Понятия и порядка заключения коллективных договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение понятия и порядка заключения коллективных договоров. В свете данной цели можно сформулировать следующие задачи:

- изучить понятие, признаки и значение коллективного договора;

- определить понятие, виды и основание вступления сторон в данные правоотношения;

- определить понятие и виды коллективного договора;

- определить некоторые особенности заключения, исполнения и контроля за исполнением коллективных договоров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Понятие, значение и функции коллективного договора

1.1 Генезис коллективного трудового договора в российском трудовом праве

1.2 Понятие и значение коллективного договора

1.3 Функции коллективного договора

ГЛАВА 2. Порядок заключения, структура и содержание коллективного трудового договора

2.1 Стороны коллективного договора

2.2 Механизм заключения коллективного договора

2.3 Структура и содержание коллективного трудового договора

2.4 Практика заключения и исполнения коллективных договоров

ГЛАВА 3. Особенности действия коллективных договоров

3.1 Действие коллективного договора

3.2 Регистрация коллективных договоров

3.3 Недействительность коллективного договора

3.4 Контроль за выполнением коллективных договоров

3.5 Некоторые особенности заключения и действия коллективных договоров в европейских странах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

трудовое право.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

3.2 Регистрация коллективных  договоров

Как усматривается  из смысла ст. 50 Трудового кодекса РФ, коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).

Введенный порядок уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения является не простой формальной акцией, поскольку соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и при наличии таких условий информирует об этом представителей сторон, подписавших, в частности, коллективный договор, а также соответствующую государственную инспекцию труда.

Постановлением  Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 68 утверждено Положение о Регистре соглашений и коллективных договоров, который представляет собой банк данных о соглашениях и коллективных договорах, регулирующих социально-трудовые отношения на всех уровнях системы социального партнерства, прошедших уведомительную регистрацию [25].

К сожалению, практика показывает, что есть немало недобросовестных работодателей, которые  нарушают как коллективные, так и  трудовые договоры, в том числе  и главным образом в части  невыплаты (и без того низкой у многих работников) заработной платы. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения граждан, в частности, в органы прокуратуры.

Мэром города Новосибирска 13 декабря 2007 года было подписано постановление «Об  утверждении порядка регистрации коллективных договоров, соглашений и осуществления контроля за их исполнением» [26].

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Новосибирской области "О  социальном партнерстве в Новосибирской  области" и устанавливает процедуру уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в городе Новосибирске и осуществление контроля за их выполнением.

Регистрации подлежат все соглашения, заключаемые  на территории города Новосибирска, а  также коллективные договоры, заключаемые в организациях и у индивидуальных предпринимателей независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и численности работников.

В городе Новосибирске уведомительная регистрация  коллективных договоров осуществляется в отделах экономического развития и трудовых отношений администраций районов города Новосибирска.

Коллективный  договор в трех экземплярах с  подлинными подписями и печатями в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя (работодателей) в отдел по труду администрации по месту нахождения организации для уведомительной регистрации. Каждый экземпляр должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью. На одном экземпляре работодатель указывает свой полный юридический адрес и телефон.

Отдел по труду администрации регистрирует поступивший коллективный договор  в журнале регистрации (Приложение 1) и в течение десяти дней проводит экспертизу его содержания с целью  выявления положений, противоречащих законодательству. Для осуществления проверки содержательной части коллективного договора, соглашения могут быть привлечены специалисты других структурных подразделений администрации района города Новосибирска.

Факт  регистрации фиксируется проставлением  штампа регистрации коллективного договора установленной формы в соответствии с эскизом.

При оформлении коллективного договора отметку  о регистрации делает начальник  отдела по труду администрации. Отметка  ставится на титульном листе или  с обратной его стороны и заверяется подписью.

В случае выявления в тексте коллективного договора или соглашения условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отдел по труду администрации (комитет по труду мэрии) делает на титульном листе отметку "с замечаниями" и прилагает их ко всем трем экземплярам.

Наличие замечаний не является основанием для  отказа в регистрации.

О выявленных условиях, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством, отдел по труду администрации сообщает в Государственную инспекцию труда в Новосибирской области.

Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны  и не подлежат выполнению.

После регистрации два экземпляра коллективного договора с замечаниями и рекомендациями передаются сторонам и хранятся у представителя работников и представителя работодателя. Один экземпляр коллективного договора остается в администрации района города Новосибирска и хранится в течение всего срока действия, экземпляр соглашения - в комитете по труду мэрии.

О продлении  действия коллективного договора или  соглашения сверх установленного срока (не более трех лет) стороны обязаны  проинформировать отдел по труду  администрации в течение семи дней со дня принятия такого решения. Продление действия коллективного договора и соглашения сверх установленного срока, изменения и дополнения, вносимые в коллективный договор или соглашение в период его действия, регистрируются в том же порядке, что и коллективный договор или соглашение, но при этом регистрационный номер не присваивается. В имеющийся зарегистрированный коллективный договор или соглашение вносится отметка о дополнении или изменении с указанием даты, с которой они действуют. Дополнения и изменения являются неотъемлемым приложением к основному тексту коллективного договора или соглашения и хранятся вместе с ним.

3.3 Недействительность  коллективного договора

Институт  коллективного договора в трудовом праве отличается от существующих в гражданском праве институтов договора и сделки. Нет необходимости раскрывать все отличия. Остановимся лишь на рассмотрении одного, касающегося использования в юридическом обороте категории ничтожности (недействительности) договора.

