Права и свобода гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие теории прав человека.
Данная цель определила постановку и решение следующих исследовательских задач:
• Понятия прав человека;
• Различие прав человека и гражданина;
• Исследовать сущность конституционных гарантий.

Содержание

Введение……………………...……………………………………………..3
1. Понятие прав человека......………………………………….5
2. Права и свободы человека и гражданина. Юридические обязанности………………………………………………………………14
3. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………….……….35
Список литературы……………………………………………..………..37

Работа содержит 1 файл

Права человека.docx

— 62.52 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………...……………………………………………..3

  1. Понятие прав человека......………………………………….5
  2. Права и свободы человека и гражданина. Юридические обязанности………………………………………………………………14
  3. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………….……….35

Список литературы……………………………………………..………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  проблемы исследования. В последнее десятилетие в российском общественном сознании прочно утвердилась идея прав человека, что закономерно связано с общими процессами демократизации страны в эти годы. О правах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех на слуху, активно обсуждаются на всех уровнях – от президента до рядовых граждан. Тема прав человека как одна из наиболее злободневных и «модных» не сходит со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, неизменно присутствует в речах государственных деятелей, политических лидеров, парламентариев, в докладах участников различных научных конференций. В российском общественном сознании, как и во всем мире, идея прав человека утвердилась как важнейшая гуманистическая ценность и неотъемлемый элемент демократии.

При любом демократическом  устройстве права и свободы граждан  представляют собой важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом  достижений данного общества, его  «визитной карточкой», показателем  зрелости, цивилизованности. Он служит средством доступа личности к  духовным и материальным благам, механизмам власти, реализации своих интересов, волеизъявления. В то же время это  – непременное условие совершенствования  самого индивида, упрочения его статуса, достоинства, независимости, «суверенности».

Целью данной работы является раскрытие теории прав человека. 

Данная цель определила постановку и решение следующих исследовательских  задач:

    • Понятия прав человека;
    • Различие прав человека и гражданина;
    • Исследовать сущность конституционных гарантий.

Объектом в  данной курсовой является теории прав человека. Предметом является права и свободы человека и гражданина.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, библиографии.

В первой главе рассматривается  общее понятие прав человека. Во второй главе раскрывается права  и свободы человека и гражданина и их юридические обязанности. В  третьей главе описаны гарантии прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие прав человека

Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).

Права человека – это  ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляются с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это - собственно права).

Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. Права человека представляют собой  один из способов трактовки и практического  решения вопроса взаимоотношений  человека и той общности, в которой  он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они  утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.

Возможны четыре основных способа взаимоотношений индивидов  с властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуалистический и партиципаторный (участия). Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит  из отождествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над .частью и полного подчинения индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку  индивид рассматривается здесь  как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном  механизме, управляемый из центра.

Патриархальный тип взаимоотношений  индивида и власти предполагает сложную  иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные  сословия и группы, низшие из которых  политически бесправны, высшие же обладают максимальными властными полномочиями, главным источником и распределителем  которых является авторитарный правитель (монарх, диктатор и т.п.), венчающий  пирамиду власти. (Более подробно проблемы авторитарной и тоталитарной власти рассматриваются в гл. 10.)

Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в  отношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная  личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе  и самого государства. Последнее  является результатом соглашения, договора свободных индивидов. Оно подконтрольно  народу и призвано выполнять лишь строго ограниченные функции - обеспечение  безопасности и свободы граждан, поддержание общественного порядка, некоторые другие.

Взаимоотношения индивида и  власти во внеполитических сферах и  пути утверждения в них свободы  и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проблема прав человека ставится главным образом в форме ограждающих от посягательств власти прав, т. е. узко и ограниченно.

В современной политической науке преобладает третий, пар-тиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и  не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать  государство и подчиняться ему  в определенных вопросах, а исходит  из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усматривается  не только и не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства  в целях создания наилучших условий  свободного существования и развития личности.

