Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:48, курсовая работа
Таким образом, сделаем вывод, что право представляет собой систему обязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений. Право действует и осуществляет нормативно-правовое регулирование не изолировано, а во взаимосвязи с остальными социальными нормами. В свою очередь эта связь является достаточно сложной и противоречивой и проявляется далеко не всеми социальными нормами.
Объектом исследования курсовой работы является право как система правил поведения.
Предметом исследования является изучение специальной научной литературы, посвященной праву, исследованию системы нормативных установок, установлению соотношений социальных норм общества.
Введение
3
1. Право в системе социальных норм общества
5
1.1 Понятие и признаки социальных норм
5
1.2 Классификация социальных норм
6
2. Понятие правовой нормы
11
2.1 Понятие правовой нормы (правовые и технические нормы, право и мораль. Соотношение).
11
2.2 Структура правовой нормы. норма права и статья закона
16
2.3 Виды правовых норм
21
Заключение
27
Список использованной литературы
28
Императивные нормы – категорические, строго обязательные веления, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. императивные являются подавляющее большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, в том числе все исходные юридические нормы.
Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения.
Диспозитивные нормы
свойственны многим отраслям Российского
права, однако, в наибольшей мере они
присущи гражданскому праву, так
как специфический метод
Поощрительные нормы – это предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.
Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом своих местных условий, возможностей и резервов. Субъекты – адресаты рекомендательных норм разнообразны, но согласно сложившейся практике российского права главным образом ими являются колхозы, другие кооперативные организации и государственные предприятия.
По юридической силе, т.е. в зависимости от субъекта правотворчества – органа, издавшего те или иные правовые нормы, они подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.
Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.
Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.
Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ, приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.
По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.
Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы: исходные, конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относят: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, работникам с определенными условиями труда, в частности, на подземных работах или в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, военнослужащим); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию (аварийная ситуация, стихийное бедствие и т.п.).
Локальные нормы действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения, направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности.
По форме выражения предписания: управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы.
Управомочивающие (правоустановительные) нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своём тексте слова «вправе», «имеет право», «может».
Обязывающее нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Для этих норм характерны слова «обязан», «должен».
Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты – это государственно властнее веления, основная цель которых предотвратить возможное нежелательное для личности и общества поведение. Запрещенный вариант поведения при этом сопровождается словами: «запрещается», «не вправе», «не может быть», «не допускается» и др.
Наряду с рассмотренными основаниями классификации в юридической литературе предлагаются и некоторые иные критерии деления правовых норм. Однако следует иметь в виду, что при всей ценности подобных классификаций ни одну их них нельзя абсолютизировать, ибо одна и та же норма, в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач, с учетом её всестороннего, комплексного рассмотрения может быть одновременно отнесена к нескольким различным видам правовых норм.
Таким образом, сделаем вывод, что норма права – это установленное или санкционированное государством и охраняемое им общеобязательное, формально-определенное правило поведения, имеющее представительно - обязывающий характер и являющиеся регулятором общественных отношений. Классификация юридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, сделаем вывод, что право представляет собой систему правил, установленных государством, либо принятых в установленном им порядке населением либо негосударственными органами и организациями.
Право действует и осуществляет нормативно-правовое регулирование не изолировано, а во взаимосвязи с остальными социальными нормами. Юридическая норма является главным элементом права, основополагающим понятием всей правовой системы. Право состоит из нормативных установок как сгустков человеческих знаний. Юридическая норма – это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве. Нормативная правовая установка – элемент естественного права, юридическая норма – элемент позитивного права. Обладая всеми качествами социальных норм, юридические нормы имеют специфические черты, определяемые их неразрывной связью с государством. Соединяя в себе свойство общесоциального и государственного воздействия на поведение людей, имея особую форму выражения и охраны от нарушений, юридические нормы преобретают исключительно регулирующие возможности.
Подведем итог. Общество – сложный организм, целая система самых разнообразных отношений. Такие отношения нуждаются в упорядочении, регулировании. Для этого в обществе складывается система нормативных регуляторов – правил поведения: обычаи, нормы морали, нормы права и др. Путем нормативного регулирования происходит упорядочивание отношений между людьми, их поведений, посредством создания и реализации правовых норм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллаев М.И., Комаров
С.А. Проблемы теории
2. Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2006. – 637 с.
3. Венгеров В.К. Система
права, система
4. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. С.А. Комарова. – М.: Спарк, 1997. – 452 с.
5. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория Государства и права: Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., испр. и допол. – М.: Спарк, 2000. – 511 с.
6. Лазарев В.В. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. 0-28 Лазарева В.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2000. – 520 с.
7. Любашиу В.Я., Мордовцев, Мамычев А.Ю. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов Н/Д: Феникс, 2010. – 604 с.
8. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 640 с.
9. Малько А.В., Матузов
Н.И. Теория государства и
10. Смоленский М.Б. Основы
права: Учебник. – 4-е издание,
11. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 5-е изд., стер. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. – 704 с.
1 По проблеме технико-юридических норм см., например: Зыков П.Г. О социальной природе права.М.,1999. Вопленко Н.Н. Право в системе социальных норм: Учебное пособие. Волгоград, 2003.
2 Кавелин А. Задачи этики.СПб., 1887. С. 13; Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. С. 40.