Понятие,предмет задачи конституциооного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право - одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определёнными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.

Работа содержит 1 файл

готовая работа констит право.docx

— 36.36 Кб (Скачать)

     Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают  как естественные права и свободы  каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера  эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так  же, как и личные права и свободы  человека, государство признает, соблюдает  и защищает политические права и  свободы. Это прямо закреплено в  ст. 2 Конституции РФ.

     Естественный  характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта  важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.

     Политические  права и свободы – отражают возможность участвовать в политической жизни и осуществлении государственной  власти. Однако этот критерий дает возможность  рассматривать многие из так называемых личных прав в числе прав гражданских  и политических – например, право  на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение  информаци и (ст. 29).

     В качестве критерия выделения данной группы прав и свобод в относительно самостоятельную группу, думается, целесообразно рассматривать такое  понятие как «гражданство», данное в Законе о гражданстве РФ. В России политические права принадлежат преимущественно гражданам, хотя некоторыми правами (например, свободой слова, свободой объединений в не политические организации) могут пользоваться также иностранцы и лица без гражданства. Кроме того, нужно отметить что, несмотря на естественность и не отчуждаемость этих прав, в полном объеме они могут быть осуществлены по достижении лицом, наделенным гражданством РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) – т.е. возраста полной дееспособности.

     Следует также отметить, что осуществление  некоторые политических прав регулируется другими статьями Конституции. Так, депутатом Государственной думы может быть избран гражданин по достижению им возраста 21 года (ст. 97 КРФ), для избрания Президентом установлен возрастной ценз в 35 лет (ст. 81 КРФ). Такие ограничения  оправданы тем, что, достигнув определенного  возраста, гражданин осознает и предвидит  последствия своих действий, обладает жизненным опытом и в состоянии  нести обязательства, которые, как  известно всегда сопутствуют правам.

     Политические  права являются непременным условием реализации всех других прав граждан, поскольку они образуют основу системы  демократии и выступают как средство контроля за властью.

     Политические  права и свободы включают: право  на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие  в управлении делами государства, право  избирать и быть избранным и др.

     Политические  права подразумевают в первую очередь управление делами государства  и осуществление местного самоуправления. Это положение закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации: «граждане Российской Федерации  имеют право участвовать в  управлении делами государства как  непосредственно, так и через  своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к  государственной службе. Они также  имеют право участвовать в  отправлении правосудия».

     Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении делами государства - неотъемлемое демократическое  начало в её организации.

     Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически  организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо  народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом  этой власти (ст. 3 Конституции).

     Политические  права и свободы направлены не на обеспечение автономии человека, а на его проявление в качестве активного участника политического  процесса. Ценность этой категории  прав состоит в том, что они  создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством. Политическая свобода, по существу, является одной из граней личной свободы: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать  в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса.

     Следует особо подчеркнуть, что политические права обычно признаются лишь за гражданами, т. е. обладание политическими правами  связывается с принадлежностью  к гражданству конкретного государства. В отличие от прав человека права  гражданина охватывают сферу отношений  индивида с государством (сферу публичных  интересов).

     Важно подчеркнуть, что фактическое осуществление  основных политических прав и свобод человека и гражданина возможно лишь при помощи и посредством норм национального права, которые должны предусматривать эффективные механизмы  и процедуры их реализации. Существование  демократического общества немыслимо  без формирования политического  плюрализма и его ценностей, нонконформизма общественного сознания и поведения, активного и сознательного участия  граждан в общественно-политической жизни. Поэтому в демократическом  государстве политические права  и свободы воспринимаются массовым общественным сознанием не как нечто  второстепенное, а как одна из базовых  гуманистических ценностей.

     Систему конституционных прав вслед за делением власти народа на два направления (государственная  власть и негосударственная власть) следует разделить на:

а) правомочия по участию в организации и  деятельности государства и его  органов посредством различных  форм представительной и непосредственной демократии (право участвовать в  управлении делами государства и  связанные с ним право избирать и быть избранным, право участвовать  в отправлении правосудия, право  на равный доступ к государственной  службе);

б) правомочия по активному участию в жизни  общества, дающие возможность участия  в осуществлении негосударственной  власти, формировании и функционировании гражданского общества (свобода слова  и печати, свобода собраний и манифестаций, право на объединение).

     Комплексное право, охватывающее избирательные  права, право обращений, право на доступ к государственной службе, участие в отправлении правосудия и др. Это право принадлежит  исключительно гражданам РФ и  реализуется ими как непосредственно, так и через своих представителей. Указанное право конкретизирует содержащееся в Конституции РФ (ст. 3) положение о народовластии, носящее  обобщенный (абстрактный) характер.

     Указанным правом охватываются:

     1. Избирательные права - права граждан,  гарантирующие им возможность  избирать и быть избранными  в органы государственной власти  и местного самоуправления.

     Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления возникает у граждан  согласно ст. 60 Конституции Российской Федерации с 18 лет.

