Понятия и порядка заключения коллективных договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение понятия и порядка заключения коллективных договоров. В свете данной цели можно сформулировать следующие задачи:

- изучить понятие, признаки и значение коллективного договора;

- определить понятие, виды и основание вступления сторон в данные правоотношения;

- определить понятие и виды коллективного договора;

- определить некоторые особенности заключения, исполнения и контроля за исполнением коллективных договоров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Понятие, значение и функции коллективного договора

1.1 Генезис коллективного трудового договора в российском трудовом праве

1.2 Понятие и значение коллективного договора

1.3 Функции коллективного договора

ГЛАВА 2. Порядок заключения, структура и содержание коллективного трудового договора

2.1 Стороны коллективного договора

2.2 Механизм заключения коллективного договора

2.3 Структура и содержание коллективного трудового договора

2.4 Практика заключения и исполнения коллективных договоров

ГЛАВА 3. Особенности действия коллективных договоров

3.1 Действие коллективного договора

3.2 Регистрация коллективных договоров

3.3 Недействительность коллективного договора

3.4 Контроль за выполнением коллективных договоров

3.5 Некоторые особенности заключения и действия коллективных договоров в европейских странах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

трудовое право.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

- в нарушение  статьи 91 ТК РФ для работников устанавливалась недельная норма рабочего времени продолжительностью 42 часа вместо 40 предусмотренных трудовым законодательством;

- включались  условия, предусматривающие выплату  заработной платы один раз  в месяц, в то время как  в соответствии с частью 6 статьи 136 ТК РФ зарплата должна выплачиваться каждые полмесяца, то есть два раза в месяц;

- в нарушение  требований статьи 124 ТК РФ сроки  утверждения графиков ежегодных  оплачиваемых отпусков работникам  устанавливались до 15 января, а не  позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 317 ТК РФ, предусматривающей порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов. При этом график отпусков обязателен как для работников, так и для работодателей;

- в нарушение  требования статей 129 и 155 ТК РФ  оплата труда работникам при  невыполнении ими нормы не  по их вине, а по вине работодателя  утверждена в размере 2/3 тарифной  ставки. В статье же 155 ТК РФ установлено иное. В частности, при невыполнении нормы труда (должностных обязанностей) по вине работодателя оплата должна производиться за фактически проработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период времени или за выполненную работу (часть 1 статьи 155);

- устанавливался  порядок компенсации расходов  на оплату проезда к месту  отпуска и обратно, противоречащий  положениям статьи 325 ТК РФ, предусматривающий  оплату проезда работников на воздушном транспорте только в размере 50% от стоимости билетов, а проезд на железнодорожном транспорте в мягких и спальных вагонах - по стоимости купленных. При этом отметим, что частью первой статьи 325 ТК РФ установлено, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любыми видами транспорта;

- в нарушение  статьи 117 ТК РФ продолжительность дополнительных отпусков устанавливалась в меньшем размере, чем предусмотрено Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 октября 1974 г. N 298/П-22);

- в нарушение  статьи 262 ТК РФ было предусмотрено  предоставление одного дополнительного  выходного дня для лиц, осуществляющих  уход за детьми-инвалидами и  инвалидами детства.

Наряду  с этим в ходе проводимых органами прокуратуры общенадзорных проверок совместно с госинспекторами  труда выявились многочисленные случаи нарушений требований статьи 50 ТК РФ, выражающиеся в непредоставлении заключенных в организации коллективных договоров на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации.

Как усматривается  из указанной статьи, коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).

Введенный порядок уведомительной регистрации  коллективного договора, соглашения является не простой формальной акцией, поскольку соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и при наличии таких условий информирует об этом представителей сторон, подписавших, в частности, коллективный договор, а также соответствующую государственную инспекцию труда.

