Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:54, реферат
В настоящей работе предпринята попытка исследования состояния и динамики преступности несовершеннолетних в Смоленской области, а также выявления факторов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере. Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой - необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике. Изучение проблем подростковой преступности, равно как и преступности общей, требует учета той конкретной ситуации – политической и социально-экономической, на фоне которой формируются и развиваются криминогенные процессы.
Введение
1. Понятие несовершеннолетней преступности и несовершеннолетняя преступность как объект криминологического исследования
2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.
3. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних на общегосударственном и региональном уровне
4. Комиссия по делам несовершеннолетних : задачи и функции.
Заключение.
Список литературы.
- разработка критериев определения профилактического потенциала права;
- расширение правового обеспечения предупреждения преступности за счет более широкого включения в него норм гражданского, административного, трудового, семейного права.
- Увеличение числа
- Разработка видов и механизмов назначения наказания несовершеннолетним в рамках уголовно-правовой процедуры;
- Разработка правового регулирования осуществления процедуры собеседования в семьях в соответствии с которым подростки и члены их семей встречаются под надзором милиции с целью разрешения конфликта и уменьшения вероятности повторного его возникновения.
Систему субъектов формирования и реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должны образовывать государственные и негосударственные институты. Особое место среди институтов реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних занимает система «право охранения».
Цель системы право охранения – обеспечение безопасности в обществе (защита человека, общества и государства от преступных посягательств) путем реализации закона и других норм права.
Субъектами политики предупреждения преступности несовершеннолетних могут выступать и негосударственные институты. Однако в отличие от многихстран, где некоторые важные функции предупреждения преступности несовершеннолетних берет на себя гражданское общество. Проблема участия граждан и различныхобъединений как в процессе формирования политики, так и в процессе ее реализации заслуживает самостоятельного анализа. Следует отметить, что в основе правового регулирования участия населения в предупреждении преступности должны лежать три принципа: добровольность, государственное стимулирование, содействие, поддержка (система социальных, экономических и других льгот), дополнительная правовая и социальная защита.
Политика предупреждения преступности имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном ведении РК и ее субъектов.
Изложенное выше понимание политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы политики:
1. Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы населения, которая нуждается в повышенной защите.
- Уважение основополагающих принципов прав ребенка;
- Выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы социальной и правовой защиты;
- Рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;
- Организация подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия.
2. Подход к проблеме с учетом ее приоритетности:
- решение всех задач, связанных с предупреждением преступности несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы» общества, а как инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий уровень безопасности общества.
- последовательное применение в отношении несовершеннолетних принципа протекционизма.
- Ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение реализации основных прав несовершеннолетних.
- Первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных на социальную криминологическую и виктимологическую профилактику.
3. Подход к процессу модернизации законодательства с учетом соблюдения принципа повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних:
- Усиление профилактического потенциала права.
- Принятие специальных законов и специальных процедур для несовершеннолетних.
- Поэтапное создание комплексной системы правосудия для несовершеннолетних.
- Специализация следователей, прокуроров, судей.
- Обеспечение бесплатной
юридической помощи
1. Подход к проблеме
с учетом приоритетности
- Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния.
- Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации.
- Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.
2. Подход к проблеме с учетом ее комплексности.
- Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности несовершеннолетних.
- Создание системы
координации
- Создание единого пространства профилактики.
- Образование системы мониторинга деятельности по формированию и реализации политики.
3. Подход к проблеме с учетом региональных условий.
- Оценка криминогенной ситуации.
- Реализация принципа полноты региональных инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания.
- Максимальное использование для предупреждения преступности несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.
- Принятие законов и иных подзаконных актов.
- Согласование программ предупреждения преступности на региональном уровне с программами потребностями на местном уровне.[10]
4. Комиссия по делам несовершеннолетних : задачи и функции.
Комиссия по делам несовершеннолетних является органом, который, в первую очередь, занимается профилактикой, предупреждением правонарушенийсреди несовершеннолетних. Поэтому систему работы КДН можно представить следующим образом:
1. Работа с родителями или лицами, их заменяющими, в виде вынесения общественного порицания за невыполнение долга по воспитанию детей (ограничение в дееспособности, лишение родительских прав).
2. Выявление негативной роли взрослых, вовлекающих подростков в преступную деятельность.