Трудовое  законодательство не содержит понятия ничтожности (недействительности) коллективного договора в целом или его отдельных положений. Кроме того, в нем отсутствуют нормы о порядке признания коллективного договора (в целом либо его части) в качестве ничтожного (недействительного).

По смыслу ч. 2 ст. 9 Трудового кодекса РФ, если в коллективный договор включены положения, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленных  трудовым законодательством, то они  не могут применяться.

Согласно  ч. 3 ст. 50 ТК условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК, законами, другими нормативными правовыми актами, недействительны и не подлежат применению.

По нашему мнению, с точки зрения материального  права по отношению к такому институту  трудового права, как коллективный договор, необходимо использовать юридический оборот, согласно которому определенные положения коллективного договора "не могут применяться" [28].

Иными словами, смысловая нагрузка указанного юридического оборота двояка. Во-первых, под выражением "положения коллективного договора не могут применяться" следует понимать, что они не имеют юридической силы. Во-вторых, оно означает, что субъекты, заключившие коллективный договор, в котором есть не отвечающие требованиям норм ч. 2 ст. 9 и ч. 3 ст. 50 ТК положения, должны внести в его содержание соответствующие изменения в установленном законом порядке.

Последнее из двух представленных заключений базируется на юридической природе коллективного  договора как договорного акта, т.е. акта диспозитивного регулирования трудовых отношений. По указанному акту окончательное решение вопроса может быть осуществлено только договорным путем в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Диспозитивное регулирование трудовых отношений  предопределяет правило, согласно которому при регистрации свободно заключенных коллективных договоров окончательное решение вопроса находится в компетенции только субъектов, заключивших коллективный договор. Ранее принятое положение действующего коллективного договора может быть исключено из него в порядке, предусмотренном ст. 44 ТК.

Причем  исключение одного из положений коллективного  договора производится путем коллективных переговоров и по обоюдному согласию субъектов взаимодействия по типу социального  партнерства.

Наша  точка зрения об институте неприменения отдельных положений действующего в организации коллективного договора была бы изложена неполно без следующего замечания.

Признание отдельных положений коллективного  договора в качестве тех, которые  по условиям ч. 2 ст. 9 ТК не могут применяться, не влечет за собой признания коллективного договора в качестве акта, который не может применяться в целом.

Объективно  это означает, что отдельные положения  коллективного договора не имеют  юридической силы, но сам коллективный договор подлежит надлежащему изменению в договорном порядке (ст. 36 и 37 ТК).

Законодательством не предусмотрена норма, позволяющая  работодателям нарушать коллективный договор даже по объективным причинам. Норма ч. 2 ст. 22 ТК обязывает работодателей  выполнять его в любых условиях деятельности организации. В противном случае к работодателю могут быть применены соответствующие санкции.

Таким образом, действующим законодательством  определено, что коллективный договор, с одной стороны, подлежит выполнению работодателем в императивном порядке (ч. 2 ст. 22 и ст. 43 ТК). С другой стороны, изменение и дополнение коллективного договора производятся в установленном законом порядке (ст. 44 ТК), то есть посредством проведения коллективных переговоров с одной из двух указанных целей.

Все сказанное  позволяет прийти к выводу о том, что если работодатель добровольно  примет на себя обязательство установить для определенной категории работников гарантии (подобные предусмотренным  нормами ч. 2 ст. 235 КЗоТ РФ и ч. 1 ст. 374 ТК) и зафиксирует данный факт в коллективном договоре, то:

- такое  положение коллективного договора  не может считаться ничтожным  (недействительным);

- работодатель  будет вправе не предоставлять  указанные гарантии лишь в  случае исключения данного положения  из содержания коллективного договора в порядке, предусмотренном ст. 44 ТК.

3.4 Контроль за выполнением  коллективных договоров

Контроль  за выполнением коллективных договоров  осуществляется работодателем, представителями  работников и отделом по труду  администрации либо комитетом по труду мэрии.

Первоочередному контролю подлежат коллективные договоры, в тексте которых при регистрации  были выявлены условия, ухудшающие положения  работников по сравнению с действующим  законодательством.

При необходимости  к осуществлению контроля привлекаются представители профсоюзных органов, Государственной инспекции труда в Новосибирской области, специалисты других организаций.

Отдел по труду администрации и комитет  по труду мэрии осуществляют контроль за:

соответствием содержания коллективных договоров действующему законодательству и Региональному, отраслевому, Территориальному соглашениям;

выполнением сторонами коллективных договоров;

сохранением действия коллективных договоров в  случае смены собственника, проведения реорганизации, ликвидации организации и удовлетворением претензий трудовых коллективов.

Ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за окончанием квартала, отдел по труду администрации  направляет информацию о зарегистрированных коллективных договорах в комитет  по труду мэрии.

Не реже одного раза в год отдел по труду  администрации делает письменные запросы  или проводит совместно с Государственной  инспекцией труда в Новосибирской  области выборочные проверки организаций, у которых при регистрации  были сделаны пометки "с замечаниями", и анализирует поступающую от организаций информацию.

Комитет по труду мэрии:

ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за окончанием квартала, в электронном виде формирует  сводный реестр регистрации коллективных договоров, заключенных в организациях города Новосибирска, по десяти районам города;

Информация о работе Понятия и порядка заключения коллективных договоров