Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:05, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности этого права.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Раскрыть содержание понятий "честь", "достоинство" и "репутация".
Рассмотреть право на честь, достоинство и деловую репутацию.
Рассмотреть порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации.
Выявить проблемы возмещения морального вреда.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Честь, достоинство и деловая репутация как гражданско-правовые категории………………………………………………………..............................6
§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации………………….6
§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию………………10
Глава II. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации………..13
§ 1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.................................................................................................................13
§ 2. Проблема возмещения морального вреда…………………………..20
Заключение……………………………………………...……………………….23Список использованной литературы................................................
а)предприниматель;
б) гражданин, работающий по общегражданскому договору;
в) гражданин, работающий по трудовому договору (контракту);
г)
юридическое лицо.
§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию
Гражданско-правовое понятие и толкование чести, достоинства и деловой репутации устанавливается ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации. Право на честь, достоинство и деловую репутацию относится к гражданским неимущественным правам, и речь идет о нематериальных благах, лишенных материального (имущественного) содержания, которые неразрывно связаны с личностью носителя: не могут отчуждаться или передаваться иным способом другим лицам ни по каким основаниям. Нематериальные блага (права) граждане и юридические лица приобретают либо в силу рождения (создания), либо в силу закона. Жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя – это те блага, которые гражданин приобретает при рождении, а правами на неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения и выбора места жительства гражданин обладает в силу закона. Применительно к юридическим лицам в силу их создания возникают такие нематериальные права, как деловая репутация, а в силу закона – право на фирму, товарный знак.
Честь,
достоинство и деловая
Гражданское право до момента нарушения чести и достоинства или деловой репутации личности или иного объекта охраняет эти личные неимущественные отношения путем всеобщей обязанности воздерживаться от их нарушения, и только с момента их нарушения нормы гражданского права регулируют возникшие правоотношения.
Право на честь и достоинство следует рассматривать как особое субъективное право, ибо его сущность заключается в праве каждого гражданина на неприкосновенность его чести и достоинства и в возможности требовать от всех других физических и юридических лиц воздержания от нарушения этого права. Честь и достоинство - это личные права человека, существующие постоянно, независимо от того, будут ли они нарушены, а в момент нарушения возникает лишь необходимость защиты этого права. Право на честь, достоинство и деловую репутацию является абсолютным субъективным правом ввиду того, что субъективному праву управомоченного лица корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц, которая заключается в воздержании от посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию индивида, трудового коллектива или организации.
Российское право исходит из того, что для каждого субъекта важно его доброе имя, престиж, уважение окружающих, и поэтому государство обеспечивает необходимую систему гарантии осуществления прав и их защиты. Нормы закона, устанавливающие правила поведения обладателя субъективного права на честь, достоинство и деловую репутацию, оказывают воздействие на других лиц и выполняют не только регулирующую и охранительную функции, но и имеют большое воспитательное значение. Закон предусматривает, что гражданин или организация вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию, сведений от лиц, их распространивших. Тем самым законом определяются участники этого отношения.
Правомочие по владению характеризуется возможностью обладать честью, достоинством, деловой репутацией независимо от третьих лиц и требовать от любого юридического или физического лица не нарушать эти блага.
Правомочие по пользованию заключается в возможности пользоваться сложившимся о себе представлением в самых различных сферах.
Правомочие по поддержанию и (или) изменению содержания своей деловой репутации заключается в возможности совершать определенные действия (заключать с этой целью договоры, публиковать информацию и рекламу).
Право
на честь, достоинство и деловую
репутацию является неотъемлемым правом
любого физического лица, трудового
коллектива или организации. Его
нарушение причиняет
ГЛАВА II. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ
§ 1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию
В процессе демократизации нашего общества были введены нормы, защищающие нематериальные блага.
В ст. 152 ГК РФ установлено право гражданина или организации (юридического лица) обращаться в суд для опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Бремя доказывания лежит на субъекте, распространившем эти сведения, а не на потерпевшем. Из этого следует, что для удовлетворения этого права требуются определенные условия защиты чести и достоинства, а именно: сведения должны быть порочащими, не соответствовать действительности и получить распространение. Пока не доказано противное, распространенные порочащие сведения предполагаются не соответствующими действительности3.
Юридическое лицо вправе требовать опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, и при этом законом не предусмотрено обязательное предварительное обращение с таким требованием к ответчику. В том случае, когда иск предъявлен к средству массовой информации, распространившему сведения, порочащие, по мнению истца, его деловую репутацию, исковая давность на эти требования не распространяется.
При защите чести и достоинства действует презумпция, согласно которой, если распространяемые порочащие сведения считаются не соответствующими действительности, доказывать правдивость таких сведений должен тот, кто их распространил. В соответствии со ст. 152 ГК РФ и ст. 43 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N2124-1 "О средствах массовой информации" опровержению должны подвергаться сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию, и представить доказательства должно лицо или организация, распространившие эти сведения. Истец обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, и определить эти сведения порочащими, то есть не соответствующими действительности.
Порочащими являются такие сведения, которые могут умалять честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица в общественном мнении или мнении отдельных граждан и подлежат опровержению независимо от того, изложены они в грубой, оскорбительной форме или достаточно пристойно.
