Понятие и способы реорганизации юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования работы заключается в исследовании проблематики процедуры реорганизации юридических лиц на современном этапе.
Объектом данной работы являются общественные отношения в сфере анализа вопроса, посвященного реорганизации юридических лиц.
Предмет – это те действия юридических лиц, которые ведут за собой реорганизацию.
Следовательно, в соответствии с поставленной целью, предметом и объектом ставились и решались следующие задачи:
- анализировалось понятие юридического лица, его эволюция;
- изучались теории юридического лица;
- определялось место и роль юридического лица в современном гражданском обороте;
- выявлялись виды реорганизации юридического лица;
- изучался порядок проведения реорганизации юридических лиц;
- изучалась научная литература по теме исследования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие юридического лица, его эволюция и теория 6
Глава II. Правовые основы реорганизации юридического лица 16
§ 1. Характеристика видов реорганизации 16
§ 2. Реорганизация юридического лица в форме слияния 20
§ 3. Реорганизация юридического лица в форме присоединения 23
§ 4. Реорганизация юридического лица в форме разделения и выделения 26
§ 5. Преобразование юридического лица 30
Глава III. Порядок проведения реорганизации 32
Заключение 39
Библиография 43

Работа содержит 1 файл

гп.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

      Настоящее же развитие конструкция юридического лица получила в Новое время, когда  появляются крупные торговые предприятия  в которых вырабатывается техника  коллективного ведения крупных  дел. Здесь уже сама жизнь подсказывает необходимость детальной разработки статуса этих объединений и регламентации их правового положения.

      Что же такое юридическое лицо и каково его значение как субъекта экономического и гражданского оборота? Интересный ответ на первую часть вопроса  находим у Г.Ф. Шершеневича: "... под именем юридического лица понимается все то, что, не будучи физическим лицом, признается со стороны закона способным, ввиду определенной цели, быть субъектом права".7 Из этого определения автор делает два принципиальных вывода в которых можно обнаружить ряд признаков юридического лица. Во-первых, являясь самостоятельным субъектом, юридическое лицо существует независимо от других субъектов, в том числе от тех которые образовали юридическое лицо и входят в его состав. Поэтому такое юридическое лицо может вступать с ними в сделки на правах равного партнера. Во-вторых, так как юридическое лицо - субъект, лишенный личностного начала, ему должны быть чужды права связанные с физической природой человека. Так, юридическое лицо не может вступать в брачные отношения, вряд ли можно говорить о чести, достоинстве юридического лица, не входит юридическое лицо и в круг наследников по закону.

      Термин "юридическое лицо" был впервые  использован в гражданском праве. Развитие института юридического лица было тесно связано с бурным ростом капиталистической экономики, требовавшей капиталов. Институт юридического лица и стал правовой формой такой концентрации. Детальное теоретическое осмысление феномена юридического лица осуществлялось в Германии в рамках работы над германским гражданским уложением. Старое, феодальное германское право не пошло в этом вопросе дальше признания понятия физического лица, и по признанию самих разработчиков уложения формула, объявляющая, что имущество организованного социального союза есть личная собственность нового идеального субъекта, и на этом основании вводящая также социальное, общественное имущество в круг гражданского права и резко отделяющая его от имущества отдельных членов союза - формула юридического лица, найдена в области римского права и принята нами на почве рецепции римского права.8 Удачность разработки института юридического лица в германском праве во многом объясняется тем, что идеи римских цивилистов легли на благоприятную почву в виде интенсивно развивающихся экономических отношений. Бурная индустриализация страны, резкая активизация различного рода социальных групп хозяйственных и нехозяйственных объединений объективно требовали максимально четкого юридического оформления организации как самостоятельного субъекта права. И Германское гражданское уложение, принятое в 1896 году уделило статусу юридических лиц значительное внимание. В самом Уложении юридическим лицам посвящено около 70 параграфов. Кроме того, в Германии, как и во многих других странах нормы, регламентирующие правовое положение отдельных видов юридических лиц, собраны в так называемом специальном законодательстве.

      Что же все таки обуславливает столь пристальное внимание законодателя к этому институту? Значение института юридического лица можно понять, проанализировав функции, которые он выполняет в регулировании имущественного оборота.

