Понятие договора розничной купли-продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 23:43, реферат

Описание работы

Розничная купля-продажа играет огромную роль в жизни людей, в удовлетворении их повседневных нужд и потребностей. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК).

Работа содержит 1 файл

курсач основной.docx

— 44.29 Кб (Скачать)

Если товар длительного  пользования, в том числе комплектующие  изделия (детали, узлы, агрегаты), по истечении  определенного периода может  представлять опасность для жизни, здоровья потребителя или причинять  вред его имуществу либо окружающей среде, изготовитель обязан устанавливать  срок службы. Изготовитель также обязан устанавливать срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические  товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары, поскольку по его истечении данные товары считаются непригодным для использования по назначению. Перечни таких товаров утверждаются Правительством РФ. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (п. 5 ст. 5 Закона о защите прав потребителей).

Изготовитель вправе устанавливать  на товар гарантийный срок, в течение  которого в случае обнаружения в  товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или  уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить  требования потребителя, установленные  ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Кроме того, изготовитель вправе принять  дополнительное обязательство в  отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока. Содержание дополнительного  обязательства изготовителя, срок его  действия и порядок осуществления  потребителем прав по такому обязательству  определяются изготовителем. Воронов  Н.В. По следам розничной торговли / Н.В. Воронов // Бухгалтерский учет и  налогообложение. - 2010. - №4. - С. 18.

Продавец может установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем, а также  принять на себя дополнительное обязательство  в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем. Содержание дополнительного обязательства  продавца, срок действия такого обязательства  и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и  продавцом.

1.3 Последствия  продажи покупателю (потребителю)

договор купля  продажа розничный

В случае продажи товара ненадлежащего качества у покупателя возникает ряд возможностей, установленных  ст. 503 ГК. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- либо замены недоброкачественного  товара товаром надлежащего качества;

- либо соразмерного уменьшения  покупной цены;

- либо незамедлительного  безвозмездного устранения недостатков  товара;

- либо возмещения расходов  на устранение недостатков товара.

В ст. 18 Закона о защите прав потребителей в дополнение к возможностям, указанным ст. 503 ГК, потребителям предоставляется  также возможность требовать  замены недоброкачественного товара на товар надлежащего качества другой марки (модели, артикула) с соответствующим  перерасчетом покупной цены.

Все указанные требования покупателя подлежат удовлетворению лишь в том случае, если продавец при  заключении договора не оговорил, что  реализует товар с недостатками. В противном случае покупатель знает  о приобретении товара с недостатками и у него нет оснований выдвигать  в связи с этим какие бы то ни было требования. В некоторых случаях такая оговорка может явствовать из самого характера продажи (продажа в специальных магазинах или отделах уцененных товаров, товаров, бывших в употреблении).

Покупатель может свободно выбирать из указанных требований, но вправе предъявить лишь одно из них. По общему правилу предъявление этих требований ничем не обусловлено, однако в законе установлены отдельные  исключения из этого правила. Так, право  на замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества в  отношении технически сложного или  дорогостоящего товара может быть реализовано  лишь в случае существенного нарушения  требований к его качеству (п. 1 ст. 503 ГК, п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). В отношении граждан-потребителей перечень таких товаров утверждается Правительством РФ.

Согласно п. 3 ст. 503 ГК и  п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей вместо предъявления требований о замене недоброкачественного товара товаром  надлежащего качества, соразмерном  уменьшении покупной цены, незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара либо возмещения расходов на их устранение покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не имеет права удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Анализ ст. 503 ГК и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей показывает, что последствия продажи  товара ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи любому покупателю и аналогичные последствия  в отношениях с участием граждан-потребителей неодинаковы. Поскольку согласно п. 3 ст. 492 ГК РФ к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяются нормы Закона о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним, следует прийти к выводу о том, что последствия продажи товара ненадлежащего качества, установленные ст. 503 ГК, применяются к любым лицам, вступившим в отношения по договору розничной купли-продажи, за исключением граждан-потребителей. В связи с этим, если в договоре розничной купли-продажи одной из сторон является гражданин-потребитель, должны применяться последствия продажи товара ненадлежащего качества, определенные п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, а не ст. 503 ГК РФ. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской федерации части второй / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Изд-во «Юридическая фирма Контракт», 2009. - С. 94.

В отличие от общих положений  ГК потребитель согласно п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей вправе при расторжении договора требовать  полного возмещения убытков, причиненных  ему вследствие продажи товара ненадлежащего  качества. В данном случае имеется  в виду ситуация, когда применение потребителем одного из последствий продажи товара ненадлежащего качества не покрывает причиненных ему убытков. В этом случае он вправе требовать возмещения убытков в полном объеме (ст. 15 ГК), однако обязан доказать их наличие и размер.

Важной гарантией защиты прав потребителей является правило, установленное  п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель  вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному  предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких  недостатков, если докажет, что они  возникли до передачи товара потребителю  или по причинам, возникшим до этого  момента. Указанное требование может  быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет  со дня передачи товара потребителю, но в течение установленного на товар  срока службы или в течение  десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае, когда срок службы не установлен.

Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем либо обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель  по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации, уполномоченному  индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные требования, предусмотренные  п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, либо возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации, уполномоченному  индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Требования, изложенные в  п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или  уполномоченному индивидуальному  предпринимателю. Кроме того, согласно п. 3 указанной статьи предусматривается  возможность обратить требования о  безвозмездном устранении недостатков  или возмещении расходов потребителя по их устранению либо замене товара на аналогичный непосредственно к изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю либо импортеру. Однако поскольку потребитель не имеет возможности предъявить к изготовителю все требования, изложенные в п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, ему также предоставляется право вместо предъявления этих требований возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать от него уплаченной за этот товар суммы.

Пункт 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей содержит весьма важное правило, предоставляющее потребителю, которому продан товар ненадлежащего  качества, право предъявить ряд требований, указанных в этом пункте, непосредственно  к изготовителю, уполномоченной организации  или уполномоченному индивидуальному  предпринимателю либо импортеру. Ранее  действовавшее законодательство не допускало предъявления каких бы то ни было требований по поводу качества проданного товара к изготовителю, поскольку между ним и потребителем отсутствовали правовые отношения.

Иная ситуация сложилась  с принятием Закона о защите прав потребителей, который установил  общую обязанность изготовителя выпускать товары надлежащего качества и обеспечивать возможность их использования, ремонта и технического обслуживания (ст. 4 и 6 Закона о защите прав потребителей). В связи с этим, если обязанности  продавца удовлетворить требования потребителя, вытекающие из продажи  товара ненадлежащего качества, основываются на договоре купли-продажи, то обязанности  изготовителя имеют своим основанием прямое указание закона. Коль скоро  обязанности изготовителя вытекают из иных оснований, то естественно некоторое  несовпадение возможностей потребителя, заложенных в п. 1 и п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Объем  требований потребителя к изготовителю определяется общей обязанностью, вытекающей из ст. 4 и 6 данного закона. Дойников И.В. Предпринимательское право / И.В. Дойников. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 59.

Этой же обязанностью определяется объем требований потребителя в  тех случаях, когда он приобрел импортный  товар. В п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей лицом, ответственным  за недостатки импортного товара, является импортер.

2. Гражданско-правовая  защита потребителей в обязательствах  розничной купли-продажи

2.1 Права граждан-потребителей  и особенности их гражданско-правовой  защиты

Закон о защите прав потребителей урегулировал систему фундаментальных  прав потребителей, установленных «Руководящими  принципами в защиту интересов потребителей», единогласно принятыми Генеральной  Ассамблеей ООН в 1985 году. Вместе с  тем в данном законе содержатся правовые механизмы реализации указанных  прав. В преамбуле закона перечислены  наиболее важные, признанные во всем мире права потребителей:

- право на приобретение  товаров (работ, услуг) надлежащего  качества;

- право на безопасность  товаров (работ, услуг) для жизни,  здоровья, имущества потребителей  и окружающей среды;

- право на информацию  о товарах (работах, услугах)  и их изготовителях (исполнителях, продавцах);

- право на просвещение  потребителей и компетентный  выбор необходимых товаров (работ,  услуг);

- право на государственную  и общественную защиту прав  потребителей;

- право на объединение  потребителей в добровольные  общественные организации. Колесник  О.Н. Комментарий к Федеральному  закону от 8 августа 2001 г. №  128-ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности» / О.Н. Колесник. - М.: ЮНИТИ, 2009. - С. 214.

Все перечисленные права  реализуются через механизмы, закрепленные в конкретных статьях Закона о  защите прав потребителей и иных нормах российского законодательства. Разумеется, не все права и далеко не в одинаковой степени получают гражданско-правовую охрану. В связи с этим в дальнейшем будут рассмотрены только те гражданско-правовые конструкции, которые призваны обеспечить повышенную охрану прав потребителей как участников договорных отношений вообще.

Пунктом 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей предусматривается  общее правило, по которому условия  договора, ущемляющие права потребителя  по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми  актами Российской Федерации в области  защиты прав потребителей, признаются недействительными. Данное положение  закона корреспондирует и п. 1 ст. 422 ГК, согласно которой договор должен соответствовать законам и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом необязательно весь договор в целом должен признаваться недействительным. Если договор мог быть исполнен и без включения в него недействительной части, недействительная часть сделки (договора) не влечет недействительность прочих ее частей (ст. 180 ГК).

Недействительными могут  быть признаны не только условия договора, прямо противоречащие законодательству, но и условия, ущемляющие права потребителей в целом, т.е. ухудшающие положение  потребителя, делающие его менее  благоприятным по сравнению с  предусмотренным законодательством. Убытки, возникшие у потребителя  вследствие исполнения договора, в  котором имеются условия, нарушающие действующее законодательство или  являющиеся менее благоприятными, чем  установленные в нем, подлежат возмещению изготовителем (продавцом) в полном объеме.

В п. 2 и п. 3 ст. 16 Закона о  защите прав потребителей приводятся варианты возможного нарушения (ущемления) прав потребителей, которые влекут недействительность договорных условий. Прежде всего запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. Имеется в виду навязывание потребителю товаров «в наборе», «заказе» и т.п. Продавец не вправе навязывать потребителю приобретение товара, не являющегося единой ассортиментной единицей - «комплектом» согласно п. 1 ст. 479 ГК (набор посуды или мебели). Комплектность товара должна соответствовать условиям договора о комплектности (п. 1 ст. 478 ГК), в противном случае присоединение иного дополнительного товара к необходимому потребителю фактически приводит к увеличению цены одних товаров за счет других, не пользующихся спросом и не могущих быть реализованными иным способом. Подобные действия и составляют ущемление прав потребителей.

Информация о работе Понятие договора розничной купли-продажи