Полномочия Президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является рассмотрение основных функций главы государства и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Определить положение Президента РФ в системе органов государственной власти и его конституционного статуса в соответствии с Конституцией РФ.
2. Раскрыть основные полномочия Президента РФ в соответствии с его компетенцией.
3. Рассмотреть деятельность органов, осуществляющих обеспечение деятельности Президента РФ.

Работа содержит 1 файл

Андрей курсовая.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

       Законодатель не перечисляет  все случаи, при которых Президент РФ может использовать согласительные процедуры. Но в некоторых закона прямо предусматривается использование Президентом России согласительных процедур. Такое указание, например, имеется в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 29 июля 2000 г. В нем говорится, что Президент РФ вправе обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ с представлением о приведении в соответствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

       Но в случае возникновения  разногласий Президент РФ использует  согласительные процедуры для  их разрешения. В случае недостижения  согласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

       Конституция не раскрывает понятие  согласительных процедур. Следовательно,  Президент свободен в выборе  конкретных согласительных процедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и в конечном счете в достижении согласия.

     Согласительные  процедуры призваны обеспечить решение  проблемы без элементов принуждения. Естественно, что в процессе согласования Президент выступает не как одна из сторон, а как общенациональный авторитет.

       Наиболее распространенная форма  решения спора, к которой часто  прибегают стороны, — это непосредственные  переговоры. Значение непосредственных  переговоров особенно велико  потому, что при их помощи имеется  возможность не только найти выход из спорной ситуации, но и предотвратить сам конфликт. Следует приветствовать включение в договоры и соглашения как между Федерацией и ее субъектами, так и между субъектами, положений о проведении взаимных консультаций по интересующим участников вопросам.

       В качестве примера действенности  согласительных процедур под  руководством Президента можно  привести переговоры о достижении  общих Целей в деятельности  федеральных государственных органов,  государственных органов субъектов  Российской Федерации, партий, профсоюзов, общественных и религиозных объединений, в результате чего 28 апреля 1994 г. был открыт для подписания Договор об общественном согласии. Договор был подписан более чем 800 участниками, что, несомненно, стабилизировало политическую ситуацию в стране.

       Образование согласительных комиссий  и организация переговоров сторон  уже использовались Президентом  для достижения согласия сторон. В последнем случае нередко  переговоры проводятся либо им  лично, либо с участием представителей Президента. Проводились переговоры об урегулировании спорных вопросов о правовом положении города Норильска и находящихся в нем предприятий между Красноярским краем и Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом. После того как на завершающей стадии в переговорах принял участие помощник Президента Российской Федерации, между спорящими сторонами 2 ноября 1995 г. был заключен Договор «О бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и органами государственной власти Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа».

       Если применение согласительных  процедур не приведет к согласованному  решению, Президент, в соответствии  с Конституцией, может передать  разрешение спора на рассмотрение  суда. Выбор суда зависит от  характера спора и компетенции суда. Конституционный Суд Российской Федерации, вправе разрешать споры о соответствии Конституции ряда нормативных актов субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции).

       Возможность обращения Президента  в суд в случаях, предусмотренных ст. 85 Конституции, установлена и в других федеральных законах. Так, в ст. 116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР указано, что. Верховный Суд Российской Федерации по первой инстанции рассматривает дела «по разрешению споров, переданных ему Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Конституции Российской Федерации*} между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласительные процедуры, как следует из ст. 85 Конституции, могут применяться Президентом практически во всех случаях обнаружившихся разногласий.

       Но в любом случае исключается  передача дела в международный  суд, поскольку речь идет о внутренних вопросах жизни одного государства. 

     2.2 Полномочия Президента РФ по формированию государственных органов

       Полномочия Президента по формированию  органов государственной власти  регулируются в двух основных  формах:

       а) Президент в пределах своей компетенции создает новые или упраздняет уже имеющиеся органы государственной власти

       б) Президент в пределах своей  компетенции назначает или участвует  в назначении, а также освобождает  или участвует в освобождении  соответствующих должностных лиц.

       Полномочия Президента в области  кадровой политики относятся  к числу важнейших полномочий  главы государства, позволяют  ему в широком смысле этого  слова разместить на ведущих  постах государственных органов  свою команду. Но кроме того  следует иметь в виду, что Конституция не отдает право назначения должностных лиц безоговорочно в одни руки, т.е. Президенту, а предусматривает различные формы их назначения. Некоторые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие — по представлению или после консультации с соответствующими федеральными государственными органами, или по их предложению.