Следует отметить, что контроль за выполнением  коллективного договора, согласно статье 51 ТК РФ, осуществляется представителями социального партнерства. С этой целью они обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую информацию о выполнении коллективного договора, финансово-экономическом состоянии и т.д., не позднее одного месяца со дня получения запроса. Контроль за выполнением коллективного договора осуществляет также орган по труду.

Постановлением  Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 68 утверждено Положение о Регистре соглашений и коллективных договоров, который  представляет собой банк данных о соглашениях и коллективных договорах, регулирующих социально-трудовые отношения на всех уровнях системы социального партнерства, прошедших уведомительную регистрацию [11].

К сожалению, практика показывает, что есть немало недобросовестных работодателей, которые нарушают как коллективные, так и трудовые договоры, в том числе и главным образом в части невыплаты (и без того низкой у многих работников) заработной платы. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения граждан, в частности, в органы прокуратуры.

К слову  сказать, Генеральная прокуратура  Российской Федерации в истекшем году провела масштабную проверку того, как же реагировали прокуроры  на обращения граждан и на что  чаще всего люди жаловались [26].

По сведениям  Генеральной прокуратуры РФ, граждане чаще стали обращаться к прокурорам. За 6 месяцев 2007 г. ими было рассмотрено более 800 тыс. обращений граждан. Из них удовлетворено каждое пятое.

Всего за 2007 г. прокурорами было выявлено нарушений трудового законодательства только об оплате труда более полумиллиона случаев. К административной ответственности привлечено свыше 23 тыс. руководителей и возбуждено 661 уголовное дело [25].

В ходе рассмотрения жалоб были приняты  конкретные меры прокурорского реагирования: принесено 8,5 тыс. протестов, внесено около 40 тыс. представлений, направлено в суд 60 тыс. исков и заявлений, предостережено 6,5 тыс. должностных лиц.

Традиционно много поступает жалоб на нарушения  трудового законодательства. По прокурорской статистике, защиту прокуроров нашел каждый второй гражданин, заявивший о нарушении его прав работодателем. Было удовлетворено 53% таких жалоб. Прокуратура остается по-прежнему для граждан, чьи социально-трудовые интересы оказались ущемлены, органом, способным квалифицированно и в короткий срок восстановить их законные права, равно как и интересы государства.

В свою очередь, государство призвано обеспечить эффективное функционирование социально-трудовых отношений, оно должно быть организатором  и координатором переговоров, арбитром при разрешении конфликтов. Государство можно рассматривать как независимый регулятор социально-трудовых отношений. Оно призвано устанавливать юридические нормы, направленные на защиту прав работников и нанимателей, формировать и развивать законодательную базу социального партнерства.

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ

3.1 Действие коллективного  договора

Часть четвертая статьи 40 "Коллективный договор" ТК РФ установила: "Коллективный договор может заключаться в  организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях". Во-первых, согласно статьям 54 и 55 ГК РФ, существует родовое оценочное понятие "подразделение" и два его вида - "структурное подразделение" и "обособленное подразделение". "Структурное подразделение" юридического лица находится лишь в пределах места нахождения юридического лица. "Обособленные подразделения" (только филиалы "представительства" - статья 55 ГК РФ) - за пределами места нахождения юридического лица. "Обособленные", но "структурные" подразделения ГК РФ не предусмотрены. Думаю, также практически вряд ли возможно создать подразделение, которое бы находилось одновременно в пределах и за пределами места нахождения юридического лица.

Г.В. Хныкин, с одной стороны, справедливо  отметил: "Вызывает также сомнение предоставление права заключать коллективные договоры... обособленным структурным подразделениям. Такие подразделения, финансируемые по смете, не могут выходить за ее рамки при установлении условий коллективного договора. Поэтому, чтобы предоставить работникам гарантии и льготы, связанные с дополнительным расходованием денежных средств, подразделениям придется обращаться за помощью о дополнительном финансировании к основной организации. В этом случае получается, что при установлении условий коллективного договора будет участвовать и само юридическое лицо. А это означает не что иное, как удвоение субъекта на стороне работодателя" [29].

