Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является всестороннее исследование договора хранения в теории и на практике, для достижения которой были поставлены следующие задачи:
- Изучить общие положения о хранении;
- Выявить виды хранения;
- Раскрыть элементы договора хранения;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХРАНЕНИЕ КАК ОБЯЗАТЕЛЬСТВО В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ 5
1.1. Общие положения о хранении 5
1.2. Виды хранения 9
2. ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ХРАНЕНИЯ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ……………………27
Содержание
25
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
В РАБОТЕ……………………27
Введение
Хранение - один из самых распространенных видов услуг, который имеет целью спасение вещи от порчи и хищения. За услугами этого вида обращаются в равной мере для удовлетворения как индивидуально-бытовых потребностей — от зрителя, оставляющего верхнюю одежду в гардеробе при посещении театра, и до пассажира, сдающего свой багаж в камеру хранения на вокзале, — так и потребностей предпринимательских, тесно связанных с движением материальных ценностей в гражданском обороте. Хранят вещи граждан гостиницы, санатории, дома отдыха, ломбарды и другие предприятия бытового обслуживания. У тех и других одна и та же цель - сберечь и сохранить принадлежащее им имущество.
В связи с этим глава 47 ГК РФ1 подробно регулирует правоотношения по договору хранения. Это объясняется расширением сферы действия и усложнением этих отношений в условиях рыночной экономики. Основная цель данных отношений - сохранить вещь в целостности, предотвратить влияние на нее как вредных внешних воздействий, так и возможность присвоения ее другими лицами. Это определяет отличительные признаки рассматриваемого договора и составляет актуальность исследования, поскольку общество заинтересовано в обеспечении сохранности своего имущества.
Объектом исследования является совокупность общественных и правовых отношений, возникающих при передаче имущества на хранение. Предметом исследования являются нормы действующего гражданского законодательства в части, затрагивающей положения рассматриваемого договора.
Целью данной курсовой работы является всестороннее исследование договора хранения в теории и на практике, для достижения которой были поставлены следующие задачи:
- Изучить общие положения о хранении;
- Выявить виды хранения;
- Раскрыть элементы договора хранения;
Методологическую основу исследования составляют использование методов сравнительного правоведения, толкования, конкретизации, а также анализ и синтез.
Автор основывает свои выводы и предположения на основе действующего гражданского законодательства. Основным нормативно-правовым актом является Гражданский кодекс РФ. Некоторые положения регулируются ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, в исследовании использовались материалы судебной практики.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих авторов: А.М. Гатина, С.С. Алексеева, Е.А. Суханова, Е.Н. Абрамова, Д.А. Шевчука и других специалистов в области гражданского права.
1.1. Общие положения о хранении
Потребность в обеспечении
сохранности имущества в
По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (п. 1 ст. 886 ГК РФ)3.
Договор хранения в соответствии с многолетней традицией рассматривается в качестве реальной сделки, которая, по общему правилу, считается заключенной с момента передачи вещи хранителю от поклажедателя. Однако, договор хранения может носить и консенсуальный характер, если соглашением сторон предусмотрена обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок. В отличие от ГК РСФСР 1964 г.4, который лишь разрешал социалистическим организациям принимать на себя подобные обязанности, Гражданский кодекс РФ впервые регламентирует отношения сторон, возникающие из такого рода договора. При этом подчеркивается, что консенсуальным может быть лишь договор, в котором хранителем является коммерческая организация либо некоммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности (профессиональный хранитель).
Договор хранения является возмездным договором. Хотя прямого указания ГК РФ не дает, но из анализа ст. ст. 896, 897, 924 ГК РФ напрашивается именно такой вывод. Вместе с тем на практике, особенно в отношениях между гражданами, широко распространено безвозмездное оказание услуг по хранению.
Так, хранение вещей посетителей в гардеробах предполагается безвозмездным, если только вознаграждение за хранение не оговорено или иным очевидным способом не обусловлено при их сдаче (п. 1 ст. 924 ГК РФ). Причем независимо от того, как осуществляется хранение (возмездно или безвозмездно), для обеспечения сохранности вещей хранитель обязан принять меры (п. 1, 2 ст. 891 ГК РФ):
- соответствующие обычаям
делового оборота и существу
обязательства, в том числе
свойствам переданной на
- предусмотренные
Кроме того, п. 3 ст. 891 ГК РФ регламентирует, что при безвозмездном хранении о принятой вещи хранитель обязан заботиться не менее, чем о своих вещах. За утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, согласно ст. 901 ГК РФ хранитель несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (ст. 401 ГК РФ5). Лицо признается невиновным, если в соответствии с требуемой степенью заботливости и осмотрительности оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Причем отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). Также учреждение, как работодатель, отвечает за действия своего работника, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ст. 402 ГК РФ).
Убытки при безвозмездном хранении в соответствии с п. 2 ст. 902 ГК РФ возмещаются следующим образом:
- за утрату и недостачу
вещей - в размере стоимости
утраченных или недостающих
- за повреждение вещей - в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.
Нередко учреждениями вывешивается объявление, например, что за головные уборы, сданные в гардероб, администрация ответственности не несет. Такое ограничение ответственности противоречит гражданскому законодательству и является ничтожным, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 400 ГК РФ соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом. В соответствии с п. 9 ст. 902 ГК РФ ответственность хранителя ограничивается только реальным ущербом, каких-либо иных ограничений законодательством не установлено, поэтому убытки должны возмещаться хранителем за каждый утраченный предмет.
Часто посетители, утратившие свое имущество, кроме возмещения ущерба, предъявляют иски о взыскании компенсации морального вреда. Согласно ст. 151, 1099 ГК РФ за причиненный гражданину моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Размер компенсации морального вреда устанавливается судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей"6).
Судьи в рассматриваемой ситуации исковые требования граждан в части возмещения морального ущерба, как правило, отклоняют, ссылаясь на то, что данные претензии не основаны на положениях ст. 151 ГК РФ. Факт причинения нравственных страданий, связанных с утратой одежды и последовавшими за этим последствиями, не является в силу закона основанием для компенсации морального вреда. Кроме того, судьи считают, если договор хранения в гардеробе является безвозмездным, данные правоотношения законодательством о защите прав потребителей не регулируются, а значит, иск о взыскании компенсации морального вреда полежит отклонению (Бюллетень ВС Республики Карелия № 7, 2002)7.
Договор хранения носит взаимный характер. Хотя он и заключается, прежде всего, в интересах поклажедателя, правами и обязанностями обладают обе стороны, в том числе даже когда договор хранения является безвозмездным и реальным. Так, поклажедатель с учетом основной цели договора традиционно пользуется значительно бoльшими возможностями, чем хранитель, но по крайней мере, две обязанности - обязанности по возмещению расходов на хранение и по получению сданной на хранение вещи, на поклажедателя возлагаются практически во всех случаях8.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что обязательство хранения является гражданско-правовым отношением, т.е. отношение, где одна сторона (хранитель) обязуется хранить определенное имущество, которое передается ей во временное владение другой стороной, и возвратить его в сохранности. Договор, по общему правилу реальный (но может быть и консенсуальным), взаимный, возмездный (может быть и безвозмездным).
Теория гражданского права традиционно выделяет несколько разновидностей договора хранения, знание которых помогает лучше уяснить природу установленных законом правил о хранении.
Прежде всего, закон различает обычное хранение и специальные виды хранения. Обычное хранение регулируется общими положениями о хранении (параграф 1 гл. 47 ГК РФ), которые при всей их дифференциации применительно к особенностям хранения отдельных видов имущества, разным основаниям и условиям хранения рассчитаны на традиционные взаимоотношения поклажедателя и хранителя. Эти общие положения в соответствии со ст. 905 ГК РФ применяются и к специальным видам хранения при условии, что ГК и другими законами не установлено иное. Специальными видами хранения являются хранение имущества на товарном складе, в ломбарде, банке, камерах хранения транспортных организаций, гардеробах организаций, гостиницах, а также секвестр (хранение вещей, являющихся предметом спора). Помимо этих прямо указанных в ГК специальных видов хранения, к ним следует отнести и некоторые другие виды хранения, в частности нотариальный депозит, хранение культурных ценностей, принадлежащих частным лицам, музейными учреждениями и др. Каждый из названных видов хранения имеет свои особенности, вытекающие из специфики деятельности тех лиц, которые оказывают услуги по хранению.
В зависимости от вида вещей, которые передаются на хранение, выделяются договоры регулярного и иррегулярного хранения (хранения с обезличением). По договору регулярного хранения (от лат. regulare - обычный, нормальный) на хранение сдается индивидуально-определенная вещь либо имущество, определенное родовыми признаками, при условии, что по окончании срока договора гарантируется возврат того же самого имущества (например, тех же самых экземпляров ценных бумаг, тех же картин, того же сервиза). Договор иррегулярного хранения (от лат. irregulare - необычный, ненормальный) заключается в отношении такого имущества поклажедателя, которое может смешиваться с вещами такого же рода и качества других поклажедателей, либо самого хранителя. Поклажедателю гарантируется лишь возврат равного или обусловленного сторонами количества вещей того же рода и качества9. Такие договоры заключаются, в частности, овощехранилищами, нефтебазами, элеваторами и т.д.
С учетом того, кто выступает в роли хранителя, различается профессиональное и непрофессиональное хранение. Профессиональным считается такое хранение, при котором услугу оказывает любая коммерческая организация либо некоммерческая организация, для которой осуществление хранения является одной из целей ее профессиональной деятельности (п. 2 ст. 886 ГК РФ). Если же обязанность по хранению принята иной некоммерческой организацией или гражданином, хранение признается непрофессиональным. Смысл данного деления состоит в том, что к профессиональному хранению закон предъявляет более строгие требования, устанавливая, в частности, повышенную ответственность профессионального хранителя за сохранность имущества поклажедателя10. Так, согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ, хранитель обязан возместить поклажедателю убытки, причиненные утратой, недостачей либо повреждением находящихся на хранении вещей. Однако при утрате материального носителя, содержавшего ценную информацию - бумаги, или, например, компакт-диска - компания-заказчик вряд ли будет предъявлять к организации-хранителю требование о возмещении его стоимости. Ведь цена последнего несопоставима с ценностью содержащихся в документе сведений. Следовательно, может быть предъявлено требование о взыскании убытков, причиненных утратой хранителем такого документа и не связанных со стоимостью материального носителя.