Права и обязанности граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:52, реферат

Описание работы

За гражданами РСФСР закреплялись следующие права:

•свобода совести (церковь отделяется от государства и школа от церкви);
•свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды;
•свобода слова и печати;
•свобода собраний (предоставление в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением);
•свобода объединения в различные союзы;
•предоставление полного, всестороннего, бесплатного образования;
•установление равных прав для граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности.
•право избирать и быть избранным в Советы.
РСФСР лишает прав тех, кто пользуется ими в ущерб интересам социалистической революции.

Работа содержит 1 файл

9.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

11. «Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству – Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» (ст.7).

    .Организация центральной власти.

Высшим органом  власти Конституция провозглашала  Всероссийский съезд Советов  рабочих, солдатских крестьянских и  казачьих депутатов. Съезд избирал  ответственный перед ним Центральный Исполнительный Комитет. ВЦИК формировал Правительство РСФСР – Совет народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. ВЦИК и СНК имели как исполнительно-распорядительную, так и законодательную власть. Тем самым Советы отказались от принципа «разделения властей».

ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Он давал общее направление деятельности правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства. ВЦИК не реже 2 раз в год созывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет отчет о своей деятельности. Члены ВЦИК работают в народных комиссариатах или выполняют особые поручения ВЦИК.

СНК принадлежит общее  управление делами РСФСР. В осуществление  этой задачи он издает декреты, распоряжения и инструкции. О всех своих постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК, который мог отменить или приостановить любое из них. Члены СНК стоят во главе отдельных народных комиссариатов (всего 18). При каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется коллегия. Нарком вправе единолично принимать решения по вопросам, подлежащим ведению соответствующего комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара, коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в СНК или в Президиум ВЦИК. СНК всецело ответственен перед Всероссийским съездом Советов и ВЦИК. Наркомы и коллегии при них всецело ответственны  перед СНК и ВЦИК.

Ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК подлежат все вопросы общегосударственного значения, как-то:

  • утверждение, изменение и дополнение Конституции РСФСР;
  • общее руководство всей внутренней и внешней политикой РСФСР;
  • установление и изменение границ республики;
  • принятие в состав РСФСР новых сочленов и признание выхода отдельных ее частей;
  • административное разделение территории РСФСР;
  • сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира;
  • заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно финансовых соглашений;
  • утверждение бюджета РСФСР;
  • установление общегосударственных налогов и повинностей;
  • установление основ организации вооруженных сил;
  • общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство

    и т.д.

Исключительному ведению  Всероссийского съезда Советов подлежат:

  • утверждение, изменение и дополнение Конституции РСФСР;
  • ратификация мирных договоров.

    Организация власти на местах.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы депутатов, которые формировали свои исполнительные комитеты. Исполнительный комитет всецело ответственен перед избравшим его съездом Советов или Советом депутатов. В границах своего ведения съезд Советов являлся высшей властью, а в период между съездами такой властью являлся исполнительный комитет.

Областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, а также Советы депутатов обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов. Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов. Для выполнения возложенных на органы власти задач при Советах (городских и сельских) и исполнительных комитетах (областных, губернских, уездных и волостных) образуются соответствующие отделы во главе с заведующими отделами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12. Права и обязанности граждан.

    За гражданами РСФСР закреплялись следующие права:

  • свобода совести (церковь отделяется от государства и школа от церкви);
  • свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды;
  • свобода слова и печати;
  • свобода собраний (предоставление в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением);
  • свобода объединения в различные союзы;
  • предоставление полного, всестороннего, бесплатного образования;
  • установление равных прав для граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности.
  • право избирать и быть избранным в Советы.

    РСФСР лишает прав тех, кто пользуется ими в  ущерб интересам социалистической революции.

    Обязанности:

  • трудовая обязанность;
  • воинская повинность (право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые элементы возлагается отправление иных военных обязанностей).

Избирательное право.

      Избирательному  праву посвящен IV раздел Конституции РСФСР. Оно делилось на активное и пассивное (избирать и быть избранным).

