Порядок ликвидации юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение ликвидации юридических лиц
В первой главе рассматриваются зарождение института юридического лица, а так же правовые основы предпринимательства. Во второй и третьей главах рассматриваются порядок и способы создания и ликвидации предприятий, порядок государственной регистрации, а также проблемы, возникающие при организации и ликвидации юридических лиц.

Содержание

Введение 3
1 Понятие юридического лица и их создание 5
1.1 Порядок и способы создания юридических лиц 5
1.2 Порядок государственной регистрации 9
2 Прекращение деятельности юридических лиц 14
2.1 Основания для ликвидации юридических лиц 14
2.2 Порядок ликвидации юридических лиц 17
Заключение 23
Глоссарий……………………………………………………………………………25
Список использованных источников 28
Список сокращений………………………………………………………………....30
Приложение. А Функции института юридического лица в регулировании имущественного оборота……………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по гражданскому праву - Порядок ликвидации юридических лиц.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Существует дифференцированная система  оплаты за государственную регистрацию. За внесение изменений и дополнений в учредительные документы взимается сбор в порядке и размере, установленных Кабинетом Министров РФ.

При отказе в государственной регистрации  юридического лица или индивидуального  предпринимателя сбор, уплаченный за государственную регистрацию, возврату не подлежит. Срок государственной регистрации предприятий – пять дней со дня подачи всех необходимых документов.

До принятия решения о регистрации  уполномоченный орган проверяет  достоверность представленных данных и имеет право запрашивать дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых предприятий. В таком случае срок государственной регистрации может быть продлён до двух месяцев с уведомлением об этом собственника имущества предприятия.4

Подача документов в соответствующие органы и внесение платы не означает, что предприятие будет зарегистрировано. Существуют законодательные установленные основания для отказа в государственной регистрации предприятия. К ним относятся:

  1. расположение юридического лица в жилом помещении без соответствующего решения исполнительного комитета, принятого в отношении данного юридического лица;
  2. нарушение установленного порядка создания предприятия;
  3. использование юридическим лицом чужого зарегистрированного фирменного наименования
  4. несоответствие учредительных документов требованиям законодательства;
  5. непредставление полного перечня документов, предусмотренных законодательством, и др.

В случае отказа в государственной  регистрации орган государственной  регистрации обязан в месячный срок со дня подачи заявления выдать мотивированный отказ в письменном виде.

В соответствии со ст. 22 Арбитражно-процессуального  кодекса РФ (АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела об обжаловании  отказа в государственной регистрации  либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок организации или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом.

Если арбитражный суд признает отказ в регистрации неправомерным, в решении суда указывается дата, с которой предпринимательская деятельность считается зарегистрированной, а соответствующие органы обязываются в установленный срок выдать предпринимателю Свидетельство о государственной регистрации.

Судебно-арбитражная практика исходит  из того, что гражданин должен быть признан зарегистрированным в качестве предпринимателя с момента истечения срока для принятия решения о регистрации.

Отказ в государственной регистрации  юридического лица или индивидуального  предпринимателя по мотивам нецелесообразности их создания не допускается.

По результатам проверки соответствия представленных документов законодательству орган государственной регистрации  вносит запись в ЕГРЮЛ и выдает вновь созданному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю  Свидетельство о государственной регистрации установленного Министерством юстиции РФ образца.

ЕГРЮЛ является банком данных РФ о  созданных, действующих, реорганизованных и ликвидированных юридических  лицах и индивидуальных предпринимателях. ЕГРЮЛ включает реестр Регистрационной Палаты Министерства юстиции РФ, реестры территориальных органов государственной регистрации.

Свидетельство о государственной  регистрации является официальным  документом, подтверждающим факт государственной  регистрации юридического лица или  индивидуального предпринимателя.

 

2 Прекращение деятельности юридических лиц

 

        2.1 Основания для ликвидации юридических лиц

 

Ликвидация – способ прекращения  юридических лиц, причём без перехода их субъективных прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. При ликвидации юридического лица все его права и обязанности прекращаются вместе с ним. Ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной.

Решение о добровольной ликвидации принимается участниками юридического лица или его органом, уполномоченным учредительными документами. При этом мотивы для принятия решения о добровольной ликвидации могут быть любыми. Решение о принудительной ликвидации принимает суд по требованию уполномоченного на это государственного или муниципального органа.

Ликвидация является заключительным этапом жизненного цикла предприятия. В соответствии с мировой практикой  и ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по следующим причинам:

  1. По решению учредителей (участников) либо органа организации, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:
      1. в связи с истечением срока, на который была создана организация;
      2. достижением цели, ради которой организация была создана;
      3. признанием судом недействительной регистрации организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

Учредители (участники) организации  при прекращении её деятельности обязаны обеспечить ликвидацию этой организации в срок, согласованный  с регистрирующим органом.