     2. Право на равный доступ к  государственной службе - конституционное  право граждан участвовать в  управлении делами государства  посредством занятия любой государственной  должности. Институт государственной  службы составляют государственные  должности, вне которых государственная  служба невозможна. Федеральный  закон от 31 июля 1995 г. «Об основах  государственной службы в РФ»  (п. 3 ст. 21) устанавливает исчерпывающие  основания отказа принятия на  государственную службу и нахождения  на ней. Это: признание судом  гражданина недееспособным; лишение  судом права занимать государственные  должности в течение определенного  срока; наличие подтвержденного  заключением медицинского учреждения  заболевания, препятствующего выполнению  должностных полномочий; наличие  близкого родства (родители, супруги,  братья, сестры, дети) с государственными  служащими при непосредственной  их подчиненности или подконтрольности  друг другу; отказ от предоставления  сведений о полученных доходах  и имуществе, принадлежащем на  праве собственности (ст. 12 вышеназванного  Закона) и др. Закон определяет  требования, предъявляемые к кандидату  на госслужбу, порядок обязательной  аттестации государственных служащих, условия их труда, меры ответственности  за должностные проступки, условия  труда и др.

     3. Право на участие в референдуме.  «Высшим непосредственным выражением  власти народа, - указывается в  Конституции РФ (ст. 3), - являются  референдум и свободные выборы».

     Согласно  Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», референдум - это всенародное  голосование граждан России по вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

     Право граждан на участие в референдуме  непосредственно вытекает из ст. 3 Конституции.

     Законодательное закрепление порядка проведения референдумов на федеральном уровне происходит в следующих нормативно-правовых актах:

1) Федеральный  закон от 12 июня 2002 г. «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации». Он является важным для всех  видов референдумов, проводимых  в Российской Федерации.

2) Федеральный  конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской  Федерации».

     4. Право граждан на обращения  - гарантированная Конституцией  РФ возможность граждан обратиться  лично либо через своего законного  представителя, а также направлять  коллективные обращения в государственные  органы, органы местного самоуправления  и должностным лицам. В соответствии  с Конституцией РФ (ст. 33) граждане  имеют право лично, а также  через своего законного представителя  на предприятии, в учреждении, организации, независимо от форм  собственности, обращаться в государственные  органы и органы местного самоуправления, к их руководителям и должностным  лицам, депутатам законодательных  (представительных) органов и органов  местного самоуправления, государственным  и муниципальным служащим.

     5. Право на участие в отправлении  правосудия - конституционное право  граждан на участие в управлении  государственными делами в форме отправления правосудия в качестве присяжных или народных заседателей. Организация суда присяжных заседателей, права и обязанности присяжных заседателей определяются Законом РФ о судоустройстве.

     Порядок участия граждан в качестве народных заседателей определяется Федеральным  законом от 2 января 2000 г. «О народных заседателях федеральных судов  общей юрисдикции в РФ».

     Помимо  политических прав и свобод, предоставляющих  возможность напрямую принимать  участие в управлении делами государства  и в осуществлении местного самоуправления, существуют также политические права  и свободы, смежные с личными. Это публично-политические права  и свободы.

- свобода  мысли и слова;

- право  на информацию;

- право  на объединение;

- право  на манифестацию.

     Право на свободу мысли и слова закреплено в ст. 29 Конституции Российской Федерации.

1.  Мышление  и мысль, как его результат,  продукт, - естественное и неотъемлемое  свойство человека, связанное с  процессом постановки и решения  им практических и теоретических  вопросов. Мысль не может быть  несвободной. Конституционное же  закрепление свободы мысли гарантирует  каждому свободу формирования  собственных мнений и убеждений  без вмешательства государства,  исключение любого идеологического  насилия над личностью. Свобода мысли и слова символизирует связь личной жизни и индивидуальной свободы человека с его переходом в сферу публичной жизни.

     Без свободы мысли и слова невозможна нормальная жизнь общества, ибо она  лежит в основе других важнейших  свобод, таких, как свобода печати, свобода творчества, свобода выбирать и быть избранным и др.

     Однако  свобода слова не может быть абсолютной. В «Международном пакте о гражданских  и политических правах» говорится, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность, поэтому сопряжено  и с некоторыми ограничениями. Они  касаются прав других лиц, их репутации, а также охраны государственной  безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

     2.  Право на информацию. Наиболее  распространённым способом поиска, получения, передачи, производства  и распространения информации  являются средства массовой информации, под которыми в соответствии  с законом «О средствах массовой  информации» от 27 декабря 1991 г.  понимаются периодические издания,  радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроники,  иные формы периодического распространения  массовой информации, среди которых  особое место занимает интернет. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации. достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Эти сведения должны представляться средствам массовой информации по запросам редакций, а также путём проведения пресс-конференций и в иных формах, что конкретизировано в федеральном законе от 15 декабря 1994 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

Информация о работе Понятие,предмет задачи конституциооного права