       Основные полномочия Президента  РФ в области кадровой политики  закреплены в ст. 83 Конституции  РФ. Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ.

       Согласие Государственной Думы  дается в форме постановления,  которое принимается большинством  голосов от общего числа депутатов.  Данное Государственной Думой  согласие на назначение конкретного  лица Председателем Правительства не связано сроком полномочий Думы и действует до тех пор, пока Правительство либо не сложит с себя полномочия в связи с вступлением в должность нового Президента РФ, либо пока оно не уйдет в отставку по решению Президента.

       После вступления в должность или после отставки Правительства Президент вносит предложение о кандидатуре Председателя Правительства не позднее двухнедельного срока. Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение недели (ст. 111 и 117 Конституции). Это направлено на то, чтобы Правительство как носитель исполнительной власти в стране действовало практически без сколько-нибудь продолжительных интервалов.

       В соответствии со ст. 83 Конституции Президент принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации. При этом, если при назначении Председателя Правительства необходимо согласие Государственной Думы, то решение об отставке Правительства принимается Президентом самостоятельно.

     Президент назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров (ст. 83). Условием реализации этого правомочия является то, что  указанное назначение на должности  н освобождение от них производится «по предложению Председателя Правительства», причем не оговаривается, в каком порядке и в какой форме это предложение делается, хотя, по нашему мнению, эти процедуры следовало бы закрепить законодательно, что позволило бы избегать случайных, неоправданных назначений на столь высокие должности.

     Президент в соответствии с п. «е» ст. 83 Конституции  РФ представляет Совету Федерации кандидатуры  для назначения на должности судей  Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Су* да Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской!« Федерации, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении! от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

     Что же касается судей других федеральных судов, то они назначаются непосредственно Президентом РФ.

       В п. «г» ч. 1 ст. 83 Конституции  РФ, сказано, что Президент Российской  Федерации «представляет Государственной  Думе кандидатуру для назначения  на должность Председате­ля Центрального банка Российской Федерации; ставит вопрос перед Государственной Думой об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации».

       Такой порядок назначения и  освобождения Председателя Государственного  банка РФ обеспечивает независимость Центрального банка России от других органов государственной власти.

     Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России, так как Президент по должности  является Верховным главнокомандующим  Вооруженными Силами Российской Федерации.

       Президент России назначает и  отзывает после консультаций  с соответствующими комитетами  и комиссиями палат Федерального  Собрания дипломатических представителей  Российской Федерации в иностранных  государствах и международных  организациях.

       В Конституции не сказано, с  какими именно комитетами и  комиссиями проводятся консультации. Это определяет сам Совет Федерации.  Обычно консультации проводятся  с теми комитетами и комиссиями, в компетенцию которых входят  вопросы внешней политики.

       Согласно той же ст. 83 Конституции РФ Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации;

     - формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

     - назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации.

       Значительное число должностных  лиц, указанных в ст. 83 Конституции  (так же как и судьи «других  федеральных судов»), назначаются  и освобождаются от должности  лично Президентом Российской  Федерации.

       Что же касается работников  аппарата Администрации Президента, Совета Безопасности РФ, вновь созданного Государственного Совета РФ. то естественно, что абсолютное большинство из них назначается и освобождается не Президентом, а руководителями аппаратов этих государственных органов. 
 
 

     2.3 Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения её безопасности

     Организация обороны страны, обеспечение ее безопасности — одна из главных функций главы  государства.

       Здесь Президент не только  принимает конкретные, оперативные  меры и обеспечивает согласованное  функционирование всех органов. Его прямая обязанность, и об этом, произнося присягу, Президент клянется народу — «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства» (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ).

       Присяга отнюдь не чисто символический акт вступления в должность. Во многих странах нарушение Президентом присяги народу может повлечь ответственность в виде отрешения от должности.30

       Конкретные полномочия Президента  в организации обороны страны  и обеспечении ее безопасности  весьма обширны и разнообразны. Конституция определяет их, как правило, в общем виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами Президента.

       Президент является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными  Силами Российской Федерации  (ст. 87 Конституции). Согласно Закону об обороне он утверждает концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.

       Президент, являясь Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами, утверждает военную доктрину Российской Федерации.

Информация о работе Полномочия Президента РФ