Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:21, курсовая работа
Тема моей работы – «Порядок пересмотра Конституции РФ и внесение в нее поправок». Данную тему, я выбрала, потому что она показалась мне наиболее интересной. Тема на сегодняшний день актуальна, после последнего послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 года, мы с нетерпением ждем, что это будет, и как это будет происходить? Во что выльется и каковы будут последствия? Наверное, каждый задумывается, будет ли это единичные изменения, или за эти изменениями последует новая волна корректировок основного закона страны. Пока мы может констатировать, только одно, что изменения будут. Президент Медведев Д.А. заверил, что «речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действиях важных, но все, же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существования институтов…» .
Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. Он считается одобрением, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думе. Одобренный Думой проект в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации Федерального Собрания, где он подлежит обязательному рассмотрению в соответствии с Регламентом. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения Советом Федерации закона Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии.
Председатель Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона о поправке с указанием дает его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации. Далее, не позднее пяти дней со дня принятия этот закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Законодательный орган субъекта РФ в порядке, устанавливаемом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть закон о поправке в срок не позднее одного года со дня его принятия. Далее, в течение четырнадцати дней со дня принятия постановления о законе данное постановление направляется в Совет Федерации. Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными органами субъектов РФ закона о поправке, устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, как и законодательный орган субъекта РФ, в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации вправе обжаловать постановления в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско – процессуальным законодательством РФ. В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда, требующего пересмотра постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона законодательными органами субъектов РФ, Совет Федерации на своем очередном заседании повторно рассматривает данный вопрос.
Одобренный законодательными органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными органами субъектов РФ направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Президент в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.
Принятая
поправка к Конституции подлежит
внесению Президентом в текст
Конституции РФ.
Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции
Российской Федерации
Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение поправок». Пересмотром являются изменения положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Внесение поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ. Чисто внешне может показаться, что критерием различия этих терминов являются формальное распределение глав Конституции по разным процедурам. Но на самом деле Конституция проводит здесь фундаментальное различие между главами, которые в силу их характера изменяться не должны или, во всяком случае, сделать это должно быть очень трудно, и главами, которые могут быть изменены сравнительно (только сравнительно!) в облегченном порядке. Положения гл. 1 и 2 устанавливают основы конституционного строя и правовой статус личности, и естественно, что учредительная власть установила для них столь высокие гарантии. Нормы, содержащиеся в этих трех главах занимают главенствующее положение в иерархии конституционных норм, поскольку в концептуальном отношении выражают саму сущность Конституции, что, конечно, не означает какого – либо принижения значения других групп норм – о федеративном устройстве, организации и взаимоотношениях федеральных органов государственной власти; о порядке принятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ и др. Еще в ст. 16 и 64 Конституции как бы предупредила законодателей, что положения, связанные с основами конституционного строя и правовым статусом личности, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Глава 9 вошла в этот круг «неприкасаемых» потому, что она как раз закрепляет эти гарантии и устанавливает порядок пересмотра и внесения поправок.
Порядок пересмотра и внесение поправок отличается намеренной усложненностью, которая призвана отбить охоту у кого бы то ни было к изменению Конституции без серьёзных оснований. С этой целью ограничен круг субъектов права на инициативу, права на пересмотр лишено Федеральное Собрание, строго определены возможности Конституционного Собрания, введена ратификация поправок субъектами РФ. Все это указывает на то, что пересмотр и поправки принимаются не обычным законом и не в обычной законодательной процедуре. Тем самым учредительная власть подчеркивает свое верховенство над законодательной.
Установление порядка пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции начинается (ст. 135) с ясного указания на то, что положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Такое выражение «недоверия» законодательному органу преследует цель не допустить положения, при котором этот орган сам принял решение о пересмотре и в том же вихре страстей сам осуществил этот пересмотр. Однако Федеральное Собрание отнюдь не отстраняется от процесса пересмотра. Во – первых, как отмечалось, оно обладает правом внесения предложений о пересмотре, а во – вторых, без его поддержки да еще большинством в три пятых парламентариев обеих палат, ни одно предложение о пересмотре не может привести к созыву Конституционного Собрания.
Таким образом, для созыва Конституционного Собрания, которое единственное имеет право пересмотра гл. 1,2 и 9 Конституции РФ, требуется наличие двух условий:
Понятие Конституционного Собрания, его состав, порядок избрания, порядок работы и принятия решений остались за пределом конституционного текста. Указано только (ч. 2 ст. 135), что об этом должен быть принят федеральный конституционный закон (а процедура принятие таких законов, как отмечалось выше, тоже непроста). Такой федеральный конституционный закон в настоящее время не принят. Однако компетенция Конституционного Собрания Конституцией закреплена.