  1. По решению хозяйственного суда в случае:
    1. непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который было создано предприятие, достижением цели, ради которой оно было создано;
    2. осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещённой законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации;
    3. признанием судом недействительной регистрации организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства;
    4. экономической несостоятельности (банкротства) этой организации, а также в иных случаях предусмотренных законодательством;
  2. Решением регистрирующего органа в случае:
    1. осуществления деятельности, противоречащей уставным целям организации, либо непредусмотренной её учредительными документами, либо без специального разрешения (лицензии), либо запрещённой законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
    2. сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения;
    3. нарушения сроков регистрации акций, установленных законодательством;
    4. нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда в соответствии с законодательством;
    5. наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления организации по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;
    6. наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты государственной регистрации организации;
    7. размещения органов управления организации, а также документов бухгалтерского учёта и отчётности не по месту нахождения организации;
    8. неоднократного непредставления статистической и иной обязательной отчётности в установленный законодательством срок;
    9. отсутствия движения средств на счетах в банках в течение определённого периода и ненаправления организацией банку, регистрирующему и налоговому органам сообщения о причинах отсутствия движения средств на счетах;
    10. осуществления недобросовестной рекламы и неоднократного нарушения прав потребителей;
    11. нарушения прав работников, установленных законодательством о труде;
    12. уменьшение стоимости чистых активов ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда и др.;

Важнейшими экономическими причинами  ликвидации предприятия являются уменьшение стоимости чистых активов ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда и экономическая несостоятельность, т.е. банкротство.5

Соотношение чистых активов и уставного фонда  контролируется ежегодно при утверждении  годового баланса и характеризует  финансовую устойчивость предприятия. Если частные активы предприятия  меньше уставного фонда – уставный фонд подлежит уменьшению, а если при этом размер уставного фонда окажется меньше установленной государством величины, то такое предприятие подлежит ликвидации. Справедливость такого требования не вызывает сомнений, поскольку реальные активы выступают в качестве гарантии защиты интересов кредиторов.

Если величина чистых активов ниже размера зарегистрированного  уставного фонда, это свидетельствует  о неспособности предприятия  погашать свои обязательства за счёт собственных средств, о наступлении экономической несостоятельности.

Правовые и  экономические отношения, связанные  с несостоятельностью (банкротством) организаций, отличаются большой спецификой, и регулируется специальным законодательством.

Гражданский кодекс РФ (ст. 65) определяет круг организаций, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Что касается коммерческих организаций, банкротами могут быть признаны любые из них, за исключением казенного предприятия. Перечень организационно - правовых форм коммерческих организаций содержится в п. 2 ст. 50 ГК РФ.

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается объявленная арбитражным судом или должником неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Внешним признаком несостоятельности является приостановление текущих платежей, когда предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечивать выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника. Причем размеры претензий к должнику в совокупности должны быть не меньше 500 установленных законодательством размеров минимальной заработной платы.

        2.2 Порядок ликвидации юридических лиц

 

 

При создании организации её учредители вряд ли думают о том, что в силу некоторых причин её придётся ликвидировать. Поэтому когда это происходит, многие из них оказываются в растерянности, поскольку они не знают, какую  процедуру нужно соблюсти при  ликвидации фирмы. Общий порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ. Однако существует немало подзаконных актов, которые при этом также необходимо учитывать.

Юридическое лицо может быть ликвидировано  по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по решению суда, а также вследствие признания его банкротом.

Прежде всего, учредители юридического лица или орган, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, обязаны  незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Статьей 20 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен трёхдневный срок для предоставления письменного уведомления в налоговый орган по месту регистрации юридического лица.

Форма такого уведомления (а также  иные формы, заполняемые при ликвидации) установлена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Получив уведомление, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в его учредительные документы. Также запрещается государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемая организация, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.6

Кроме того, ликвидационная комиссия обязана направить уведомление о ликвидации в ФСС по месту регистрации в 10-дневный срок с даты её назначения (Постановление Правительства РФ от 17.11.2000 г. № 863).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, назначают  ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с нормами законодательства, которое не указывает предельные сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

После этого в регистрирующий орган  необходимо направить Уведомление  «О формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего)» (форма  № Р15002).Вместе с данным уведомлением предоставляется документ, подтверждающий формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора либо конкурсного управляющего. Срок предоставления такого уведомления законом не установлен.

Информация о работе Порядок ликвидации юридических лиц