Все четыре рассмотренных  выше способа взаимоотношений индивида и власти в большей или меньшей  степени представлены в истории  человечества. Они составляют ту систему  координат, в которой осознается и оценивается сама проблема прав человека.

На заре человечества в  условиях родоплеменного строя проблема прав человека не стояла и не могла  стоять, так как в то время не было отчужденной от индивидов власти, а значит и необходимости утверждать и защищать во властных отношениях ценность личности, ее свободу. Кроме  того, "средний" человек догосударственной  и раннегосударственной эпохи еще  не обладал развитым самосознанием  и индивидуальностью, руководствовался в отношениях с государством прежде всего вековыми традициями, не отделял  себя от рода, общины, селения и государства, обычно с покорностью воспринимал  свое положение в общественной иерархии, даже если это было положение раба.

Само возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с  развитием общества, государства  и человеческой индивидуальности. Не случайно впервые идеи прав личности возникают лишь у немногих материально обеспеченных мыслителей, обладающих развитым самосознанием и чувством собственного достоинства. Исторически первой формой осмысления и утверждения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э.

Впервые эти идеи встречаются  у древнегреческих философов-софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI-V вв. до н.э. Они утверждали, что  все люди равны от рождения и имеют  одинаковые, обусловленные природой права. Само же государство Ликофрон трактовал как результат общественного  договора. Идею договорного происхождения  государства и равенства всех людей перед небом отстаивал  в V в. до н.э. китайский философ Мо-Цзы.

В наши дни для большинства  стран права человека являются высшей ценностью, признанной мировым сообществом. Сам термин "права человека" употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В  узком значении - это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного закрепления и государственных  границ. К ним относятся равенство  всех людей перед законом, право  на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного  ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление  угнетателям и др. В широком  значении права человека включают весь обширнейший комплекс прав и свобод личности, их различные виды.

Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление  всех прав на негативные (свободы) и  позитивные. Такое разграничение  прав основано на различении в них  негативного и позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода понимается как  отсутствие принуждения, ограничений  по отношению к личности, возможность  действовать по своему усмотрению, в позитивном - как свобода выбора, а главное, как способность человека к достижению поставленных целей, проявлению способностей и индивидуальному развитию в целом.

В соответствии с таким  пониманием свободы негативные права  определяют обязанности государства  и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению  к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу  вмешательств и ограничений. Эти  права считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит  от ресурсов государства, -уровня социально-экономического развития страны. Негативные права  составляют фундамент индивидуальной свободы. Почти все либеральные  права имеют характер негативного  права.

В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют  обязанности государства, лиц и  организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права  носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный  уровень жизни и т.п. Реализовать  эти права гораздо труднее, чем  права негативные, так как ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждому  гражданину. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у  государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит  от богатства страны и демократичности  ее политической системы. В случае ограниченности ресурсов позитивные права могут  гарантировать гражданам лишь "равенство  в нищете", как это имело  место во многих странах административного  социализма.

Более конкретной и широко распространенной классификацией прав личности по сравнению с их делением на негативные и позитивные является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные (в узком значении этого  слова), культурные и экологические.

Гражданские (личные) права - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие  в основном характер негативного  права. Эти права позволяют человеку сохранять индивидуальность, быть самим  собой в отношениях с другими  людьми и государством. К гражданским  правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго  имени, на справедливый, независимый  и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места  жительства, в том числе право  покидать любое государство, включая  собственное, и возвращаться в свою страну, и др.

Политические права определяют возможности активного участия  граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним  относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода  печати, радио и телевидения, свобода  совести и некоторые другие.

Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силой

Социальные права призваны обеспечить материальные условия свободы и достойную жизнь каждому человеку. Их специфика состоит прежде всего в том, что реализация этой группы прав большинством населения еще не полностью обеспечивается конституционным закреплением и государственной охраной, а требует создания целого комплекса материальных благ.

Информация о работе Права и свобода гражданина