Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение ликвидации юридических лиц
В первой главе рассматриваются зарождение института юридического лица, а так же правовые основы предпринимательства. Во второй и третьей главах рассматриваются порядок и способы создания и ликвидации предприятий, порядок государственной регистрации, а также проблемы, возникающие при организации и ликвидации юридических лиц.
Введение 3
1 Понятие юридического лица и их создание 5
1.1 Порядок и способы создания юридических лиц 5
1.2 Порядок государственной регистрации 9
2 Прекращение деятельности юридических лиц 14
2.1 Основания для ликвидации юридических лиц 14
2.2 Порядок ликвидации юридических лиц 17
Заключение 23
Глоссарий……………………………………………………………………………25
Список использованных источников 28
Список сокращений………………………………………………………………....30
Приложение. А Функции института юридического лица в регулировании имущественного оборота……………………………………………………………31
Ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о ликвидации организации, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации.
В целях разъяснения процесса публикации сведений ФНС РФ разработаны Методические рекомендации по вопросам публикации сведений о государственной регистрации в журнале «Вестник государственной регистрации» и использования его при государственной регистрации юридических лиц.
Далее ликвидационная комиссия принимает меры к выявлении кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Следует обратить внимание на то, что нахождение организации-должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают заявителя-кредитора права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании такого должника несостоятельным (банкротом). Данный вывод сделан Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 24.04.2004 г. № 1560/04 на основании ст. 7 и 11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
После окончания срока для
Согласно п. 2 п. ст. 12 ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утверждённого Приказом Министерством Финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н, при ликвидации юридического лица необходимо провести инвентаризацию его имущества и обязательств. Порядок её проведения установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённых Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 г. № 49 п. 1.5 данного Приказа уточнено, что инвентаризация при ликвидации проводится перед составлением ликвидационного баланса.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) организации или высшим органом управления организации, принявшим решение о её ликвидации.7
Пунктом 2 ст. 63 ГК РФ определено, что
в установленных законом
Уведомление о составлении промежуточного
ликвидационного баланса
На основании промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия определяет источники погашения кредиторской задолженности.
Если имеющиеся у
Очерёдность удовлетворения требований кредиторов установлена ст. 64 ГК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счёт оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Согласно п. 5 ст. 64 ГК РФ требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества, оставшегося после выплаты другим кредиторам.
После завершения расчётов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявши решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 22 Закона «О государственной регистрации» ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Имущество, оставшееся у организации после всех расчётов с кредиторами и составления ликвидационного баланса, распределяется между её учредителями пропорционально их доле в уставном капитале.
По окончании ликвидации ликвидационная комиссия обязана предоставить в регистрирующий орган Заявление «О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией» по форме № Р16001, ликвидационный баланс и документ, свидетельствующий об уплате государственной пошлины (в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ госпошлина за государственную регистрацию ликвидации организации составляет 400 руб.).
В соответствии со ст. 9 Закона «О государственной регистрации» Заявление, предоставляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Государственная регистрация при ликвидации организации осуществляется в срок не более чем пять дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Ликвидация считается завершённой, а организация прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Порядок снятия организаций с налогового учёта определён Приказом МНС РФ от 03.03.2004 г. № БГ-3-09/178. В соответствии с п.3.4 указанного документа снятие с учёта организации и исключение сведений из ЕГРН осуществляется на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о ликвидации организации, не позднее рабочего дня, следующего за днём внесения записи в ЕГРЮЛ.
Налоговый орган, осуществляющий снятие организации с учёта, обязан направить сведения о снятии организации с учёта в связи с ликвидацией и выписку в ЕГРЮЛ по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учёте по различным основаниям, установленным НК РФ (по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств), не позднее рабочего дня, следующего за нём снятия организации с учёта.
На основании полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учёте по какому-либо из указанных оснований, снимают организацию с учёта и исключают сведения из ЕГРН.
Датой снятия организации с учёта и исключения из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЛЮ записи о ликвидации юридического лица.
Заключение
Для эффективного функционирования экономической системы необходимо постоянное вливание в нее новых предприятий и выход из нее обанкротившихся.
Разрешение проблем создания новых предприятий – одно из приоритетных направлений современной российской экономики. Для развития предпринимательства правительством вводятся различные изменения в системе регистрации, ликвидации, а так же налогообложения юридических лиц. Например, для того чтобы силы предпринимателей на начальном этапе направлялись не столько на согласование своей деятельности со всеми необходимыми инстанциями, сколько на решение многочисленных внутренних вопросов нового предприятия, правительство рассматривает введение при государственной регистрации системы «одного окна», которая значительно упростит данную процедуру.
