Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:51, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие теории прав человека.
Данная цель определила постановку и решение следующих исследовательских задач:
• Понятия прав человека;
• Различие прав человека и гражданина;
• Исследовать сущность конституционных гарантий.
Введение……………………...……………………………………………..3
1. Понятие прав человека......………………………………….5
2. Права и свободы человека и гражданина. Юридические обязанности………………………………………………………………14
3. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………….……….35
Список литературы……………………………………………..………..37
Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые другие.
Экологические права - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.
Права человека носят характер
индивидуального права. Однако существует
и коллективное право. Субъекты его
разнообразны. Это семьи, производственные
коллективы, сексуальные или национальные
меньшинства и т.д. В последнее
десятилетие в связи с
Право наций на самоопределение
призвано создавать государственно-
Пока еще не все государства мира признают права человека. Некоторые политики и теоретики утверждают в частности, что они соответствуют лишь реальностям основанного на индивидуализме западного общества и неприменимы ко многим странам третьего мира, в которых преобладают коллективистские отношения между людьми и господствуют иные нравственные ценности. С этим аргументом можно согласиться лишь отчасти. Опыт человечества свидетельствует, что экономическое и социальное развитие стран влечет за собой и рост самосознания и индивидуальности человека, его стремление к свободе и уважению человеческого достоинства, т.е. к соблюдению прав человека. Последнее, в свою очередь, способствуя раскрепощению и самореализации личности, стимулирует общественный прогресс. Поэтому учитывающая национальные реальности все более полная реализация прав личности - общая задача человечества.
Универсальная применимость
концепции прав человека нередко
ставится под сомнение с помощью
ссылок на разрушительные последствия,
которые может вызвать их признание
государством в условиях массового
распространения голода, нищеты, болезней
и неграмотности или же в остроконфликтных
ситуациях. В таких случаях предоставление
свободы действий всем общественным
группам якобы может иметь
целый ряд негативных для большинства
населения последствий: дестабилизировать
общество и привести его в хаотическое
состояние, препятствовать концентрации
усилий на решении наиболее острых
общественных проблем, способствовать
установлению неограниченного господства
наиболее сплоченных и влиятельных
групп. Поэтому в слаборазвитых
и остроконфликтных странах наиболее
эффективной и целесообразной для
всего народа формой правления может
быть лишь сильная авторитарная власть,
предоставляющая права
Конечно, не существует правил
без исключений. В чрезвычайных ситуациях
государство вправе ограничивать свободу
граждан. Однако такие ситуации обычно
недолговечны. В нормальных условиях
даже в слаборазвитых и
В масштабах всего мирового
сообщества соблюдение прав человека
- важнейшая гарантия построения международных
отношений на подлинно гуманистических,
нравственных началах, сохранения и
упрочения мира. Уважение прав личности
способствует укреплению доверия между
народами, создает благоприятную
атмосферу для разносторонних человеческих
контактов и сотрудничества, вносит
в международные отношения
Обеспечение прав каждому
человеку, независимо от государственных,
национальных, расовых и других различий,
- путь к космической разумности
и нравственности человечества. На
протяжении всей человеческой истории
разум и нравственность характеризовали
в большей степени отдельных
людей, чем человечество в целом.
Об этом убедительно свидетельствуют,
например, многочисленные разрушительные
войны, бездумное, варварское обращение
с природой и т.д. Уважение прав каждого
представителя человеческого
Права и свободы человека и гражданина. Юридические обязанности.
Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством».
«Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их».
При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:
1) все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства;
2) свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть-абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы;
3) границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;
4) часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;
5) ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
Свободы пришли в международное право из государственного, национального права и, закрепившись в нем, стали общеобязательным международным стандартом. Начиная с Устава ООН (1945 г.) в международно-правовых актах в области защиты прав человека утвердилась двуединая формула «права человека и основные свободы». Всеобщая декларация прав человека заявила, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами», закрепленными в ней.
Со временем число признаваемых свобод индивидов расширялось. Стало принятым подразделять их на личные (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, свобода совести, убеждений, мысли и др.) и политические (свобода слова, печати, собраний, митингов, демонстраций и др.).
Свободы народов, как естественные и неотъемлемые права, в основном стали признаваться значительно позже свобод индивидов. Однако уже конституционные акты XVIII в. записали основную свободу народа — быть хозяином своей судьбы, признав верховенство его суверенитета над любым другим.
В международном праве свободы как индивидов, так и народов стали признаваться практически одновременно — с принятием Устава ООН. При этом, в отличие от свобод индивидов, такие свободы народов, как право на самоопределение и свобода распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не пришли в международное право из сферы национального права, а непосредственно стали результатом политического взаимодействия и международного правотворчества государств на глобальном уровне.
Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы.
Термин «свобода»
«Права человека - понятие,
характеризующее правовой
Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Конкретизируется он в понимании соотношения социальной действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности. В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека.
Согласно первому подходу, права человека и гражданина — это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.
Второй подход — позитивистский — исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.
Каждый из этих подходов отражает фактическое положение дел, но страдает односторонностью. Институт прав и свобод в его естественно-правовой трактовке обязывает государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права человека, как права на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на личную неприкосновенность, свободу, и др. Однако существуют и такие права, которые получают реальное воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные и материальные права.
К настоящему времени в международном праве оформилась целая отрасли, посвященная правам человека - международное гуманитарное право. «Права человека в международном праве (Human Rights) – совокупность прав, регулируемых системой норм и принципов, направленной на обеспечение прав и свобод индивида, групп индивидов и народов в государствах. Их формулирование, закрепление и претворение в жизнь осуществляются путем заключения международных договоров».
Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека не является международным договором, весьма широкое распространение получило мнение, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.
Правам человека присущи следующие признаки: