Порядок пересмотра Конституции РФ и внесение в нее поправок

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Тема моей работы – «Порядок пересмотра Конституции РФ и внесение в нее поправок». Данную тему, я выбрала, потому что она показалась мне наиболее интересной. Тема на сегодняшний день актуальна, после последнего послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 года, мы с нетерпением ждем, что это будет, и как это будет происходить? Во что выльется и каковы будут последствия? Наверное, каждый задумывается, будет ли это единичные изменения, или за эти изменениями последует новая волна корректировок основного закона страны. Пока мы может констатировать, только одно, что изменения будут. Президент Медведев Д.А. заверил, что «речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действиях важных, но все, же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существования институтов…» .

Работа содержит 1 файл

курсовая по конституционному праву.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Сибирский федеральный университет

Юридический институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине: конституционное право РФ

тема: «Порядок пересмотра Конституции РФ и внесение в нее поправок» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Красноярск  2009г.

 

   Введение

         Тема моей работы – «Порядок пересмотра Конституции РФ и внесение в нее поправок». Данную тему, я выбрала, потому что она показалась мне наиболее интересной. Тема на сегодняшний день актуальна, после последнего послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 года, мы с нетерпением ждем, что это будет, и как это будет происходить? Во что выльется и каковы будут последствия? Наверное, каждый задумывается, будет ли это единичные изменения, или за эти изменениями последует новая волна корректировок основного закона страны. Пока мы может констатировать, только одно, что изменения будут. Президент Медведев Д.А. заверил, что «речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действиях важных, но все, же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существования институтов…»1.

   Целью своей работы, я ставлю раскрытию следующих вопросов: какие существуют процедуры внесения изменений основного закона, какие субъекты имеют право инициировать конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации и какой зарубежный опыт.

   Как принятие новой конституции, так  и изменение действующей сопряжены  с каким – то поворотами в политической жизни, отражающими изменение баланса сил, борющихся за власть. Конституции всегда меняются, когда происходит переход от тоталитарного режима к демократическому, и наоборот2. В демократическом государстве, кроме нормального и неизбежного процесса совершенствования текста основного закона, в изменении конституции обычно бывают заинтересованы силы, консолидирующиеся вокруг законодательной или исполнительной власти. Смысл изменения конституции в этом случае состоит в стремлении ослабить полномочия противостоящей ветви государственной власти. Для того чтобы эта борьба чем – то легитимно сдерживалось и не привела к общему ослаблению государственности, сама конституция устанавливает «жесткие» правила игры. Тем самым она обязывает любого инициатора перемен к учету общественного мнения и к соблюдению демократической процедуры.

   Изменение конституции (пересмотр или внесение поправок) всегда является экстраординарное, вызывающее всплеск политических страстей или даже сдвиг в общественном сознании. Бывает и так, что поправки к конституции в корне меняют ее смысл, отражает стремление ведущих политических сил к крутым переменам в политической системе, но до поры до времени не готовых к полной смене основного закона.

   Ныне  действующая Конституция РФ прожила всего несколько лет, но оппозиционные силы в политических целях постоянно выдвигают предложения о ее изменении, включая отмену института президентства, введения парламентаризма и т.д. Конституция РФ защищает себя от произвольных экстремистских намерений, но она не исключает возможности изменений с соблюдением всех норм конституционного института пересмотра и поправок.

   Принятие  новой конституции, так и ее последующее  изменение осуществляется определенной властью. Эту власть называют учредительной, поскольку она учреждает конституцию в условиях, когда высшие органы государственной власти еще не сформированы. Отсюда следует, что иерархически учредительная власть стоит на более высокой ступени, чем учреждаемый ею конституционные органы государственной власти, она их «прародитель». Учредительная власть может родиться из предшествующей конституционной системы, а может появиться и вне этой системы, т.е. в результате революции, государственного переворота или других общественных потрясений, в результате которых старый конституционный порядок уступает место новому.

   Установленная учредительная власть – это та власть, которая рождается конституцией для последующих ее изменений  и дополнений. Иногда конституция предусматривает, что такие полномочия принадлежат создаваемому ею законодательному органу (таков, например, порядок изменения конституций в республиках, входящих в состав Российской Федерации), а иногда она учреждается специальный порядок со специальным органом. Конституция РФ предусматривает смешанный порядок, позволяя в отношении одной своей части принимать поправки законодательным органом (Федеральным Собранием), хотя и с особой процедурой, а в отношении другой – созывать для пересмотра Конституционное Собрание или при определенных условиях использовать всенародный референдум.

   Учредительная власть не перечеркивает верховенство парламента, его представительный характер. Но она гарантирует народу возможность непосредственно высказываться о судьбе наиважнейших принципов конституции с тем, чтобы такого рода вопросы не оказались в зависимости от парламентских межпартийных противоречий. Учредительная власть не всесильна, она намеренно создается как власть, ограниченная конкретной целью. Демократический фундамент ее задач и процедуры не позволяют создать какую – либо угрозу существованию представительной системы и непомерному возвышению исполнительной власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Стабильность  и динамизм, как  одни из важнейших  признаков Конституции Российской Федерации

   В силу самой природы конституции  ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается существенными переменами в жизни общества. Изменение в ней тоже требуют серьёзного обоснования. Ведь конституция является важнейшим законом общества и государства, как уже было упомянуто в ведении. Она определяет правовой статус государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственной власти. Поскольку нормы Конституции имеют базовый, основополагающий характер, она не должна быть подвержена постоянным изменениям. В правовой литературе обычно отмечается, что Конституция – акт долговременного действия, юридическим свойством которого является, как уже было отмечено, стабильность. Используется также понятие «жесткая конституция». Речь здесь идет о стабильности конституции и укреплению ее авторитета и относительном постоянстве конституционного строя. Стабильность конституции – не только необходимое условие, обеспечивающее законность. Но и многогранное и сложное явление, имеющее различные аспекты. Она, в частности, проявляется в сохранении высокой устойчивости во взаимодействии с субъектами права, постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, на правосознание граждан. Стабильность обусловлена сущностью конституции как главного связующего звена правовой системы, демократической природой конституционного строя, прочностью и нерушимостью институтов, норм и правил гражданского общества. 

   Советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения. Устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство голосов депутатов высшего представительного органа. Такой упрощенный порядок изменения в совокупности с политическими факторами нарушал стабильность Конституции и привел к тому, что в прежнею Конституцию РФ было внесено за короткий период около 300 изменений.

   Учтя  предшествующий отечественный опыт, нормативные установления конституций  зарубежных демократических государств и укрепляя конституционную стабильность, действующая Конституция 1993 года внесла в рассматриваемый процесс существенные изменения. Прежде всего в ней применяется новая терминология – вводиться понятие «пересмотр» Конституции и «поправки» к ней. Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», в основном в своей работе я будут опираться и освящать эту главу.

   В целом же следует констатировать усиление «жесткости» Конституции 1993 года по сравнению с ранее действовавшими конституциями Союза СССР и РФ, подчеркнуть значительное усложнение процедуры ее частичного или полного  пересмотра. Данная процедура во многом определяется иерархией конституционных норм, их соотношением и различием по значимости. Она должна учитывать принцип феодализма (ст. 1 и 5 Конституции) и обусловлена образованием в соответствии с Федеральными конституционными законами такого органа, как Конституционное Собрание.

   Наконец, использование института всенародного голосования для принятия новой  Конституции. 

   В связи с тем все сказанное  о значении и характере принципа стабильности Конституции РФ не означает ее неподвижности, невозможности внесения в нее необходимых изменений, поправок и дополнений.

   Стабильность  конституции не равнозначна неизменности ее положений, особенно отдельных статей и правовых норм, консервации конституционно - правового регулирования общественных отношений.

   Необходимость изменений и дополнений конституции носит объективный характер, что не могут не учитывать государство, его органы законодательной власти.

   Общественные  отношения в целом или отдельные  группы отношений – экономические, в социально – культурной сфере, в области прав и свобод человека и в других сферах – не остаются неизменными. Они развиваются, усовершенствуются, если можно так сказать, в соответствии с общественными потребностями и меняющимися соотношениями в расстановке социально – политических сил и движений. Все это обусловлено необходимостью достаточно «чуткого» реагирования конституции, периодического адекватного отражения и закрепления в ней назревших, наиболее актуальных изменений и поправок, если они не касаются самых основ конституционного строя. Что и происходит в настоящее время (из послания Президента РФ) «… Сегодня, когда реализуются планы долгосрочного развития, а по сути, решаются задачи перехода к экономике нового типа, предстоит заниматься сразу множеством труднейших вопросов… Увеличить сроки конституционных полномочий президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно». Таким образом, природа и специфика Конституции обуславливается сочетанием стабильности и динамизма как характерного свойства конституции.

   Если  же изменения затрагивают основы конституционного строя и характер регулируемых в конституции отношений, которые связаны с новыми соотношением социально – политических сил, нельзя ограничиваться отдельными, даже существенными, поправками, изменениями и дополнениями. В таком случае необходимым полный или частичный пересмотр конституции; оптимальный же вариант – принятие новой, соответствующей коренным образом изменившимся общественным отношениям и закрепляющей эти отношения конституции, отражающей новое соотношения социально – политических сил в стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Субъекты, которые могут  инициировать конституционные  поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации

      В ст. 134 Конституции РФ регламентирован  очень важный вопрос, касающийся предложений  о поправках и пересмотре основного закона РФ, перечислены субъекты данной процедуры. Это не законодательная инициатива, которая в соответствии со ст. 104 Конституции характеризует первый этап законодательного процесса – внесение в Государственную Думу подготовленного законопроекта, причем надо выделить юридически значимое внесение, т.е. это законодательная инициатива, которую Государственная Дума обязана рассмотреть с соблюдением всех правил законодательной процедуры.

      Рассматриваемая инициатива несколько иная. Статья 134 говорит о порядке внесения предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ, определяет круг субъектов, обладающих правом внесения таких предложений. Это:

  • Президент РФ;
  • Совет Федерации РФ;
  • Государственная Дума РФ;
  • Правительство РФ;
  • Законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
  • Группа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

   Названный круг несколько уже круга субъектов  законодательной инициативы. Не обладают правом такой инициативы высшие судебные органы – Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ. Кроме того, если, согласно ст. 104 Конституции, правом законодательной инициативы обладает каждый член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, то право названной инициативы принадлежит только группе численностью не менее 1/5 членов каждой из палат.

   Согласно  ч. 3 ст. 92 Конституции исполняющий  обязанности Президента РФ не имеет  право вносит предложение о поправках  и пересмотре положений Конституции  РФ.

   Реализация  палатами Федерального Собрания и законодательными (представительными) органами субъекта права названной инициативы требуют определенных пояснений и конкретизации. Государственная Дума и Совет Федерации осуществляют данное право исходя из норм ст. 102 и 103, определяющих предметы ведения каждой из палат и предусматривающих принятие постановления по вопросам своего ведения.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Порядок пересмотра Конституции РФ и внесение в нее поправок