В юридической литературе существуют понятия "порочащие и позорящие" сведения. Между этими понятиями трудно определить границу, а поэтому судебная практика считает, что всякое позорящее сведение будет и порочащим, и наоборот.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство, понимается сообщение их неопределенно широкому кругу лиц, нескольким лицам либо хотя бы одному лицу путем: опубликования таких сведений в печати; трансляции по радио-, теле-, видеопрограмм; публичных выступлений, заявления или сообщения в иной, в том числе устной, форме.
Сообщение сведений только тому лицу, которого они касаются, не является распространением сведений, и в этом случае можно ставить вопрос о привлечении виновного к ответственности за оскорбление или клевету. Не является распространением сведений случай, когда индивид сообщает посторонним лицам порочащие сведения о самом себе.
Гражданское законодательство устанавливает специальный порядок опровержения порочащих сведений, которые были распространены в средствах массовой информации. Закон РФ "О средствах массовой информации" дает гражданам и организациям право требовать от этих редакций опровержения не соответствующих действительности сведений, порочащих их честь и достоинство, путем предоставления ими своего текста для опровержения или возможности самим зачитать свой текст на радио или телевидении. В то же время, когда в средствах массовой информации публикуются сведения, которые, сами по себе не являются порочащими и соответствуют действительности, но ущемляют права и законные интересы гражданина, отражаются на деловой репутации, заинтересованные лица вправе требовать опубликования ответа в тех же средствах массовой информации (п. 3 ст. 152 ГК РФ)4.
Если информация, затрагивающая имидж фирмы, появилась в газете, журнале или прозвучала в телевизионном эфире, иски о защите деловой репутации можно предъявить к следующим ответчикам:
- к автору статьи или репортажа;
- к редакции СМИ;
-
к учредителю газеты, журнала
или телевизионного канала (
-
к фирме или человеку, который
распространяет
Необходимо иметь в виду, что рассчитывать на судебную защиту фирма может, когда сведения о ней не соответствуют действительности. Об этом говорится в пункте 2 нового документа. Если информация, с которой редакция газеты или журнала знакомит своих читателей, хотя и порочит имя фирмы, но является верной, организация не может требовать ее опровержения. Поэтому нельзя утверждать, что негативно сказываются на деловой репутации фирмы сведения, которые редакция СМИ выяснила из судебных решений и приговоров, а также иных официальных документов (п. 7 постановления №3).
Действующее законодательство предусматривает, что об опубликовании опровержения или ответа в средствах массовой информации необходимо предварительно уведомить редакцию, которая обязана в письменной форме в течение одного месяца дать ответ гражданину или юридическому лицу о предполагаемом сроке помещения опровержения либо об отказе в опровержении. Опровержение должно быть помещено в том же средстве массовой информации, набрано тем же шрифтом, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение. Если опровержение дается по радио или телевидению, оно должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение. В случае отказа в опровержении, нарушения порядка опровержения либо истечения месячного срока для дачи опровержения соответствующие требования в течение одного года могут быть обжалованы в суд. По искам о защите деловой репутации и опровержении сведений, опубликованных в печати, ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации, и началом течения указанного срока является день распространения оспариваемых сведений. В случае, когда редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика должен быть привлечен ее учредитель (ст. 45 и 46 Закона РФ "О средствах массовой информации").
Если порочащие сведения имели место и получили широкое распространение в различных документах, эти документы подлежат замене. Например, лицо не согласно с содержанием производственной характеристики полностью или только в отдельных ее частях и может потребовать через суд опровержения всего ее содержания или части, с которой он не согласен.
Если неверные негативные сведения о фирме распространены через международную сеть Интернет, выяснить, кто их автор, зачастую невозможно. Поэтому не к кому предъявить требование о возмещении убытков. Единственное, на что может претендовать фирма, - признание распространенных в отношении нее сведений не соответствующими действительности. Делает это суд по заявлению организации (п. 2 опубликованного документа).
К сожалению, пока еще совершенно не урегулирован порядок защиты прав фирмы, если ложная информация распространяется при помощи электронной рассылки. В арбитражной практике имелись случаи., когда организации, пострадавшие от такого рода действий, требовали немедленно опечатать сервер ответчика для того, чтобы данные о распространителе клеветнических сведений не были утеряны еще до судебного разбирательства. Однако, поскольку в законодательстве подобных мер не предусмотрено, судьи такие требования не удовлетворяют.
В полной мере защитить свои интересы фирма может, только если она установит, кто именно является автором компрометирующей информации. Сделать это легко, если сведения размещены на сайтах телекомпаний, издательств или других организаций. Тогда иск нужно предъявить именно к распространителю.
Гражданское законодательство РФ предусматривает возможность использования при защите нематериальных благ любого способа, указанного ст. 12 ГК РФ, а также иных способов, например изъятия тиража книги, в которой были опубликованы порочащие введения, запрещения публикации второго издания.
Нормы Гражданского кодекса РФ предоставляют гражданам возможность защищать честь, достоинство, деловую репутацию и в случаях, когда ни автора, ни распространителя порочащих сведений установить невозможно (письмо без подписи), за исключением, когда анонимное письмо помещено в газете или зачитано по радио. В приведенных случаях гражданин сохраняет право обратиться в суд с заявлением о признании распространенных порочащих сведений не соответствующими действительности, и судебный орган ограничивается установлением требуемого факта без возложения на кого-либо обязанности опровержения распространенных сведений.
Информация о работе Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации