Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:48, курсовая работа
Таким образом, сделаем вывод, что право представляет собой систему обязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений. Право действует и осуществляет нормативно-правовое регулирование не изолировано, а во взаимосвязи с остальными социальными нормами. В свою очередь эта связь является достаточно сложной и противоречивой и проявляется далеко не всеми социальными нормами.
Объектом исследования курсовой работы является право как система правил поведения.
Предметом исследования является изучение специальной научной литературы, посвященной праву, исследованию системы нормативных установок, установлению соотношений социальных норм общества.
Введение
3
1. Право в системе социальных норм общества
5
1.1 Понятие и признаки социальных норм
5
1.2 Классификация социальных норм
6
2. Понятие правовой нормы
11
2.1 Понятие правовой нормы (правовые и технические нормы, право и мораль. Соотношение).
11
2.2 Структура правовой нормы. норма права и статья закона
16
2.3 Виды правовых норм
21
Заключение
27
Список использованной литературы
28
Запретительные диспозиции не закрепляют каких-либо прав. Они устанавливают только обязанности граждан, иных лиц воздерживаться от совершения запрещенных действий. Запретительные диспозиции содержатся по преимуществу в нормах уголовного и административного законодательства, устанавливающих ответственность за совершение преступлений и административных проступков.
Специфика норм с закрепительными диспозициями состоит в том, что с их помощью государство не осуществляет позитивного регулирования общественных отношений, не предписывает гражданам и иным лицам совершения определенных действий, а устанавливает запрет, «табу» на действия, признаваемые опасными для общества и государства. В отличии от представительно-обязывающих норм запреты являются безусловными и подлежат неукоснительному соблюдению под страхом уголовного или административного наказания. При этом запрет действует вне конкретных правоотношений. Конкретное правоохранительное отношение возникает лишь в случае нарушения запрета.
Санкция правовой нормы – часть юридической нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.
Такое определение санкций дает обычно юридическая наука. философы, а чаще всего социологи, под санкцией понимают не только негативные (порицание, наказание), но и позитивные (одобрение, поощрение) последствия за социально значимое поведение человека.
Санкция – третий и последний элемент нормы права. В ней выражается негативное отношение государства и общества к лицам, не соблюдающим действующие нормы права и пытающимся собственный интерес противопоставить интересу, закрепленному в праве. С помощью санкций негативное отношение к правонарушителям выражается двумя способами: восстановлением нарушенного права и применением штрафных, карательных мер.
Санкция правовой нормы – понятие собирательное. В зависимости от характера неблагоприятных для нарушителя последствий она может предусматривать:
а) меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.); санкции этого вида наказываются штрафными или карательными;
б) меры предусмотрительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение и др.);
в) меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, незаконно уволенных и др.); назначение указанных мер – устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав;
г) неблагоприятные последствия, возникающие в результате поведения самого субъекта ( утрата больным пособия по временной нетрудоспособности вследствие нарушения больничного режима или неявка без уважительных причин на врачебный осмотр и т.д.).
Санкции правовых норм целесообразно
классифицировать по объему и размерам
неблагоприятных для
1. Абсолютно-определенные санкции, где точно указан размер неблагоприятных последствий (увольнение работника, точно обозначенный размер штрафа и др.).
2. Относительно-определенные, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального. Это, прежде всего, многие санкции уголовно-правовых норм с формулировками: «…наказывается лишением свободы на срок от … до … лет» или «… наказывается лишением свободы сроком до … лет».
3. Альтернативные санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только один – наиболее целесообразное для решаемого случая.
Благодаря правовосстановительным санкциям полностью устраняются или минимизируются негативные последствия совершенного правонарушителя: отменяется нормативно-правовой акт, нарушающий права человека или противоречащий федеральным законам, незаконно уволенный человек восстанавливается на работе, при этом ему выплачивается заработная плата в полном размере за период вынужденного прогула, пострадавшему от кражи возвращаются похищенные вещи либо возмещается их стоимость.
Штрафные или карательные
санкции применяются к
Соответственно, сделаем вывод о том, что норма права в совокупности составляющих её элементов выступает единым целостным образованием. Гипотеза обеспечивает применение диспозиции тем, что определяет условия, при которых диспозиция может быть воплощена в конкретных отношениях. Санкция определяется содержанием диспозиции, значимость её прав и обязанностей в системе общественных отношений и ценностей, и в свою очередь санкция выступает действенным средством перевода диспозиции на уровень конкретных прав и обязанностей и практической деятельности. Только при наличии всех трех элементов властное государственное веление образует качественно новое явление – правовую норму. При отсутствии хотя бы одного элемента властное веление может рассматриваться лишь как часть правовой нормы либо положение ненормативного характера. Благодаря трехэлементному составу юридической нормы обеспечивается полное и системное определение всех требований, необходимых гражданам и иным лицам для возникновения, изменения или прекращения конкретных отношений.