Вместе  с тем, с другой стороны, необходимо подчеркнуть: структурное или обособленное подразделения не являются юридическими лицами (статья 55 ГК РФ), а поэтому не могут быть в принципе стороной какого-либо договора, в том числе коллективного договора. У подразделений действительно отсутствует собственное обособленное имущество, которым они могли бы отвечать перед своими кредиторами. Характерно, что статья 11 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" такого права "подразделениям" не предоставляла. В связи с изложенными правовыми аргументами предлагаю, во-первых, часть четвертую статьи 40 ТК РФ признать утратившей силу. Во-вторых, считаю возможным отражать действительно имеющиеся особенности правового регулирования трудовых правоотношений работников, фактически работающих в структурных и обособленных подразделениях, в отдельных главах (приложениях) единого коллективного договора.

Часть четвертая статьи 43 ТК РФ установила: "Коллективный договор сохраняет  свое действие в случаях изменения  наименования организации, реорганизации  организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации". В то же время, согласно части шестой статьи 43 ТК РФ, "при реорганизации организаций в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

Вместе  с тем в случае реорганизации  организаций как в формах слияния, присоединения, разделения и выделения, так и в форме преобразования происходит прекращение действия реорганизованных юридических лиц (за исключением  случаев реорганизации в форме присоединения - статья 57 ГК РФ). Отсюда в результате реорганизации в форме преобразования реорганизованное юридическое лицо также прекращает свою деятельность и создается другое юридическое лицо.

В связи  с изложенными правовыми аргументами  предлагаю части четвертую и шестую статьи 43 ТК РФ изложить в следующей редакции: "Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования работодателя, а также расторжения трудового договора с руководителем или иным представителем работодателя...

При реорганизации  организации в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования коллективный договор сохраняет  свое действие в течение реорганизации".

С позиций  ГК РФ дискуссионной представляется и часть пятая статьи 43 ТК РФ: "При  смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности". Согласно пункту 3 статьи 213 ГК РФ, имущество, внесенное учредителями (участниками, членами) в качестве вкладов (взносов) в коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, а также имущество, приобретенное этими юридическими лицами, является частной собственностью юридических лиц. Следовательно, "смена формы собственности" в этих организациях вряд ли возможна. Собственниками имущества, внесенного в государственное или муниципальное предприятие, а также казенное предприятие и учреждение является учредитель (статьи 294 - 296 ГК РФ). Смена "формы собственности организации" в данных юридических лицах теоретически возможна, но практически маловероятна. Тем более в государственных органах или муниципальных образованиях. В связи с изложенными правовыми аргументами предлагаю часть пятую статьи 43 ТК РФ признать утратившей силу.

Хотелось  бы также дополнительно остановиться и на других, на мой взгляд, спорных  правовых нормах ТК РФ. Так, " Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального  предпринимателя..." (часть третья статьи 43 ТК РФ). В случае если бы коллективные договоры на практике содержали только правовые нормы, улучшающие трудовые права и законные интересы работников, - споров бы в судах не возникало. К сожалению, в реальной жизни в коллективных договорах содержатся правовые нормы и коллективные индивидуальные обязательства, ухудшающие положение работников. Коллективные договоры в этой части не обязательны для всех работников и применению не подлежат (статья 9 ТК РФ). Предлагаю внести соответствующие изменения и дополнения и в статью 43 ТК РФ.

Как коллективный договор (часть первая статьи 40 ТК РФ), так и соглашение законодателем  относится к разновидности правовых актов (часть первая статьи 45 ТК РФ). Действия граждан и юридических  лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, законодатель относит к сделкам (статья 153 ГК РФ). По межотраслевой аналогии закона предлагаю, во-первых, отказаться от отнесения соглашений и коллективных договоров к правовым актам; во-вторых, дополнительно исследовать возможность соотношения соглашений и сделок. Предлагаю внести соответствующие изменения и дополнения в ТК РФ.

Информация о работе Понятия и порядка заключения коллективных договоров