      К выборам допускались граждане обоего пола, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, достигшие 18 лет:

  • все добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда;
  • солдаты Советской армии и флота;
  • граждане, входящие в вышеперечисленные категории, потерявшие трудоспособность.

    Часть населения  лишена избирательных прав:

  • лица, использующие наемный труд;
  • живущие на нетрудовой доход;
  • частные торговцы;
  • духовенство;
  • служащие и агенты бывшей полиции;
  • лица, призванные душевнобольными;
  • осужденные.

Выборы производятся согласно установившимся обычаям (тайно  или открыто) в дни, устанавливаемые местными Советами в присутствии избирательной комиссии и представителя местного Совета. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета. Весь материал по производству выборов поступает в соответственный Совет. Для проверки выборов Совет назначает мандатную комиссию, которая докладывает ему о результатах данной проверки. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы. В случае неправильности выборов в целом – вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом власти. Последней инстанции по кассации выборов является ВЦИК. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право в любое время отозвать его и произвести новые выборы. 
 
 
 

 13. В СССР всегда являлась многонациональной страной. Всего по стране насчитывалось 147 языков и диалектов, примерно столько же было и национальностей. I Мировая война и революция привели  к распаду Российской империи, что не могло не сказаться на взаимоотношениях между народами. Поэтому большевики должны были обращать самое пристальное внимание на национальный вопрос. Без его решения захват власти в стране был невозможен. Еще до 1917 года была разработана доктрина о праве наций на самоопределение, то есть нации и народы имели право и должны были сами определять, решать свою судьбу. Эта партийная доктрина уже фактически присутствует в Декрете о мире, принятом на II Съезде Советов. Декрет предлагал заключить справедливый демократический мир, то есть мир без аннексий и контрибуций, что означало по существу право наций на самоопределение. Под аннексией в Декрете понимался не только захват, но и удержание чужих земель, произведенные как во время войны, так и до нее в Европе и на других континентах.

      Партийная доктрина скоро стала партийно-государственной, так как была узаконена в начале ноября 1917 года Декларацией прав народов России. Право народов на самоопределение утверждалось и в ленинской Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой на III Съезде Советов (январь 1918 года). Декларация провозгласила, что Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, не устанавливая однако конкретных форм федерации советских национальных республик. Декларация вошла в первую советскую конституцию 1918 года. Народы России в той или иной мере пользовались правом на самоопределение: одни нации и народности образовывали независимые от России государства буржуазного типа: Финляндия, Восточная Польша. Другие нации создали независимые советские социалистические республики: Украина, Прибалтийские нации (Литва, Латвия, Эстония), Белоруссия, а в начале 20-х Азербайджан, Армения, Грузия. Третьи создали независимые советские республики: Бухарская, Хорезмская. Оставшаяся часть бывшей Российской империи назвала себя Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР), которая была провозглашена в ленинской Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в январе 1918 года. Таким образом, Российская советская республика из унитарного государства превращалось в федерацию, практическое строительство которой началось после Съезда по линии создания автономных единиц внутри РСФСР. Среди автономных советских республик можно назвать Туркестанскую, Терская, просуществовавшую дольше всех. Правовое положение автономных республик  1918 года не было определено достаточно полно и четко. Все республики подтверждали государственно-правовую связь с РСФСР, то есть автономию, но ее границы каждая понимала по-разному. Кроме того, в составе РСФСР были созданы автономные области. К особенностям РСФСР можно отнести  то, что она была создана законом, что Россия была асимметричной федерацией: не все народы получили право на автономию, например, губернии населенные русскоязычным населением, право быть субъектом РФ не получили.