      1) Оформление коллективных интересов.  Специфика имущественных отношений,  регулируемых гражданским правом  состоит в том, что каждый  субъект этих отношений действует  исходя из своей собственной выгоды и в своем интересе. Однако в ряде случаев достичь максимальной выгоды можно лишь объединив свои усилия и средства с другими субъектами таких же отношений. Так во втором случае будет нарушаться баланс интересов членов объединения. Остается первое. Таким образом, институт юридического лица организует, упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица (организации), преобразуя их волю в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от своего имени.

      2) Объединение капиталов. Для достижения  крупной коммерческой цели необходимо  включить в дело крупный капитал.  В этом плане юридическое лицо, в особенности такая его разновидность  как акционерное общество, является  оптимальной формой долговременной централизацией капиталов, без чего немыслима крупномасштабная предпринимательская деятельность.

      3) Ограничение предпринимательского  риска. Конструкция юридического  лица позволяет ограничить имущественный  риск участника суммой вклада  в капитал конкретного предприятия.

      4) Управление капиталом. Эта формула  тесно связана с первой, так  как управление капиталом осуществляется  для достижения целей, представляющих  интерес для тех, кто объединяет  свой капитал с капиталом других  участников. Институт юридического лица создает также основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу, в различных сферах предпринимательской деятельности.

      Таким образом, появление и развитие института  юридического лица было обусловлено  потребностями развивающегося экономического оборота, предопределившего появление в качестве самостоятельного участника общественного производства особого феномена - некого олицетворенного имущества.

     Становление и совершенствование столь сложного и важного социального института как юридическое лицо, едва ли возможно без его серьезных исследований. Они велись на протяжении всей истории существования юридических лиц, привели к созданию в XIX веке ряда фундаментальных теорий и активно продолжаются в современной цивилистике.

      Первое  капитальное научное исследование понятия юридического лица было осуществлено Ф.К.Савиньи в середине XIX века и  вошло в историю под названием "теория фикции" или "теория олицетворения". Савиньи утверждал, что только человек является действительным субъектом права. Позитивное право по своему усмотрению может, однако, либо сузить круг правоспособных лиц, либо, наоборот, расширить его, за счет образования искусственных субъектов права. Юридическое лицо представляет собой не что иное, как искусственно созданный посредством простой фикции субъект права. Такой субъект создается исключительно в юридических целях. Реальными субъектами правоотношений в юридическом лице остаются единственно возможные носители правосубъектности - физические лица. Юридическое лицо как простая фикция недееспособно. Дееспособны лишь его органы, состоящие из людей.9

      Такая концепция предопределила как порядок  возникновения, так и природу  правоспособности юридического лица. Если юридическое лицо является искусственным  созданием правопорядка, то только государство путем признания, оформленного соответствующим актом, может вызвать его к жизни, только государство может определить формы и сферу его деятельности.

      Теория  фикции получила широкое распространение  в Англии и США. "Корпорация - это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона" - такое определение корпорации было дано в решении по делу The Trustees of Dartmouth College V. Woodward председателем Верховного суда США Д.Маршаллом еще в начале XIX века, и из такого понятия корпорации до настоящего времени исходят практика и законодательства Англии и США.10

      Несмотря  на восприятие законодательством, теория фикции подверглась жесткой критике  со стороны многих ученых-цивилистов, в том числе и российских. Е.Н.Трубецкой писал, "фикция есть вымысел, предположение чего-то несуществующего, между тем, приписывая права учреждениям и корпорациям, мы вовсе не вынуждены вымышлять что-то несуществующее: соединения людей в обществе, преследующие определенные цели, а равным образом и учреждения с определенными функциями суть величины весьма реальные. Раз "субъект прав" - вообще не то же, что человек, то называть учреждения и корпорации юридическими лицами - вовсе не значит создавать фикции". 11

            Особое место в доктрине юридического лица занимает концепция его существования как реального субъекта реальных общественных отношений. Основатель ограниченной теории юридического лица О.Гирке утверждал, что юридическое лицо - это особый телесно-духовный организм, союзная личность. Это не продукт правопорядка, а реально существующий организм, на который государство, но не призывает его к жизни. Конечно, превратиться в самостоятельное лицо, отличное от суммы индивидов его составляющих, человеческий коллектив может лишь при наличии определенных условий. Французские ученые Л.Мишу и Р.Салейль отмечают три таких условия:

      1) наличие у коллектива постоянного  интереса, отдельного от индивидуальных  интересов его членов;

      2) соответствующая организация, способная  выявлять коллективную волю, представлять и защищать общий интерес;

      3) включение коллектива в юридическую  среду. 

      Против  этой теории, также, как и против теории фикции было выдвинуто много  возражений. Поговаривали даже о попытке  О. Гирке биологизировать юридическое лицо.

      Думается, что истина, как всегда, находится посередине двух крайностей. Действительно, в основе юридического лица лежат не фиктивные, а настоящие реальные потребности живых людей, но субъекты, которым даются права для охраны этих интересов, существа не реальные. Это искусственно созданные самой жизнью или законодателем субъекты. Как отмечает Г.Ф. Шершеневич в своей работе "Учебник русского гражданского права" "больница, как место подачи помощи больным,- вполне реальна, в ней кипит настоящая жизнь, но в мире юридических отношений, как субъект их, она является искусственным созданием. 12

      Хочется отметить также, что, несмотря на множественность различных концепций юридического лица это не оказывает отрицательного влияния на практику его функционирования. Изначальная цель, которая стояла перед исследователями феномена юридического лица,- обоснование разграничения имущества (и вытекающие из этого разграничения имущественные права, обязанности и ответственность) корпорации и участников этой корпорации, а также третьих лиц. Именно общность указанной цели, несмотря на разнобой мнений, объединяет теории юридического лица и позволяет им превосходно обслуживать потребности современного гражданского оборота. Юридическое лицо предстает в качестве субъекта как публичного, так и частного права, вступающего в правовые отношения от своего имени и отвечающего в рамках этих отношений своим имуществом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Правовые основы реорганизации юридического лица

§ 1. Характеристика видов реорганизации

     Реорганизация действующего юридического лица является вторым способом создания юридического лица. Первым, как известно, является учреждение нового юридического лица.      Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.13    Иные (кроме решения учредителей (участников) либо органа юридического лица) основания и порядок реорганизации общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) и иными федеральными законами.       Законодатель, в специально установленных законами случаях, указывает на наличие возможности осуществления реорганизации юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.14.      В случае, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.           ГК РФ предусматривает следующие формы реорганизации юридического лица:           - слияние,             - присоединение,            - разделение,            - выделение,            - преобразование.        Общество с ограниченной ответственностью (юридическое лицо) может быть преобразовано в следующие организационно-правовые формы:  - в акционерное общество,         - в общество с дополнительной ответственностью,     - в производственный кооператив.15       При реорганизации юридического лица его права и обязанности переходят к правопреемнику (правопреемникам), что подтверждается в случаях слияния, присоединения, преобразования данными передаточного акта, а в случаях разделения, выделения - данными разделительного баланса.  Реорганизация - это процедура, которая сопряжена с соблюдением определенных требований гражданского и бухгалтерского законодательства. 16 При этом затрагиваются интересы двух сторон:       - передающей,             - принимающей.           От формы реорганизации зависит порядок ее проведения и состав оформляемой документации. В процессе реорганизации одни организации (общества) прекращают свое существование, другие возникают в виде новых организаций, или представляются в ином качестве.     На основании статьи 58 ГК РФ правопреемство при реорганизации юридических лиц происходит:         -  при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;            - при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;     - при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;           - при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом;              - при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.17          Реорганизация хозяйственных обществ осуществляется только при представлении доказательств письменного уведомления кредиторов и опубликования в органе печати сообщения о принятом решении о реорганизации (пункт 5 статьи 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом кредиторов общества и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.           Приказом МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508 «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц. Письмом ФНС Российской Федерации от 13 июля 2005 года №ЧД-6-09/570 «О направлении методических рекомендаций» приведены бланк-заявка на публикацию сообщений, примеры текста сообщений.        Немаловажным при реорганизации обществ является законодательное урегулирование вопросов имущественного и обязательственного характера. Формирование имущества, создаваемого юридического лица возможно только за счет имущества реорганизуемых юридических лиц.  Положение пункта 3 статьи 60 ГК РФ устанавливает солидарную ответственность юридических лиц, созданных в результате реорганизации, по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами в случае, если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества. Юридическое лицо считается реорганизованным18, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.     При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.19        Государственная регистрация юридических лиц, вновь возникших в результате реорганизации, и внесение в государственный реестр юридических лиц записи сведений о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В заключении отметим, что Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации разрабатывает законопроект по реорганизации юридических лиц. Концепция законопроекта по реорганизации юридических лиц в настоящий момент уже согласована и находится в планах работы Правительства Российской Федерации. Необходимость разработки данного законопроекта вызвана потребностью консолидировать законодательные нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, которые в настоящий момент распределены по множеству различных законов. 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие и способы реорганизации юридических лиц