Конституционное Собрание вправе принять только одно из двух решений:
Ясно,
что в отношении созыва Конституционное
Собрания такая альтернатива носит
сдерживающий характер. Не очень –
то стимулирует к этому
Но если Конституционное Собрание все же возьмет на себя функции первоначальной учредительной власти и разработает новую Конституцию РФ, то эта Конституция может быть принята тоже непростым путем, а именно:
Однако условие для принятия новой Конституции РФ весьма жесткое. Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Таковы
жесткие гарантии стабильности глав
Конституции РФ, имеющих наиболее
значение для установления конституционного
строя и защиты прав и свобод граждан.
Зарубежный опыт пересмотра и внесения поправок в основной закон
Выше был рассмотрен порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок, для примера хочется сравнить с зарубежным опытом в этом вопросе. Под поправкой в Конституции РФ, как мы уже знаем, понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого – либо из положений указанных глав Конституции РФ. Одним законом РФ о поправках к Конституции РФ охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста3. Этим конституционные поправки в РФ отличается, например, от поправок к Конституции США, которые представляют собой приложения к основному тексту и имеют порядковую нумерацию. С другой стороны, порядок принятия поправок к Конституции РФ имеет много общего с порядком принятия поправок к Конституции США, особенно в части одобрения поправок законодательными органами субъектов федерации4, что свидетельствует о том, что разработчики Конституции РФ в вопросе изменения и дополнения конституционных положений широко использовали американский конституционный опыт, в том числе и американскую терминологию. Конституция РФ в плане порядка ее изменения и дополнения, так же, как к конституция США, является особо жесткой.
Конституционные поправки в РФ могут вноситься не во все главы Конституции, как в США, а только в шесть из девяти глав, а именно в главу 3 «Федеральное устройство», глава 4 «Президент РФ», главу 5 «Федеральное собрание», главу 6 «Правительство РФ», глава 7 «Судебная власть», главу 8 «Местное самоуправление». Изменения и дополнения в главу 1 «Основы конституционного строя», главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» внесены быть не могут.
Если сравнить процедуру принятия, одобрения и вступления в силу поправок к Конституции РФ с аналогичной процедурой в США, то они сходны по общим принципам. Однако в США в отношении принятия поправок к Конституции установлены более жесткие требования. Так, для внесения поправок в Конституцию США требуется одобрение их большим количеством законодательных органов субъектов федерации, не 2/3, как в РФ, а ¾. Кроме того, подобные предложения о поправках может вносить не любое количество органов законодательной власти субъектов федерации, как в РФ, а не менее 2/3 их числа5.
Конституция
РФ ныне не содержит статей, вовсе
не подлежащих никакому изменению. Это
отличает ее от конституций многих
других демократических государств,
которые прямо предусматривают
недопустимость пересмотра статей о республиканской
форме правления (Франция, Италия), о парламентарной
форме республики, принципах уважения
и защиты конституционных прав человека
и гражданина, разделения властей (Греция).
Не подлежат пересмотру многие положения
Основного закона ФРГ (о защите достоинства
и прав человека, о демократическом, социальном
и федеративном характере этого государства,
о ряде конкретных выводов из этих принципов).
Заключение
Таким образом, Конституция Российской Федерации 1993 года относится к разряду «жестких» конституций. Особый, усложнённый порядок принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции обеспечивает стабильность Конституции, предотвращает использования конституционных поправок в качестве средств политической борьбы. Но вместе с тем конституция как мы выяснили должна быть способной к рецепции новых реалий государственно – правовых отношений, что обеспечивается усложненной, но все – таки возможностью изменить конституционные позиции, объединенные гл. 3 – 8.
Стабильность Конституции РФ выражается в ограничении круга субъектов права вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Порядок пересмотра разных положений Конституции РФ в определенной степени, как мы выяснили, связан со сравнительной юридической силой этих конституционных положений. Конституция РФ, в целом имея высшую юридическую силу по отношению к другим законам и подзаконных актам, состоит из положений, юридическая сила которых по отношению друг другу неравна. В наиболее сложном порядке пересматриваются конституционные положения, имеющие наибольшую юридическую силу. К их числу относятся, прежде всего, статьи гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Как уже упоминалось, гл. 3 – 8 изменяются, но тоже в непростой процедуре, но, а положения статьи 65, определяющие состав Российской Федерации, наоборот, могут быть изменены в упрощенном порядке.
Информация о работе Порядок пересмотра Конституции РФ и внесение в нее поправок