Понятие,предмет задачи конституциооного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право - одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определёнными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.

Работа содержит 1 файл

готовая работа констит право.docx

— 36.36 Кб (Скачать)

     Граждане  наряду с другими пользователями (органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями  и общественными объединениями) обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость  получения запрашиваемой ими  информации. Такое право на доступ к информации является основой осуществления  общественного контроля за деятельностью  органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а  также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

     3.  Право на объединение. Закреплённое  в ст. 30 Конституции Российской  Федерации право на объединение  является правовой основой образования  и деятельности политических  партий, профсоюзов, молодёжных и  детских общественных объединений,  некоммерческих организаций, благотворительных  организаций и др.

     4.  Право на манифестацию. Согласно  пункта 1 статьи 30 Конституции РФ  каждый имеет право на объединение,  включая право создавать профессиональные  союзы для защиты своих интересов.  Свобода деятельности общественных  объединений гарантируется.

     Закон содержит определения каждого вида манифестаций, названного в ст. 31 Конституции  Российской Федерации.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление указанного права не должно нарушать права и  свободы других лиц. Запрещается  использование этого права для  насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

       Федеральный закон от 19 июня 2004 г.  «О собраниях, митингах, демонстрациях,  шествиях и пикетированиях» использует  обобщённое для всех видов  манифестаций понятие «публичное мероприятие». Под ним понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия, или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных и религиозных объединений.

     С точки зрения предметной сущности, реализация права на манифестации может  выражаться в виде протеста против политики и действий власти, либо выражения  солидарности с властями, либо не иметь  отношения к властям. Манифестационные мероприятия, к властям отношения  не имеющие, - это чаще всего собрания, где граждане обсуждают текущие  дела, митинги, шествия, демонстрации, на которых выражают отношение к своим политическим противникам, а также к международным событиям.

     Целью публичного мероприятия согласно данному  закону является свободное выражение  и формирование мнений, а также  выдвижение требований по различным  вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

     4 Характеристика механизма реализации  политических прав и свобод  граждан, закрепленных Конституцией  Российской Федерации

     Политических  прав и свобод граждан могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с  другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в государственные органы или  право доступа к государственной  службе. Но такие права, как право  на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или организаций, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве. Нельзя, к примеру, создать и зарегистрировать политическую партию или организацию из одного человека. В то же время не возбраняется шествие и пикетирование в  одиночку с транспарантом в руках (если, конечно, такое «шествие» не будет нарушать общественный порядок).

     Конституция РФ закрепляет политические права и  свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких  попыток выявить сложность конструкции  и указать пределы возможных  ограничений. Наглядным примером служит вопрос о политических партиях, значение которого вряд ли кому-либо не ясно. В  зарубежной конституционной практике (ФРГ, Франция, Македония и др.) партиям  уделяется большое внимание, что  важно для их дальнейшей законодательной  институционализации. Но в Конституции  РФ нет даже слов «политические партии», и только в 2001 г. был принят Федеральный  закон «О политических партиях» (ныне действует в редакции от 30 декабря 2006 г.).

     Неоправданно  мало (опять же вопреки зарубежному  опыту) сказано в Конституции  о профсоюзах, собраниях, демонстрациях  и шествиях. Ничего не говорится  о демократических требованиях  к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений  со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой  степени содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как  бы «списаны» с соответствующих  статей Международного пакта о гражданских  и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной  конституционной регламентации.

     Назначение  политических прав и свобод состоит  в том, что они обеспечивают полноценное  участие каждого гражданина в  политической жизни страны. К числу основных политических прав и свобод Конституцией РФ отнесены:

1) право  участвовать в управлении делами  государства (ч. 1 ст. 32);

2) право  на объединение (ст. 30);

3)право  собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и  демонстрации, шествия и пикетирование  (ст. 31);

4) право  на обращения (ст. 33).

     От  иных конституционных прав политические права и свободы отличаются тем, что они: связаны преимущественно  с обладанием гражданством РФ; предназначены  для активного и полнокровного  участия граждан в управлении делами общества и государства; могут  быть реализованы индивидуально: индивидуальное обращение в государственные  органы и органы местного самоуправления, право избираться в органы государственной  власти, и коллективно: через объединения  с другими гражданами. Гарантированность  политических прав граждан, их реализуемость  напрямую зависят от уровня демократизма государства, политического режима в стране, политической культуры, качества политической системы (наличия или  отсутствия авторитетных политических партий, развитых институтов гражданского общества и др.).

     Право участвовать в управлении делами государства в  соответствии с  Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма касается и политических прав и свобод.

     Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое  начало в ее организации. Даже в условиях тоталитарного режима это право  формально декларировал ось в  Конституции. Предусматривалась и  достаточно широкая система форм участия, которая работала, однако, на холостом ходу.

     Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически  организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо  народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом  этой власти (ст. 3 Конституции).

     Рассматриваемое право осуществляется гражданами в  различных формах как непосредственно, так и через представителей.

     Непосредственными формами являются участие Граждан  в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     Действующее законодательство о референдуме  и выборах обеспечивает широкие  гарантии реализации этих прав граждан.

     Референдум - форма прямого волеизъявления граждан  по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования.

     Законодательство  различает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Федерации и  местный референдум (в муниципальных  образованиях). За исключением особых случаев, инициатива проведения референдума  Российской Федерации принадлежит  гражданам.

     В Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г; «О референдуме Российской Федерации» подробно определен порядок  реализации инициативы. По сравнению  с ранее действующим законодательством  этот порядок стал значительно более  сложным, что обусловлено необходимостью выявить реальную поддержку данной инициативы достаточно широкими слоями граждан страны.

     Право на объединение

     Для осуществления жизненных целей  и реализации прав часто необходимо объединение усилий, т. е. создание разного  рода союзов и организаций, способных  выявлять, выражать и представлять коллективные интересы. Совокупность этих объединений отражает способность  гражданского общества к самоорганизации, т. е. к решению общественных проблем  без вмешательства государственной  власти. Столь важная социально-политическая роль объединений, а также объективная  возможность и опасность использования  их в антиобщественных целях вызывают необходимость правового закрепления  отношений, складывающихся между объединениями  и государством. Конституции всех стран мира, как и международно-правовые акты, включают соответствующие принципы и порядок.

     По  своему содержанию право на объединение  предусматривает возможность создания общественных, т. е. негосударственных, объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских  союзов и других общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать  эти общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать  в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них.

     Важным  правом, связанным с участием граждан  в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы  для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам  возможность использовать в указанных  целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. 
 

Информация о работе Понятие,предмет задачи конституциооного права