Когда предприятие создано, зарегистрировано и развивает свою деятельность, оно может столкнуться с такой проблемой как «заказное» банкротство со стороны тех, кто нечестным способом пытается завладеть чужим бизнесом, что неизбежно ведёт к ликвидации предприятия. Нынешний Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятый в 1998 году, к сожалению, не в состоянии предотвратить такой исход дела. Процедуры несостоятельности и банкротства возбуждаются для должника достаточно внезапно и вдобавок не дают ему права вовремя защищаться от необоснованных посягательств. Таким образом, банкротство – неизбежное явление рыночной системы хозяйствования, выступающее, с одной стороны, в качестве средства отсеивающего все ненужное, непрогрессивное, а с другой – в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала, направленного на структурную перестройку экономики.
Вместе с тем банкротства можно избежать, если хозяйствующий субъект будет систематически отслеживать факторы, негативно влияющие на его финансовое состояние, и своевременно принимать меры по их уравнению или ослаблению. В этом случае рекомендуется регулярно проверять бухгалтерскую отчетность (баланс предприятия, отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств). Причем ее следует рассматривать за несколько лет подряд, чтобы иметь возможность сопоставить данные и на этой основе выявить тенденции развития хозяйствования предприятия. Одним из явных признаков ухудшения финансового состояния предприятия могут быть резкие изменения в статьях баланса: как в пассивах, так и активах. Это относится, в частности, к уменьшению денежных средств на счетах предприятия или повышению доли дебиторской задолженности в его активах. Тревожными признаками являются данные об увеличении запасов сырья, материалов и готовой продукции, о связывании средств в незавершенном производстве или об увеличении задолженности предприятия поставщикам и кредиторам, а также невыплата заработной платы и рост задолженности в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Помимо рассмотрения отдельных статей баланса, следует систематически проводить аналитическую работу с проведением расчетов различных показателей, характеризующих ликвидность активов предприятия, его финансовое состояние.
Следить за основными параметрами развития предприятия необходимо постоянно, чтобы поддерживать его высокую конкурентоспособность на основе проведения соответствующих мероприятий, а в случае невозможности использовать первое направление следует осуществить мероприятия по ослаблению негативных последствий, ведущих к банкротству.
Глоссарий
№ п./п. |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Юридическое лицо |
организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. |
2 |
Способы ликвидации юридического лица |
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. |
3 |
Правоспособность юридического лица |
способность юридического лица быть носителем гражданских прав, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. |
4 |
Коммерческая организация |
юридическое лицо, преследующее в
качестве основной цели своей деятельности
получение прибыли и распределе |
5 |
Некоммерческая организация |
юридическое лицо, не имеющее в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между учредителями. |
6 |
Заявители юридического лица |
лица (органы), принимающие решения о создании, реорганизации или ликвидации коммерческих организаций и их объединений (в том числе учредители (участники) коммерческой или некоммерческой организации, реорганизуемые (реорганизованные) и вновь созданные юридические лица), лица, приобретающие акции (доли), основные производственные средства или нематериальные активы или права, позволяющие определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции их исполнительного органа, лица, участвующие в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах), а также их уполномоченные представители. |
7 |
Ликвидация юридического лица |
прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. |
8 |
Несостоятельность юридического лица |
невозможность (отказ) юридического лица платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств. Юридическое лицо формально становится несостоятельным (банкротом) после решения суда. |
9 |
Объединение юридического лица |
некоммерческая организация в форме ассоциаций, союзов юридических лиц, созданная: 1) коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов; 2) некоммерческими организациями в целях совместной реализации уставных задач. Члены объединения сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Учредительными документами О.ю.л. являются учредительный договор и устав. |
10 |
Органы юридического лица |
организованная часть учреждения, предприятия или организации, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед юридическим лицом. |
11 |
Ответственность юридического лица |
гарантия юридического лица ответить по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом |
12 |
Устав юридического лица |
положение, определяющее задачи (цели),
личный состав и состав имущества, внутреннюю
организацию и деятельность органов,
основание и порядок прекращени |
13 |
Учредители юридического лица |
основатели юридического лица, участвующие
в образовании имущества |
Список использованных источников
Нормативные акты
Научная и специальная литература