3. Работа по профилактике преступлений несовершеннолетних правонарушителей:
- учет правонарушителей;
- установление причин совершения преступлений;
- пути устранения этих причин.
В современный
период правонарушение
несовершеннолетнего рассматривается
как свидетельство недостатков в воспитательной
работе, а совокупность фактов антиобщественного
поведения и правонарушений подростков
на территории города Смоленска
- как серьезный показатель
недостатков проводимой здесь воспитательной
и профилактической работы. В профилактике
и ликвидации правонарушений
несовершеннолетних особенно
велика роль общественности. Одной
из основных форм участия граждан
в воспитательно-
Главными задачами КДН являются:
1. Организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.
2. Устройство и охрана
прав и интересов
3. Координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам.
4. Рассмотрение дел о
правонарушениях
5. Осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях.
1. Комиссия систематически информирует о своей работе общественные организации и коллективы. Состав КДН постоянен. Недопустима временнаязамена члена КДН другим лицом. Как показала практика работы в КДН, при существующем объеме работы комиссии одними силами общественности невозможно обеспечить эффективность ее деятельности, объем работы все больше увеличивается. Выносимые КДН постановления обладают юридической силой и подлежат обязательному исполнению (указываются сроки исполнения). КДН строит свою работу по плану совместно с прокуратурой, судом и милицией. КДН выявляет и берет на учет:
1.Детей и подростков, оставшихся без родителей.
2.Несовершеннолетних, имеющих родителей, которые не обеспечивают надлежащих условий для воспитания детей.
3.Подростков, оставивших школу и не работающих и других, нуждающихся в государственной помощи.
4.Принимают меры к их устройству.
КДН выявляет семьи, в которых дети находятся в неблагоприятных условиях воспитания, и ведет учет таких семей. На КДН возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних в случаях:
- совершения общественно опасного действия в возрасте до 14 лет;
- совершения общественно опасного деяния в возрасте от 14 до 16 лет;
- совершения в возрасте до 16 лет мелкого хулиганства или в возрасте до 18 лет мелкой спекуляции или административного правонарушения;
- совершения другого антиобщественного поступка;
- уклонения от учебы или работы.
Основанием для рассмотрения дела в КДН является протокол по каждому нарушению. КДН может применять к подросткам следующие меры воздействия:
1. Обязать подростка принести публичное извинение.
2. Вынести предупреждение.
3. Объявить выговор или строгий выговор.
4. Наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16 лет и имеющего самостоятельный заработок, штраф.
5. Передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих.
6. Направить
7. Поместить несовершеннолетнего в случае совершения им общественно опасного деяния в специальное лечебно-воспитательное учреждение.
В практике работы КДН широко применяется условное направление подростков в спецучреждения. Эта форма воздействия является эффективной и вбольшинстве случаев приносит положительные результаты. Необходимо отметить, что КДН является органом, занимающимся профилактикой и предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних, поэтому работа с «нерадивыми» родителями также является важным участком ее деятельности.
Общественное порицание- это публичное осуждение родителей или лиц, их заменяющих, за невыполнение ими своего долга по воспитанию детей. Оно объявляется чаще всего на заседании КДН. КДН имеет право и наложить штраф на родителей. Ограничение в дееспособности применяется в отношении граждан, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами ставят свою семью в тяжелое материальное положение.
Родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами. Лишение родительских прав является крайней мерой воздействия.
КДН рассматривает дела:
1) переданные в порядке, предусмотренном ст.8 и 10 УПК РСФСР;
2) по представлению органов милиции, народного образования и профессионально-технического образования;
3) по представлению родительских комитетов при школах, домовых комитетов, при домоуправлениях и других организаций;
4) по заявлениям граждан;
5) по собственной инициативе.
КДН рассматривает дела в срок не позднее 15 дней с момента их поступления. Основное количество дел о правонарушениях поступает из инспекций по делам несовершеннолетних. Часть дел КДН передает в товарищеский суд по месту учебы или работы подростка. КДН обязана выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетним.и принимать меры к их устранению. В ходе обследования выявляются мотивы правонарушения, а также то вредное влияние, в силу которого сформировался преступный умысел у подростка и неблагоприятная обстановка в семье. В случае отказа несовершеннолетнего от явки на комиссию без уважительных причин, он может быть доставлен через органы милиции. Заседание комиссии является правомочным при наличии не менее половины ее состава.