Полномочия Президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является рассмотрение основных функций главы государства и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Определить положение Президента РФ в системе органов государственной власти и его конституционного статуса в соответствии с Конституцией РФ.
2. Раскрыть основные полномочия Президента РФ в соответствии с его компетенцией.
3. Рассмотреть деятельность органов, осуществляющих обеспечение деятельности Президента РФ.

Работа содержит 1 файл

Андрей курсовая.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

       Президент наделен правом принимать  более эффективные меры, влекущие  за собой роспуск представительных  органов и отрешение от должности  высших должностных лиц субъектов  РФ и глав местного самоуправления.

       В свою очередь, специфика судебной власти позволяет судам оказывать заметное влияние на издание и действие актов Президента. Это выражается в том, что акты, издаваемые Президентом РФ, являются объектом судебного контроля.

     Под функциями Президента РФ понимаются направления его деятельности.

       Основные функции Президента  РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ:

      1) Президент РФ является гарантом  Конституции РФ, прав и свобод  человека и гражданина;

      2) Президент РФ в установленном  Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

      3) Президент РФ обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие  органов государственной власти;

      4) Президент РФ в соответствии  с Конституцией РФ и федеральным законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

      5) Президент РФ представляет Российскую  Федерацию внутри стран и в  международных отношениях.

     Под полномочиями Президента РФ понимается совокупность предоставленных ему прав и обязанностей, необходимых для выполнения возложенных на него функций.

     В Конституции некоторые функции и полномочия Президента сформулированы в слишком общей форме, например, как «определение основных направлений внутренней и внешней политики государства». В результате в Основном законе страны не нашли своего должного закрепления функции и полномочия Президента России в осуществлении таких важных внутренних функций российского государства, как: экономическая, которая отражает степень участия государства в управлении экономикой страны, его способность содействовать или препятствовать развитию экономических сил страны, создавать надле­жащие условия для реализации экономических и социальных прав населения; социальная функция государства, которая призвана обеспечивать все права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в том числе на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояние его самого, его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам; функция развития научно-технического прогресса и культуры, способная обеспечить развитие высоких технологии, а также духовных сфер общества — литературы, театра, кинематографии, музыки, изобразительного искусства, сохранности памятников истории и культуры и т.д.; экологическая функция, направленная на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека.

       Действующая Конституция закрепляет  явно недостаточно полномочий  за Президентом России в отношениях с субъектами РФ. Обращая внимание на эту особенность, М.В. Баглай пишет: «Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ очень скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции».25

       Недостаточная правовая регламентация  функций и особенно полномочий  Президента по их реализации, а также неполная исследованность  данной проблематики создают  определенные сложности в классификации  полномочий и раскрытии их  содержания.

       Между тем, целый ряд полномочий, например, при чрезвычайном положении, в области внешней политики и т.д., Президент реализует не непосредственно, а через другие государственные органы, относящиеся к законодательной или исполнительной ветвям власти. Следовательно, чистота критерия для классификации полномочий не выдерживается, а отсюда и неизбежность дублирования.

       Если обратиться к монографии  Л. А. Окунькова, в которой  исследуется правовой статус  Президента России, то мы увидим, что автор в полномочия Президент  включает те его права и обязанности, которые закреплены в различных сферах его деятельности (в области кадровой политики, обороны и обеспечения безопасности страны, в области внешней политики и т.п.), и не включает в полномочия Президента РФ те его права и обязанности, которые реализуются через взаимодействие Президента РФ с другими государственными органами, представляющими все ветви власти — Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды.

       Такой подход Л. А. Окунькова  с методологических позиций более  правильный, ибо в основе его лежит единый критерий классификации — сфера деятельности Президента, а не государственные органы, через которые он реализует свои полномочия. Но при таком под­ходе и при отсутствии научных исследований всего комплекса полномочий Президента многие его полномочия, которые реализуются им посредством взаимодействия с государственными органами всех ветвей власти, могут остаться за пределами нашего внимания, что искусственно и неоправданно сузит объем полномочий Президента.

       Во избежание этого мы сознательно пойдем на то, чтобы при изложении полномочий Президента РФ исходить не из одного, а двух критериев их классификации: а) по направлениям деятельности и б) по сферам взаимодействия Президента РФ с государственными органами всех ветвей государственной власти. Это повлечет за собой некоторые повторения, но при таком подходе они неизбежны.

     Президент РФ - гарант конституции

       Президент России как глава  государства наряду с традиционными  представительскими функциями призван  выполнять ответственную задачу  по определению основных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, по обеспечению реализации этого курса. В литературе справедливо подмечено, что в отличие от тех глав зарубежных государств, которые «царствуют, но не управляют», в России Президент не только конституционный глава государства, но и центральное действующее лицо в его политической жизни.26

     Особое  место Президента как главы государства  подчеркивается его функцией гаранта  Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).