      До 1922 года отношения между РСФСР  и другими независимыми республиками строились как федеративные. Связи  достаточно тесные. По декрету ВЦИК “Об объединении советских республик для борьбы с империализмом” наркоматы становятся общими органами для всех советских республик. Связи налаживались в различных сферах: армия, экономика (наличие общих органов управления хозяйством ВСНХ), внешняя политика. 1921-1922 года - происходит переход к новому этапу взаимоотношений, характеризующийся укреплением дружественных связей. В основном отношения оформляются в виде двухсторонних договоров, а эти связи не очень прочные. Изменились цели: в годы гражданской войны - это, главным образом, обеспечение победы над врагом, теперь - восстановление народного хозяйства советских республик. Форма связей практически не изменилась - это участие представителей республик в работе высших органов власти РСФСР. Появились новые формы взаимоотношений советских республик с капиталистическими странами - мирные, дипломатические и торговые. 1921 - заключены мирный договор России, Украины, Белоруссии  с Польшей, договор РСФСР о дружбе с Турцией, в целях достижения согласованности действий во внешней торговле заключены союзные договоры РСФСР С Белоруссией, Азербайджаном, Украиной. В 1922 в Генуэзской конференции участвует делегация РСФСР от лица других республик. Расширяются и углубляются хозяйственные связи. Установлен единый хозяйственный план (план ГОЭЛРО). Проводятся общие экономические совещания (ЭКОСО). По декрету ВЦИК 1921 устанавливается единый бюджет, то есть утверждается единая налоговая и денежная система. Несмотря на тенденцию к объединению хозяйства, транспорта, денежно-финансовой системы республик, связи в виде двухсторонних договоров не очень прочны. Между республиками  постоянно возникают прения. Сама жизнь диктует необходимость более тесного объединения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 14. В условиях гражданской войны и иностранной интервенции государство переходит к политике военного коммунизма. Под “Военным коммунизмом” понимается общество, живущее на основе таких же принципов и норм, как и армия (синоним казарменного коммунизма). В данный период управление обществом происходило по армейским законам и принципам. «Военно-коммунистическому» государству характерны прежде всего признаки:

  1. бюрократизация государственного аппарата: обобществление основных сфер жизни общества неминуемо приводило к бюрократизации, росту бюрократии. В 1920 году только в промышленности численность служащих увеличилась в 2 раза по сравнению с 1917 годом; в 1920 - в Москве и Петрограде - 40% трудоспособного населения составляли служащие и чиновники;
  2. падение роли советских представительных органов: Военно-коммунистическая государственность связана с падением роли Советов. Огромное распространение получили некоторые чрезвычайные органы власти: ревкомы, комитеты бедноты. В большинстве случаев ревкомы заменяли Советы, учреждаясь в местностях, освобожденных от “белых”, где широко развивалось вооруженное выступление советской власти. С середины 1918 года - комбеды создаются вместо “общекрестьянских” советов. Главная задача комбедов – помощь при осуществлении продразверстки (“выколачивали” излишки). Однако в законодательстве предусматривалось, что часть изъятого хлеба шла комбедам. Это были достаточно большие утечки, и к концу 1918 года комбеды начинают ликвидировать.
  3. монополизация политической власти в стране одной партией, установление однопартийной системы: 14 июня 1918 года издан декрет об удалении представителей советских партий (меньшевиков и эсеров) из Советов, затем были изгнаны и другие мелкие партии. Буржуазные партии уже в 1917 году объявляются врагами народа. Другие партии с помощью различных актов и преследований постепенно оказываются на нелегальном или полулегальном положении.
  4. сведение правовых начал в жизни общества к минимуму, господство принципа революционной целесообразности в ущерб принципа законности, широкое применение террора как средства управления обществом:  в условиях военного коммунизма падала роль права как регулятора общественных отношений. Вместо правовых норм в управлении обществом часто используется “революционная целесообразность”. Неслучайно 1918-1919 годы не отмечены какими-либо крупными законодательными актами, тем более кодификациями -  руководящие начала по уголовному праву, принятые в декабре 1919, были исключением, но и они не представляли собой уголовный кодекс в полном смысле слова, так как: 1) руководящие начала систематизировали лишь нормы общей части уголовного права, конкретных составов преступлений не было; 2) руководящие начала не были законом, он были утверждены наркоматом юстиции, поэтому являлись лишь ведомственным нормативно-правовым актом.

Информация о работе Права и обязанности граждан