Правильное понимание структуры юридической нормы с необходимостью предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Данный вопрос имеет не только научное, но и практическое значение. Смешение нормы права, которая относится к содержанию права, со статьей нормативного акта, относящейся к форме выражения права, их отождествление ведет к неправильному представлению о внутреннем строении юридической нормы, постановки под сомнение или даже отрицанию её трехэлементной структуры, затрудняет процесс применения права.
Норма права далеко не во всех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта. Не всегда в словесной формулировке отдельной статьи можно обнаружить все три известных нам элемента соответствующей правовой нормы, не говоря о том, что и тогда, когда норма права и статья нормативного акта совпадают, структурные элементы зачастую не лежат на поверхности, требуется вычленить их путем мысленного процесса. Непринятие во внимание этого обстоятельства ведет к утверждениям о двухэлементной структуре некоторых правовых норм, когда у одних из них якобы отсутствует гипотеза, у других – санкция.
Вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта тесно связан с правилами законодательной техники, такими ее требованиями, как ясность, краткость и компактность изложения нормативного материала, удобство его изучения, толкования и применения. Сообразно этому в тексте статей формулировки некоторых элементов нормы могут сливаться, отдельные элементы полностью или частично подразумеваются. Например, в словесной формулировке диспозиций многих норм нередко указываются либо только субъективные права, либо только юридические обязанности одной из сторон, но при этом необходимым образом подразумеваются соответствующие им обязанности ил права другой стороны.
В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта или, что одно и то же, три способа изложения юридических норм в статьях нормативного акта.
1. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму. В качестве примера можно сослаться на любую норму особенной части уголовного права. Диспозиция последней означает запрет совершения указанного в статье состава преступления (убийство, кража, мошенничество и т.д.), гипотеза предполагает условия вступления нормы в действие (если кто либо совершил данное преступление), санкция определяет наказание за нарушение содержащегося в диспозиции запрета, т.е. за совершение определенного преступления.
2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта. Например, гипотеза и диспозиция нормы, предусматривающей обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, расположены в одной и той же статье, тогда как санкция этой нормы, заключающаяся в обращении взыскания на имущество должника, находится в другой статье.
3. В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм. Большинство статей Особенной части УК РФ состоит из двух или более частей, каждая из которых – самостоятельная норма права.
2.3 Виды правовых норм
Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет, во-первых, определить место каждого вида правовых норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в регулировании общественных отношений, в-третьих, точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, в-четвертых, значительно усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.
Правильность и полнота классификации зависят, прежде всего, от выбора её основания, которым выступает наиболее существенный признак, определяющий все остальные признаки классифицируемого явления.
По функциям в механизме правового регулирования выделяются: исходные правовые нормы, нормы – правила поведения, общие и специальные нормы.
Исходные (отправные, учредительные) нормы занимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. В этом их основное назначение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия.
Исходные правовые нормы довольно неоднородны по своему характеру, содержанию и целевому назначению. В их составе можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции. Нормы-начала – это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Конституции государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и прежде всего в нормах-принципах. Нормы-принципы – законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значительнее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законодательном предписании, становится нормой-принципом. Определительно-установочные нормы – это предписания, формулирующие цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования, закрепляющие целевые установки законодателя. Нормы дефиниции – содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законе, административного правонарушения – в административном законодательстве, отдельных видов сделок – в гражданском законодательстве и т.д. Дефинитивные нормы выполняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирования.
Исходные нормы участвуют в правовом регулировании не напрямую, а опосредованно, в тесной связи и единстве с нормами – правилами поведения, нормами непосредственного, прямого регулирования, составляющими основную, большую часть юридических норм. Они указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, виды и меру реакции государства по отношению к правонарушителям.
Общие и специальные нормы. Они различаются между собой степенью общности и сферой действия. Общие нормы – это предписания, охватывающие своими действиями все правовые институты той или иной отрасли. Эти нормы группируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты. В отличии от них специальные нормы – это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений, с учетом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности. Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права.
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового и иных отраслей права.
Отраслевые нормы
Процессуальные правовые нормы регулируют организационные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.
По методу правового регулирования нормы классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные , рекомендательные.
Содержание методов
правового регулирования