       Каждый из органов (институтов) государственной власти в рамках  своей компетенции обязан выполнять  функции, которые направлены на  реализацию Конституции, на защиту  прав и свобод личности. Однако  каждый из них лишь частично  обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

     Для Президента обеспечение выполнения Конституции как направление  деятельности имеет приоритетное значение. Главное назначение Президента как  гаранта Конституции — принимать  все необходимые меры по обеспечению защиты конституционных прав граждан, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Деятельность Президента нацелена на создание необходимых условий для упрочения конституционного строя, незамедлительного устранения нарушений Конституции.

       Активное использование Президентом  своих полномочий и дозволенных  законом средств политического,  правового и общественного воздействия  в этом направлении является  главной гарантией действия Конституции.

       Л. А. Окуньков в своей монографии  совершенно справедливо замечает, что в Конституции (ни буквально,  ни по смыслу) не говорится  о верховном контроле Президента. Более того, как показывает отечественная  и зарубежная практика, на федеральном  уровне факты вторжения в компетенцию государственных органов более типичны для Президента, чем для Правительства и парламента.27

       Будучи главой государства, Президент  представляет Российскую Федерацию  внутри страны и в международных  отношениях. Именно в этом качестве  Президент обеспечивает устойчивость и преемственность механизма государственной власти, координацию и взаимодействие всех органов государственной власти. Президент «призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти».28 Как глава государства Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, имеющее значение не только для исполнительной власти, но и для органов, представляющих другие ветви власти.

       Президент не может оставаться  безучастным, если хоть один  орган государства нарушает или  не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом  ущемляются или нарушаются права  и свободы каких-либо групп  населения.

       Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время.

       Функция гаранта требует от  Президента постоянной заботы  об эффективности судебной системы  и осуществления очень многих  других акций, прямо не сформулированных  в его полномочиях, — естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента».

       «Среди многочисленных указов  и распоряжений Президента, принятых  в последние годы, — пишет Л.А. Окуньков, — крайне мало решений, которые содержат предписания в адрес конкретных органов власти, нарушивших Конституцию России, и в которых содержится принципиальная оценка допущенных нарушений. Будучи гарантом Конституции Российской Федерации, Президент должен принимать все необходимые меры по ее соблюдению и обеспечению верховенства (высшей юридической силы) на территории России. Однако в течение более двух лет со времени вступления в силу Конституции действенных мер по приведению в соответствие с ней конституций и уставов субъектов Федерации не принималось.

       Заключение договоров о разграничении  полномочий между Российской  Федерацией и республиками, входящими  в ее состав, не решало проблемы, так как после подписания договоров  большинство республик не привели в соответствие с федеральной Конституцией некоторые положения своих конституций. Со стороны Президента не было ни одного запроса в Конституционный Суд о соответствии Конституции Российской Федерации отдельных поло­жений упомянутых актов ряда республик и некоторых других субъектов Федерации, хотя о них хорошо известно властным структурам и широкой юридической общественности.

       Лишь 5 октября 1995 г. был издан  Указ по вопросу обеспечения  соответствия конституций и законов  республик, уставов, законов и  иных нормативных актов краев, областей и других субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам1. Признавая недопустимым нарушение Конституции и федеральных законов органами государственной власти субъектов Федерации при разработке и принятии ими нормативных правовых актов, Президент предложил этим органам устранить имеющиеся противоречия с положениями Конституции и федеральными законами. Можно предположить, что при невыполнении этого предписания упомянутыми органами Президент обратится в Конституционный Суд с конкретными запросами по поводу тех положений конституций, за­конов и иных актов, которые до сих пор не приведены в соответствие с федеральной Конституцией. Пока таких обращений Президента в Конституционный Суд не было.

       Нельзя не обратить внимания на запоздалость предписаний этого Указа о неукоснительном соблюдении положений Конституции при подготовке и принятии основополагающих правовых актов субъектов Федерации. Как известно, большинство конституций и уставов в регионах уже приняты. Особенно актуален и безотлагателен пересмотр тех из них, где имеются положения, не согласующиеся с основами конституционного строя Российской Федерации, ее государственной целостностью, единством системы государственной власти, равноправием граждан и другими конститу­ционными принципами».29

       Еще одно замечание по этому  поводу. И после 1996 г. вплоть  до ухода в отставку Б.Н.  Ельцина положение в стране, к  сожалению, в лучшую сторону  не изменялось. По-прежнему многие  конституционные нормы нарушались, в том числе и самим Президентом, по-прежнему не принимались меры к тем, кто игнорировал Основной закон России — Конституцию РФ. И только после избрания Президентом РФ В.В. Путина положение начало меняться. Страна почувствовала, что у Конституции действительно есть гарант.

     Обеспечение Президентом РФ согласованного функционирования всех органов государственной власти.

       Сложной и ответственной является  функция Президента РФ по обеспечению  согласованной деятельности органов  государственной власти.

       Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Информация о работе Полномочия Президента РФ