не зависят от государственного признания;
  • принадлежат индивиду от рождения;
  • являются непосредственно действующими;
  • имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);
  • признаются высшей социальной ценностью;
  • выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
  • представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;
  • их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Информация о работе Права и свобода гражданина